Политическая элита в современной России: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание

Актуальность темы значительна и востребована в науке из-за того, что роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политической элиты 5
1.1 Формирование элитистских представлений 5
1.2 Функции, структура и классификация политической элиты 9
Глава 2. Российская политическая элита: когортный состав элиты и тенденции восприятия правящего класса в массовом сознании россиян 14
2.1 Когортный анализ российской политической элиты 14
2.2 Отношение россиян к политической элите 20
Глава 3. Эволюция политической элиты в современной России 23
3.1 Российская политическая элита в период 90-ых гг. 23
3.2 Российская политическая элита в начале XXI века 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Копия Политическая элита в современной России социологический аспект.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

     По  типу правления выделяют тоталитарную, либеральную, доминантную и демократическую элиту.

     Тоталитарная  — элита монопольной авторитарной власти. Это элита унитарная по своему кадровому составу и политическим ценностным ориентациям, закрытая по механизмам формирования, монопольная по идеологическим установкам и конфронтационная по стратегии и тактике участия в политике. Для многих ее представителей характерны жесткая нацеленность на политическую карьеру, социальная безответственность, лицемерие и стремление поддерживать видимость идеологического единства, отчуждение от народа.

     Либеральная — элита демократического разделения власти. Чаще всего это унитарная по качественному составу и ценностным предпочтениям система, открытая по формам, но корпоративная по принципам формирования своих рядов. Это элита со специфической идеологической концепцией, консенсусная по методам и формам политической деятельности. Ее характерные черты — сочетание в политике гибкости с твердостью в защите своих элитных интересов, умеренный консерватизм, либерально-революционная направленность.

     Доминантная — элита демократической ориентации, плюралистическая и мобильная по своему составу, открытая по механизмам рекрутирования своих членов, доминантная по идеологическим установкам и консенсусная по методам политико-управленческой деятельности. Такая элита чаще всего характерна для общества переходного этапа. Ей присущи способность к лавированию и компромиссам, перспективность и конструктивность, либерально-демократические воззрения, смелость и самостоятельность. Она легко вбирает в себя людей передовых взглядов, инициативных и способных на смелый поступок.

     Демократическая — элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, плюралистическая по своему составу, идеологическим ориентациям и приоритетности социальных идеалов, открытая по механизмам формирования, консенсусная по формам и методам политической деятельности. Ее власть основана на авторитете, компетентности, богатстве, определенности нравственных позиций.

     Такое многообразие не означает, что элиты  не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой  как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности.

     К основной социальной задаче политической элиты относится принятие решений  и контроль за их выполнением. Это  раскрывает ее центральную роль в управлении государством и обществом.

     Исходя  из этого, исследователь А.В. Малько выделяет основные функции выполняемые политической элиты в современном обществе: 18

     - стратегическую - определение политической  программы действий путем генерирования  новых идей, отражающих интересы  общества, выработка концепции реформирования страны;

     - организаторскую - осуществление  на практике выработанного курса,  воплощение политический решений  в жизнь;

     - интегративную - укрепление стабильности  и единства общества, устойчивости  его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

     - коммуникативную – эффективное  представление, выражение и отражение  в политических программах интересов  и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.

     Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться  такими качествами, как современный  менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.

     Будучи  явлением многогранным, политическая элита концентрирует в себе все  признаки формирования других элитных групп.

     Но  особенностью политической элиты является то, что она функционирует, развивается не только на основе норм социальных, но и на основе норм правовых, которые предопределяют её постоянное обновление во многом за счёт принципа равенства всех перед законом. 19

     Политическая  элита имеет и свою структуру. Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита — элита в узком смысле слова.

     Неотъемлемым  элементом кадрового корпуса  высшего политического звена  в демократическом обществе является контрэлита — группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

     Важным  структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение — ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты — прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

     Они выполняют многие управленческие функции, играют своеобразную интегрирующую  роль между политиками, управленцами-хозяйственниками, лидерами духовной сферы и командирами военно-промышленного комплекса, руководителями средств массовой информации. Именно через этих людей высшие чиновники и политические лидеры «соприкасаются» с парламентариями, наиболее влиятельными лицами за рубежом, руководителями различных государственных и частных организаций.

     В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова. Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование. 
 
 
 
 

     Глава 2. Российская политическая элита: когортный состав элиты и тенденции восприятия правящего класса в массовом сознании россиян

    1.   Когортный анализ российской политической элиты

     В начале 90-х гг. начался процесс "открытия" элиты, когда старые каналы рекрутации наверх были разрушены, законы формирования советской номенклатуры не соблюдались, и государство с трудом контролировало воспроизводство управленцев. Институт номенклатуры как главный инструмент подготовки кадрового резерва и воспроизводства элиты был практически разрушен. Его восстановлением занялись лишь в 1995 г., когда был принят закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".20 К тому моменту численность работников органов государственной власти и местного самоуправления РФ составила 1,1 млн. чел.21

     Высшее  чиновничество при Ельцине помолодело на 10 лет: если в 1985 г. средний возраст этой группы равнялся 61 году, то в 1993 г. он приближался к 50 годам. Но новая российская элита не только помолодела, но и привнесла в политическую жизнь новые представления и ценности. Это были не просто более молодые люди, они были значительно образованнее своих предшественников (в брежневской когорте элиты высшее образование имели 87,8%, в горбачевской - 89,1%, а при Ельцине таких было уже 97,8%). Доля кандидатов и докторов наук также существенно увеличилась: в брежневской элите имеющие ученую степень составляли 22,2%, в горбачевской элите - 29,1%, в ельцинской элите - 48,2%.

