Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа
Актуальность темы значительна и востребована в науке из-за того, что роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политической элиты 5
1.1 Формирование элитистских представлений 5
1.2 Функции, структура и классификация политической элиты 9
Глава 2. Российская политическая элита: когортный состав элиты и тенденции восприятия правящего класса в массовом сознании россиян 14
2.1 Когортный анализ российской политической элиты 14
2.2 Отношение россиян к политической элите 20
Глава 3. Эволюция политической элиты в современной России 23
3.1 Российская политическая элита в период 90-ых гг. 23
3.2 Российская политическая элита в начале XXI века 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая
работа
по дисциплине "Политическая социология"
на тему:
«Политическая
элита в современной России»
Студент
гр.
Науч. рук.:
канд. филос. наук, доц.
Тула 2011
Содержание
Актуальность темы значительна и востребована в науке из-за того, что роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.
Несмотря
на то, что в российском обществе
в 1990-е годы произошли глобальные
социально-экономические
Степень разработанности проблемы: на современном этапе проблема политической элиты является широко изученной. Существует новая наука элитология, которая сформировалась в русле политической философии и политической социологии, но интегрировала достижения и методы других, смежных дисциплин. Отечественные исследователи (Г.К. Ашин1, И. Брилка2, О.В. Гаман-Голутвина3, И.А. Кривчук4, О. Крыштановкая5, В.П. Елизаров6, Я. Пакульски7, В.П. Плосконосова8, В.Н. Титов9) и зарубежные ученые (Р. Михельс10, Г. Моска11, В. Парето12) занимались анализом элиты, её состава, законов её функционирования, прихода её к власти и удержания этой власти, её роли в социально-политическом процессе, причин её деградации и ухода с исторической арены.
Объект курсовой работы: политическая элита, как важнейший элемент социально-политической структуры общества.
Предмет: политическая элита в современной России.
Цель исследования: рассмотреть сущность политической элиты и особенности ее эволюции в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Термин «элита» многогранен и происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии и политической социологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Существуют близкие понятия к категории «элита» - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».
Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски (1858—1941), Вильфредо Парето (1848—1923) и Роберта Михельса (1876 – 1936).
Моска считал, что «во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма»13.
Итальянский политолог, один из основателей элитологии Г. Моска полагал, что «когда правящие или не правящие элиты пытаются отгородиться от притока новых способных людей из нижних слоёв общества, когда циркуляция элит затруднена, социальное равновесие расстроено, то и общественный порядок будет нарушаться»14.
Моска считал, что важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлению другими людьми, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.
Парето в своем труде «Трактат по общей социологии» исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).
Парето считает, что «было бы полезно разделить элиту на два класса: правящую элиту, включающую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и неправящую элиту, включающую остальных»15.
Он полагал, что социальные перемены, какую бы идеологическую окраску они ни имели, не приводят к исчезновению элит, а только изменят их характер и состав. Проявлением этого убеждения стало его знаменитое высказывание: «история – это кладбище аристократии». Ни социалистические революции, ни формирование представительной демократии не отменяют того факта, что уходящую элиту всегда сменяет новая элита. Революция 1917 г. в России стала, по мнению Парето, хорошим примером устойчивости элит. Деление на элиту и массы в России сохранилось, но произошло замещение старой аристократической царской элиты новой плебейской советской элитой16.
Парето также использует типологию элиты Маккиавели, который подразделял правящих на «львов» и «лис». Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.
Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует “железный закон олигархических тенденций”. Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.
Эффективность
их деятельности требует функциональной
специализации и
Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.
Из действия “закона олигархических тенденций” Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
Во второй половине XX века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы политической элиты. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
С
позиции структурно-
Сторонники ценностного подхода (X. Ортега-и-Гассет, Ж. Тощенко, Н.Бердяев) считают, что элита, не только организованное управляющее меньшинство, но и наиболее творческая и продуктивная часть общества, наделенная высокими интеллектуальными и нравственными качествами.
Представители макиавеллистского подхода (Дж. Бернхэм) считают, что элита – это привилегированное меньшинство, которое наделено особыми способностями к управлению различными сферами общества, и прежде всего экономической и политической. При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, ее способов достижения власти игнорируется. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение по отношению к подчиненной ей массе.
Либеральный подход элитарности общества (Шумпетер, Миллс) отличают демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Элита – властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей. Элита достигает своего высокого положения в острой конкурентной борьбе и выступает защитницей либеральных демократических ценностей.
Таким, образом, политическая элита – это социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством и предопределяющая за счёт этого формы политического развития общества.
Представления об элите не будет полным без выяснения ее роли в обществе. Основная роль – это удержание власти господствующим классом, которое возлагается на правящую элиту и ее «инструменты». В связи с этим главной задачей, встающей перед правящей элитой, является сохранение стабильности действующей системы общественных отношений. Осуществляя эти функции, правящая элита обретает относительную самостоятельность по отношению к господствующему классу.
Тем не менее, это не отменяет ее классовой природы, как считают некоторые исследователи. В частности К. Маннгейм стремился доказать, что система элит стоит как бы над системой классов. Он пытался представить элиту чисто функциональной группой, выполняющей необходимые для каждого общества управленческие обязанности. 17
Анализируя особенности политической элиты, её можно классифицировать по различным признакам. По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции — высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), местная, муниципальная (городская, районная); по стилю, по формам и методам правления — элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму; по характеру выражаемых интересов — профессиональная, демографическая, этническая, религиозная; по результатам деятельности — элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита; по технологиям формирования — закрытая и открытая.
Информация о работе Политическая элита в современной России: социологический аспект