Основы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:53, реферат

Описание

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она сформировалась значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Содержание

Происхождение политики… ………………………………....2
Мораль и политика: общее и специфическое………………...5
Цели, методы и средства в политике………………………….8
Политика как наука и искусство……………………..………21
Список используемой литературы……………………………......……23

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 65.83 Кб (Скачать документ)

     В узком значении понятие «ненасильственные  действия» включает не всякую ненасильственную деятельность, а лишь ту, которая  направлена против властей и связана  с гражданским неповиновением, с  нарушением буквы или духа закона или административных норм (например, неуход из служебных зданий после завершения рабочей смены). Понимаемые в этом смысле ненасильственные действия отличаются от осуществляемых в соответствии с законом демократических способов политического соперничества: организационно-партийной и пропагандистской работы, избирательных кампаний, парламентской борьбы и т.п. В научной литературе понятие «ненасильственные действия» обычно употребляется в узком смысле, хотя это создает и определенные неудобства, связанные с несоответствием значения данной категории ее дословной трактовке в русском языке.

     Способы (средства) ненасильственных действий разнообразны. Многие из них применялись  уже в глубокой древности. Так, еще  в 494 г. до н.э., чтобы заставить правителей Рима выполнить свои требования, проживавшие там плебеи оставили работу и покинули город.

     В России ненасильственные способы политической борьбы — стачки, демонстрации, народные собрания и др.- широко использовались в 1905-1906гг. с целью заставить самодержавие учредить парламент. Их результатом  стал созыв Государственной Думы.

     В современном мире арсенал ненасильственных способов политической борьбы чрезвычайно  разнообразен. Американская исследовательница  проблем ненасилия Джин Шарп в своей получившей широкую известность книге «Политика ненасильственных действий» (1973) описывает 198 ненасильственных способов борьбы. Это — публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выставление лозунгов, депутации, пикетирование, надоедание официальным лицам, остракизм отдельных людей, забастовки, ненасильственная оккупация зданий, невыполнение законов, чрезмерная загрузка административной системы и т.д. 

     Ненасильственные  способы борьбы в  правовом государстве 

     Все эти и многие другие способы ненасильственных действий этически нейтральны и могут  использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. В последнем случае они прямо  противоречат гуманистическому духу и  сути концепции ненасилия. Нравственная направленность ненасильственных средств  политики во многом зависит от характера  общественного строя. В авторитарных и тоталитарных государствах, не позволяющих  гражданам свободно выражать свои требования, использование ненасильственных средств  борьбы служит, как правило, нравственным целям.

     Установление  в обществе демократии в значительной степени устраняет почву не только для применения социального насилия, но и для ненасильственных средств  политической борьбы.. В условиях демократии каждому предоставляется формально  равная возможность открыто и  на законных основаниях выражать и  защищать свои интересы и мнение с  помощью специально предназначенных  для этого институтов: выборов  в государственные органы, участия  в деятельности партий, групп интересов  и т.д.  

       Взамен предоставления каждому  гражданину таких прав и тем  самым реализации важнейших принципов  политической справедливости правовое  государство требует от личности  выполнения определенного минимума  нравственных обязанностей. Как  пишет немецкий ученый Иосиф  Изензее, «этический минимум, который гражданин должен вносить в демократию, является как бы «спортивным» поведением: признание правил игры честного политического соревнования и готовность, в случае чего, признать свое поражение».

     Иными словами, правовое государство требует  определенного уровня нравственного  развития общества, предполагающего  уважение достоинства и равенства  прав каждого человека, готовность предъявлять к себе такие же нравственные требования, как к другим законопослушание и ответственность перед обществом  за использование предоставляемой  свободы.

     Эти этические требования в полной мере касаются и ненасильственных средств  политического влияния, многие из которых  нравственно амбивалентны, т.е. могут  использоваться в прямо противоположных  целях. Так, например, в первые годы посткоммунистической России ряд категорий работников, обладающих относительно высокой организованностью и важнейшими ресурсами экономического влияния (шахтеры, авиадиспетчеры и др.), в условиях общего снижения уровня жизни населения приобрели себе с помощью забастовочной борьбы (ненасильственного действия) целый ряд экономических и социальных привилегий, оплачиваемых за счет бюджетных средств, предназначенных для других категорий работников и пенсионеров. Забастовки такого рода движимы групповыми эгоистическими интересами. Они противоречат социальной справедливости и являются средством экономического насилия, шантажа и вымогательства5.

     Вместе  с тем происходившие примерно в тот же период забастовки ряда социально ущемляемых общественных групп (учителей, врачей и т.д.) были вполне справедливыми, не только по методу борьбы, но и по характеру требований соответствовали идеалам ненасилия.

     В зависимости от конкретной ситуации противоположную с точки зрения нравственности оценку могут носить и кампании гражданского неповиновения. Они предполагают неисполнение законов  и распоряжений властей, а нередко  включают активные действия, нарушающие нормальную работу транспорта или других общественных и государственных служб и учреждений. Такие действия, особенно когда они не влекут за собой серьезного наказания, по существу есть нарушение нравственного обязательна уважать закон как демократически выраженную или легитимированную волю большинства. Они противоречат также принципу равноправия всех граждан, поскольку участники гражданского неповиновения претендуют на особое право нарушать по своему усмотрению правила политического поведения, соблюдаемые остальными людьми.