     Формирование  политической элиты в исполнительных структурах власти в период "открытой" элиты часто происходило путем карьеры "большого скачка", когда кандидат, приглашавшийся на ответственный пост, был молодым человеком, не имевшим управленческого опыта. Первые примеры такого вхождения во власть можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда Б.Н. Ельцин пригласил в Кремль многих депутатов Съезда народных депутатов СССР созыва 1989 г., членов межрегиональной группы. Советниками Президента РФ стали бывшие сотрудники Академии наук историк С. Станкевич, социолог Г. Старовойтова, математик Г. Сатаров, бывшие доценты С. Шахрай и Г. Бурбулис. Ельцин приглашал в правительство молодых и неопытных в управлении Е. Гайдара, С. Глазьева, И. Хакамаду, С. Генералова и др. Молодые назначенцы Ельцина в 1991-1992 гг. возглавили региональные администрации: М. Прусак в Новгороде, Б. Немцов - в Нижнем Новгороде. Такие невероятные восхождения наверх в какой-то степени характеризовали самого президента, но в то же время отражали и веяние времени - демократическая система России формировалась по своим законам.

     Наряду  с "большим скачком" продолжал  существовать и другой, более традиционный путь в элиту - постепенное восхождение  по лестнице государственной службы. Основная масса молодежи входила во властные структуры через низовые звенья госслужбы. В регионах этот поступательный процесс нарушался лишь изредка выборами, которые в первые годы демократии потрясали всю региональную политическую систему. Институт номенклатуры, практически разрушенный в эпоху Ельцина, с 1995 г. стал восстанавливаться, что привело к возврату постепенности в движении карьеры. К началу 2000 г. случаев карьеры "большого скачка", столь типичной для ельцинского периода, почти не наблюдается. Исключение составляют люди из ближайшего окружения В.В. Путина, что вполне логично для нового президента, который сам в свое время сделал карьеру "большого скачка". Со временем региональные власти овладели мастерством использования "административного ресурса", а революция кадров ельцинского периода постепенно сменялась предсказуемым кадровым продвижением, связанным с возрождением института государственной службы по образу и подобию советской номенклатуры.

     В 90-е каждый четвертый чиновник в федеральных органах власти не был выходцем из номенклатуры (при Горбачеве таких было лишь 8,5%).

     При этом важно отметить, что хотя изменение доли «новичков» между эпохами Брежнева и Горбачева было не столь велико количественно по сравнению с горбачевским и ельцинским периодами (8,5% против 16,5%), оно сопровождалось заметным омоложением элиты (омоложение на 7.8 лет при Горбачеве против 0,9 лет при Ельцине). Горбачев делал ставку на более молодых людей, имеющих опыт работы в системе, тогда как целью Ельцина было не омоложение высшей элиты, но ее "деноменклатуризация".

     Наиболее  радикальным возрастным изменениям подверглось правительство, постоянно омоложивающееся с периода Брежнева до Путина. Характерно привлечение Ельциным "новичков" на посты глав регионов, которое, тем не менее, не сопровождалось серьезным омоложением региональной элиты в целом: средний возраст уменьшился по сравнению с прошлым периодом всего на 3 года. Надо отметить, что М.С. Горбачев, "омолодил" региональную элиту куда серьезнее - на 7 лет.

     Когортный анализ элиты, представляющей различные ветви власти, позволяет выявить следующие особенности кадровой политики: Горбачев хотел повысить эффективность системы за счет привлечения в элиту более молодых, активных кадров в рамках номенклатурной системы. Целью Ельцина было разрушение этой системы за счет, возможно, не столь молодых, но не связанных с системой людей. По сути дела, привлекавшиеся в исполнительную власть Ельциным кадры были не моложе, а старше привлекавшихся командой Горбачева. При Путине процесс омоложения элиты был остановлен, и сейчас возраст элиты поддерживается на стабильной отметке 50-51 год.

     Ельцинские  кадры, хотя и не столь опытные, как  горбачевские, были, несомненно, более образованными. Если раньше в элиту попадали главным образом лица с инженерно-техническим образованием, то теперь существенно возросла доля экономистов и юристов: 25% при Ельцине в отличие от 7,9% при Брежневе и 8,8% при Горбачеве.

     Самыми "старыми" элитными группами в  составе ельцинской когорты являются Президентский Совет и лидеры партий. Средний год рождения членов Президентского Совета - 1936, доля лиц моложе 40 - 8,3%, у партийных лидеров - соответственно 1941 и 5,5% (это самая низкая доля молодежи из всех элитных подразделений). Если Президентский Совет формировался как своеобразный "совет старейшин", то средний возраст лидеров партий в то время составлял 50 лет, что показывает как влияние советского времени, так и почти полное отсутствие у молодежи интереса к партийному строительству. Самой молодой группой ельцинской элиты является правительство: средний год рождения - 1945, а доля лиц моложе 40 лет - 22,8%. В аппарате Президента РФ лиц моложе 40 лет - 14,3%, средний год рождения - 1942, в составе губернаторов - 9,3% (1943).

     Демократические реформы политической системы в России привели к тому, что процесс омоложения постепенно охватывает не только правящую верхушку общества, но и всю систему государственной службы. По данным Госкомстата РФ, в 1998 г. основная часть работников, замещающих государственные должности, имеет возраст от 30 до 50 лет. Лица пенсионного возраста (старше 60) составляют 3,9%. Почти треть государственных должностей в законодательных и других государственных органах замещены работниками в возрасте 50 лет и старше, из них 8% - пенсионного возраста.22Доля молодежи в госструктурах равна - 22%, причем наиболее высока она в органах судебной (30,8%) и исполнительной (20,5%) власти. В законодательной власти молодежи - только 12,6%.

Информация о работе Политическая элита в современной России: социологический аспект