Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить конституционно-праввой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
В процессе достижения определенной цели должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть становление института президентства РФ;
определить функции и полномочия Президента РФ;
выявить рейтинг доверия к Президенту РФ.

Работа состоит из  1 файл

президент РФ.docx

— 517.07 Кб (Скачать документ)

Надо сказать, что особенно велика роль и широки полномочия Президента РФ в тех областях управления органами, которыми он руководит непосредственно: оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела и др. В этой связи он: формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83). Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86). Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии против РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Думе (ст. 87). При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Президент РФ: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (ст. 89)

«Конституция РФ закладывает правовые основы активной деятельности Президента РФ в сфере законодательной власти» [12,с 34].

В области законодательства и отношении  с парламентом — Федеральным Собранием РФ - Президент РФ имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу; обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 и 107 Конституции РФ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84). Президент РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности соответствующих нормативных актов (ст. 125 Конституции РФ) и о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Он вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения порядка его принятия, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и самого принятия закона. Президент РФ назначает в каждую из палат парламента своих полномочных представителей. Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального собрания РФ в законодательном процессе регулируется специальным Положением, утвержденным Указом Президента в апреле 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями. Президент РФ назначает своего полномочного представителя и в Конституционном Суде, Положение о котором утверждено Указом Президента в декабре 1996 г.

В процессе осуществления своих  полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность). Распоряжения — это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования. В конкретных условиях необходимости быстрого и радикального обновления правовой основы процессов становления рыночной экономики, демократизации, гражданского общества и правового государства в РФ указы Президента сыграли важную роль в становлении новой правовой системы.

 

    1. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ

 

 

Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в  должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение  полномочий Президента РФ. Это может  иметь место в трех следующих  случаях: а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению; б) в случае стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия; в) в случае отрешения  от должности. Во всех случаях, когда  Президент РФ не в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно выполняет  Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность  принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93) [2, с 23].

 

2 Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года

 

2.1Рейтинг доверия В.Путину и его динамика

 

 

Тенденция падения рейтинга доверия  к нынешнему президенту РФ В.В.Путину и других показателей доверия к власти обозначилась начиная с

2009 г., но восприниматься как устойчивый  и необратимый тренд она стала

лишь  в 2011 г., когда на высокую вероятность  такого развития было указано

в первом политическом докладе ЦСР. В  течение 2011 года эта тенденция была зафиксирована всеми российскими социологическими организациями и

детально  проанализирована в предыдущих политических докладах ЦСР2.

За период с 2009 по 2012 г. имело место  лишь одно существенное отклонение от этой тенденции – выборная кампания президента РФ с декабря 2011 по март 2012г., когда рейтинг доверия В.В.Путину и его электоральный рейтинг временно возросли до уровня, примерно соотвестствующего началу 2011 г. Причины этого восстановления были проанализированы в предыдущем докладе ЦСР. Нами был сделан вывод, что эффект предвыборной кампании окажется краткосрочным, и в дальнейшем падение

рейтингов доверия к власти возобновится. За период с марта по сентябрь 2012 г. этот прогноз подтвердился полностью, о чем свидетельствует нижеследующий график.

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Рейтинг  доверия В.Путину

 

Главные мысли, высказанные респондентами  фокус-групп по поводу этого графика в сентябре-октябре 2012 г., состояли в следующем. По

мнению  респондентов, за многие годы правления  В.В.Путина, включая и условный период правления Д.А.Медведева, не было достигнуто никаких значимых результатов. Были только бесконечно повторяющиеся слова и обещания. Поэтому продолжающееся падение рейтингов респонденты считают закономерным.

Большинство участников фокус-групп  объясняли причину падения рейтинга тем, что за этот период времени в стране не было предпринято никаких действий по улучшению ситуации, решению большинства острых и

актуальных  проблем страны. Это нерешенные социально-экономические вопросы, главным образом сфокусированные в определенном кругу проблем: неудовлетворительное состояние образования и здравоохранения, обеспечение личной безопасности и верховенства закона, качество и доступность инфраструктуры (особенно ЖКХ), коррупция, отсутствие роста

промышленности  и развития в большинстве отраслей и т.д. Особую озабоченность многих респондентов вызывает так называемая «бездуховность» общества и безразличие власти к нуждам и проблемам населения.

В период после выборов в Государственную  Думу в декабре 2011 года и президентскими выборами в марте 2012 года рейтинг доверия вырос на 10%.

Говоря о причинах этого явления, участники фокус-групп отмечали безальтернативность выборов, зачищенное политическое пространство «не за

кого  голосовать» «кандидаты специально подобраны» и т.п.), а также то, что

люди  голосовали с очень неоднозначными чувствами. Этот факт подробно

анализировался  в предыдущем докладе ЦСР на основе психологической теории когнитивного диссонанса: люди голосовали за В.В.Путина, негативно оценивая его работу, но не видя приемлемой альтернативы (и даже опасаясь

таких альтернатив).

Также респонденты говорили не только об отсутствии других кандидатов, но и о некой стабильности, которая сохранится в случае выбора В.Путина президентом страны. Нежелание перемен в худшую сторону, выбор «меньшего зла» привели к определенному повышению рейтинга в этот период, а затем, по мере неизбежного ослабевания эффекта когнитивного диссонанса, – к падению рейтинга до ниже предыдущего минимума, достигнутого в декабре 2011гВ качестве второй главной причины роста рейтинга Путина большинство участников фокус-групп отмечали также мощную агитационную кампанию, развернутую В.В.Путиным. Вопрос о причинах недолговечной, но реальной эффективности кампании требует особого изучения. Сами респонденты смогли лишь констатировать этот факт, но не объяснить его. Это неудивительно, если учесть, что респонденты не являются экспертами в области теорий рекламных коммуникаций.

С точки зрения теории рекламы очевиден рост объемов телевещания с участием В.В.Путина в период кампании при заметном отставании этих объемов у других кандидатов (в рекламе объем вещания измеряется показателем GRP, характеризующим общее количество контактов рекламы с аудиторией).

Однако сам по себе рост объемов  вещания имеет определенный предел эффективности, так называемое «плато», после выхода на которое рост рейтингов прекращается независимо от роста объемов вещания. При

чрезмерном  увеличении объемов и продолжительности  вещания происходит «износ» рекламного воздействия и падение рейтингов. По-видимому, можно

констатировать, что с точки зрения продолжительности  и интенсивности вещания кампания была спланирована грамотно, и пик эффективности кампании пришелся на день выборов.

Наряду с объемом вещания  существует второй важный показатель –

коэффициент контактной ценности вещания, характеризующий восприимчивость аудитории к транслируемым сообщениям. Коэффициент контактной ценности может быть как положительным, так и отрицательным.

В кампании В.В.Путина января-марта 2012 г. этот коэффициент, несомненно, был положительным, но, по законам рекламы, и этот ресурс не

является  безграничным.

Остался ли у В.В.Путина ресурс повышения  рейтингов за счет повышения названных показателей? В силу ограниченности ресурсов данный вопрос не изучался в настоящем исследовании. Можно предполагать, что возможности увеличения рейтинга за счет количественного наращивания показателя GRP уже достигли предела. Об этом косвенно говорят постоянно

Информация о работе Основные изменения в политических установках российского населения с марта по октябрь 2012 года