     Несмотря  на то, что ненасильственные средства могут использоваться не только в  нравственных, но и в безнравственных  целях, в целом их применение несравненно  гуманнее, чем использование насилия. Их широкое внедрение в политику за счет вытеснения из нее насилия  было бы огромным шагом на пути ее очеловечивания. В последние десятилетия такой  процесс, несмотря на свою противоречивость, становится заметным политическим явлением. 

     
    1. Политика  как наука и  искусство

     Отношение к политике как к науке предполагает обязательный учет ее зависимости от целого комплекса объективных обстоятельств и закономерностей, это предполагает отказ от ее рассмотрения как сферы произвола личности или группы.

     Важнейшим условием, способствующим отражению  действующих вне и внутри политики объективных обстоятельств, служит изучение исторического опыта, внимательное отношение к его урокам, стремление к наиболее полному отражению, учету в политической деятельности всего многообразия факторов, которые на нее влияют. Присутствие объективного момента 
политике, ее зависимость от предыдущих событий создают возможность предвидения или даже моделирования политических процессов, хотя, конечно, это можно сделать лишь с определенной степенью вероятности. 
Своеобразие политики как вида деятельности и социальных отношений ведет к признанию ее и видом искусства, смысл которого заключается в умении видеть ее специфику, зависимость, как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, факторов, которые ни в какую логику не укладываются и требуют постоянной готовности от людей, ею занятых, к встрече с новыми ситуациями, требующими творческого отношения к своей деятельности. Здесь нельзя абсолютизировать значение прошлого опыта, сложившихся схем политического поведения, привычных способов решения проблем. Эта особенность политики открывает возможность включения в нее и интуиции, и всей гаммы человеческих эмоций, и широкого спектра норм морали и стереотипов культуры, поэтому «в политике необходимо действовать сразу и хорошо, здесь нет возможности проверить гипотезу, оставить вопрос, чтобы вернуться к нему позже, и т. д. Если проблема установлена, цель поставлена — надо действовать».

     Любые политические события несут на себе отпечаток своеобразия участвующих  в них людей, культурной, эмоциональной  среды, в которой они сформировались, зависят от традиций мышления и действия. 
Но если условия и направления политики столь многообразны, то не менее многообразными должны быть средства, которые здесь используются. Выбор их и момент их применения служат важнейшим проявлением искусства политики, требующего высокой степени рациональности в принятии политических решений и их реализации.

     В политике мы, по сути, имеем дело с особым состоянием элементов реальности — с их постоянным изменением, текучестью, ведь важнейшие ее компоненты: решения, процессы, действия, отношения, события — таковы, что они никогда не остаются равными самим себе даже в течение коротких промежутков времени. Изменяющиеся обстоятельства требуют новых усилий, новых решений и новых средств их проведения в жизнь. Отсюда следуют по крайней мере два важных вывода. Во-первых, детерминация политики есть процесс: уже в ходе развертывания политического действия или отношения появляются новые обстоятельства и факторы, которые влияют на результат, причем зачастую решающим образом. Учет этих порождаемых самим действием новых обстоятельств и моментов и делает политику искусством — видом деятельности, ориентированным на творчество, на действие в поле взаимодействия многообразных, в том числе случайных, обстоятельств. Поэтому, по мнению, например, О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо действовать в его рамках». Во-вторых, отношение к фактам политики не как к застывшим, раз навсегда данным состояниям, (константам), а именно как к процессам, находящимся в становлении, делает выбор наиболее удачного момента и места включения человека в этот процесс большим, дающимся с опытом искусством. Один из советов Н. Макиавелли заключается в том, что «все мудрые князья должны иметь в виду не только настоящие затруднения, но и будущие и со всей энергией принимать меры против этих последних. Ведь если предвидеть их заранее, то нетрудно будет бороться с ними; если же дождаться их приближения, то лечение будет уже несвоевременно, ибо болезнь стала неизлечимой». Воздействовать, контролировать политические явления на ранних этапах их становления легче, нежели на стадии зрелости. 
Искусство политики заключается, таким образом, в трудной работе по обеспечению сочетания весьма многообразных и противоречивых свойств этого феномена, в способности не впадать в крайности, абсолютизацию того или иного из ее аспектов. С такой абсолютизацией мы постоянно встречаемся, когда в политике видят процессы, подчиняющиеся только естественным или техническим закономерностям, действующим без заметного участия человеческой воли и энергии, или, наоборот, когда влияния никаких иных факторов, кроме качеств субъекта политики, не признается, а всякое рациональное влияние на политические процессы исключается.
 

     Список  используемой литературы 

     1. Бикбов А.Т. Мораль в политике: насилие над господствующими // Политические исследования. 2002. № 4.

     2. Козлова О.Н. Политика в социокультурной динамике // Социально-гуманитарные знания. 2004. №5.

     3. Козырев Г.И. Политика как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. 2005.№1.

     4. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.

     5. Козырев Г.И. Политология: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006.

          6. Панарин А.С. Политология: Учебник. М.: ООО « ТК Велби», 2003.

     7. Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003.

     8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА,2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы политологии