Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:53, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она сформировалась значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Происхождение политики… ………………………………....2
Мораль и политика: общее и специфическое………………...5
Цели, методы и средства в политике………………………….8
Политика как наука и искусство……………………..………21
Список используемой литературы……………………………......……23
Самарский Государственный
Экономический Университет
Заочный факультет
город
_________________________
г. Самара, ул. Советской Армии, 141; тел:224-45-99
Мухутдинов Ильдус Азгатович
фамилия, имя, отчество студента
Курс 5 Специальность ФиКР(5,5)
Занимаемая
должность_____________________
Наименование
предприятия___________________
Дата
получения работы деканатом_____________________
Дата
сдачи работы на кафедру_______________________
Дата
рецензирования работы________________________
Дата
возвращения работы кафедрой в деканат____________
Дата отправки работы студенту______________________
Контрольная, курсовая работа представляется экзаменатору
при сдаче экзамена.
Контрольную работу прошу возвратить по следующему
адресу:
Кому:____________________
Куда:____________________
Содержание
Список
используемой литературы……………………………......……
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она сформировалась значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Логику появления политики можно представить следующим образом.
Таким
образом, политика формируется как
результат неравного
Политика непосредственно связана с такими
явлениями, как власть и государство.
Власть является главным инструментом
политики и основным объектом политической
борьбы. В первобытном обществе она не
носила политического характера.
Первые две формы власти
носят догосударственный характер, а такие
общества называют потестарными (от лат:
potestas - власть). Как правило, возникновение
политики исследователи ассоциируют с
возникновением государства, когда власть
приобретает государственно-публичный
характер.
С появлением государства (первые государства
возникают 5 тысяч лет назад в Месопотамии
и Египте) связан переход от неполитической
(племенной кровно-родственной) к политической
организации общества. Государство стало
новой социальной силой, призванной поддерживать
целостность общества с помощью рычагов
административного и правового регулирования
общественных отношений. Потребность
в отстаивании своих интересов породила
объединение людей в различные ассоциации
(партии, общественные объединения).
Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и другими учеными. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовались три крайних позиции по этим вопросам.
Так, одна часть теоретиков (Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан и др.) стояла на позиции отрицания возможностей сколько-нибудь серьезного влияния морали на политику. Вторая часть ученых (Платон, Аристотель, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли и др.), напротив, практически растворяли политические подходы в морально-этических оценках, считая последние ведущими ориентирами для любой, в том числе политической, деятельности. Третья группа ученых (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн и др.) настаивала на необходимости облагораживания политики моралью, соединения тех и других стандартов при осуществлении государственной власти. Как же в действительности решается эта проблема?
Практический
опыт показал, что в политике, как
и в любой другой сфере общественной
жизни, понимание и реализация человеческих
интересов изначально связаны с
этико-мировоззренческим
Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации — нравственная и политическая.
Несмотря на то что и моральное, и политическое сознание имеют в принципе групповое происхождение, тем не менее они представляют собой два различных способа понимания людьми своей групповой принадлежности (идентификации), которые базируются на различных способах чувствования, оценивания и ориентации в социальном пространстве. Так, политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. Моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Как писал С. Франк, не существует никакого единого постулата, «исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие под категории "добра" и "зла"».
Мораль представляет собой дихотомический тип мышления, которое побуждает рассмотрение всех социальных явлений сквозь призму двоичных, взаимоисключающих оценок: благородство—низость, верность—предательство, сострадание—равнодушие и т.д. В конечном счете эти противоположные образы-ценности концентрируются в понятиях «добро» и «зло» — конечных для человеческого сознания представлениях о положительных и отрицательных ограничениях возможного поведения людей.
Таким образом, если политика
подчиняет человека
Взаимодействие этих двух разных способов отношения к жизни приобретает в политике неоднозначное выражение. Так, при рутинных действиях, связанных с осуществлением повседневных гражданских обязанностей, не требующих обостренных размышлений о сути происходящего, нравственные критерии не являются серьезным внутренним оппонентом политических стандартов. Но данные противоречия существенно обостряются, когда люди принимают принципиальные решения, связанные, к примеру, с выбором перспектив социального развития, применением или неприменением насилия. Это говорит о том, что не все процессы использования государственной власти в равной степени испытывают на себе сложность соотношения морального и политического выбора, а следовательно, конфликт политики и морали проявляется не во всех, а лишь в некоторых зонах формирования и перераспределения государственной власти.
Вместе с тем качество используемых в политике моральных требований также бывает различным. Например, значительные слои населения руководствуются в сфере государственной власти только общеморальными оценками происходящего или, как говорил М. Вебер, являются носителями «этики убеждения», рассматривающей политику в качестве пространства воплощения неизменных принципов и идеалов.
В то же время в политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или (опять пользуясь веберовской терминологией) «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, люди, руководствующиеся «этикой ответственности», делают свой политический и моральный выбор, перенося акценты с оправдания целей на оправдание методов их достижения. Более того, носители такого рода этических воззрений интерпретируют моральную оценку, соотнося ее и с целями, и с ситуацией. Например, даже насилие получает здесь моральное оправдание, если применяется в ответ на действия агрессора или связано с пресечением деятельности режимов, открыто попирающих общечеловеческие принципы морали.