Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:48, реферат
Актуальность и особое значение проблематики, связанной с рассмотрением молодежной политики в России - ее проблемами, тенденциями и перспективами, определяется объективными сложившимися обстоятельствами. К таким обстоятельствам, во-первых, можно отнести то, что в условиях растущего ускорения темпов социально-исторических изменений, радикальных трансформаций социума в современной России задачи оптимального сочетания инновационного и традиционного как в мировом, так и в российском национально-государственном контексте приобрели, как никогда в прошлом, не только особую остроту, но и масштабность, большую сложность.
Введение……………………………………………………………………..
3
1. Молодежь как социальная группа …………………………….……….
5
2. Доктрина государственной молодежной политики………………….
7
3. Государственная молодежная политика…..…………………………...
9
4. Проблемы ГМП…………………..….…………………………………...
16
5. Перспективы ГМП……………………………………………………..…
19
Заключение…….……………………………………………………………
21
Список используемой литературы………………………………………...
23
приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Реформы, осуществленные в экономической, социальной, политической, духовно-идеологической сферах коренным образом изменили основы жизни человека, привели к структурным сдвигам, изменивших уровень, качество, стиль и образ жизни каждого российского гражданина.
Существенно изменились организационно - хозяйственные формы предприятий, их внешние и внутренние связи подчиненности и управления. Финансово-экономический кризис в стране негативно сказался на стабильности производственных коллективов, эффективности их деятельности, на стимулировании и мотивации труда работников. Все это создает серьезные трудности для профориентации молодежи, обеспечения ее трудоустройства и занятости.
Процессы, происходящие в молодежной среде России, весьма противоречивы, неоднозначны, подчас разнонаправлены. Государственные доклады о положении молодежи в обществе систематически и подробно анализировали эволюцию жизни молодого поколения. Суммарно выводы докладов можно изложить следующим образом.
В целом российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского общества, строительства правового государства. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.
Молодежь весьма плюралистична по своим политическим ориентациям. Связь с различными партиями и движениями имеет отчетливо выраженный рациональный, прагматический характер.
В молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи.
В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно.
Современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. Оно хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.
В целом общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд.
На стабилизацию указанных процессов направлены мероприятия государственной молодежной политики. Однако предпринимаемые пока меры не соответствуют масштабным социальным процессам, отражающим кризис нашего общества.
Стратегические цели государственной политики направлены на:
создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества;
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:
воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;
воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;
становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.
Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.
Применительно к государственной молодежной политике это означает:
соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;
социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
адресную социальную помощь;
социальную поддержку молодой семье.
Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.
Государственная молодежная политика осуществляется:
государственными органами и их должностными лицами;
молодежными объединениями, их ассоциациями;
молодыми гражданами.
4. Проблемы ГМП
Падение "железного занавеса" привело к тому, что поколение детей 80-х годов попало в объятия объединенной электронной коммуникативной сети и приобрело такой опыт общения с миром, которого никогда не было и не будет у старших.
Это привело к тому, что:
потребительское отношение к молодежи в сфере экономики, труда сменилось на не востребованность;
настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики сменилось на откровенные манипуляции;
нетерпимое, репрессивное отношение - в сфере культуры сменилось безразличием и передачей этой сферы на откуп массмедиа и индустрии развлечений, делающих бизнес на культивировании потребительской жажды благ молодежи любой ценой и примитивных человеческих инстинктах;
назидательно-опекунское отношение - в сфере духовно-идеологической, в отношении со старшими поколениями трансформировалось не понимание и отстраненный взгляд на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу. Это привело к тому, что фактически ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальных доморощенных субкультур, либо искусственно навязываемых. извне "глобальных" стилей жизни.
авторитарно-догматическое отношение - в воспитании перешло в растерянность и утрату всяческих ориентиров, бросание в крайности от абстрактного "либерализма" к "тоталитаризму", превращение молодежи в жертву воспитательных экспериментов.
Усугубляет ситуацию отсутствие общественно признанных морально-нравственных ориентиров развития, образа будущего России, не определено функциональное место молодежи в жизнедеятельности общества на современном этапе его развития.
Особая проблема еще и в том, что демократического механизма согласования интересов молодежи с другими группами общества в нашей стране не было. Отсутствует этот механизм и сейчас. Но он должен быть создан.
В этих условиях становятся необходимыми совершенно новые механизмы обеспечения взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.
Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства.
Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Если коротко и точно указать проблемы государственной молодежной политики на современном этапе , то они выражаются в следующих моментах:
отсутствии глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики, логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);
преобладании в практической сфере реализации государственной молодежной политики "мероприятийного" подхода;
отсутствии соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
недостаточном уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;
недостаточной разработанности нормативной базы;
отсутствии единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических, иных технологий работы с молодежью;
отсутствие механизма привлечения молодежи к формированию и реализации ГМП;
законодательном закреплении понятия "молодежь" как единой социальной группы по показателям критерия "возраст", без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации.
Таким образом, в настоящее время государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления. Реализация ее основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Практически ее реализация встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.
4. Перспективы ГМП
В ближайших перспективах ГМП предстоит пройти следующие этапы:
1 этап - "инвентаризация" (сбор, систематизация и анализ опыта последнего десятилетия, для выявления наиболее эффективных решений во всех звеньях молодежной политики, выработка программы модернизации ГМП)
Информация о работе Особенности молодежной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы