Политическая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Термин  «политическая культура» впервые  употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения  политика имела ценностно–нормативное  измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.

     «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта  и регулированию политического  поведения всех членов общества. Она  включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и  действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».

     Но  данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления  концепции политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

     Существовало  две точки зрения:

     1) политическая культура – объединенное  множество политических позиций; 

     2) анализ политической культуры  через поведение. 

     Однако  обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.

     Наибольшую  известность получили идеи американского  политолога Г. Алмонда. В анализе  политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому  рассматривал данное явление как  политический феномен.

     Наиболее  полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая  культура общества состоит из системы  эмпирических убеждений, экспрессивных  символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».

     Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура –  это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и  себя как политического актера».

     Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются  политические решения.

     Выделяют  следующие составляющие политической культуры:

     1) наличие системы знаний о политике;

     2) умение самостоятельно оценивать  те или иные политические события; 

     3) способность участвовать в политической  жизни; 

     4) умение управлять эмоциональной  стороной политических действий.

     Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о  политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения».

     Структурные компоненты политической культуры:

     «1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его  реальностей и тенденций;

     2) мотивационная, связанная с особыми,  эмоционально окрашенными стимулами  политического поведения; 

     3) нормативная, связанная с выстраиванием  определенного культурного (не  опирающегося на юридические  санкции)"законодательства» - эталонов  поведения, воплощающих представление  о должном и престижном;

     4) проективная, связанная с ответами  на вызовы будущего и представлениями  о лучшем обществе, о перспективах  собственной нации и всего человечества».

     Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:

     - от общей культуры и менталитета  народа;

     - от степени рациональности его  представителей;

     - от престижа политики в государстве;

     - от прав и обязанностей граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

     Следует отметить, что единого, “эталонного”, определения термина “политическая культура” нет. Если существует более ста определений термина “культура”, то определений “политическая культура” насчитывается несколько десятков. Наиболее кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и политического поведения, присущих данной социальной общности. Политическая культура-это исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. С одной стороны, политическая культура является частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей определённой автономией; с другой - она связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней.

     Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организаций, всей политической жизни в обществе. Политическая культура является показателем уровня политической просвещённости людей, их политической зрелости. Но это - не то же, что политическая информированность, некая сумма знаний, а совокупность мыслей, идей, эмоций, убеждений, поступков, действий.

     Везде, где существуют общественно-политические отношения складывается и определённая политическая культура. И если мы говорим об отсутствии политической культуры в том или ином обществе, группе людей, то речь идёт об отсутствии политической культуры адекватной данной ситуации. Например, выражение типа “отсутствует политическая культура передачи власти в том или ином эшелоне” значит, что отсутствует не устойчивый способ воспроизводства власти, а что этот способ не отвечает назревшим потребностям, отстаёт от модели, уже сложившейся в других странах.

     Политическая культура - относительно самостоятельный вид культуры. Но в конечном счёте она обуславливается конкретной системой материальных и идеологических отношений, теми реальными экономическими, социальными, политическими, духовными потребностями, которыми живёт общество и его составляющие общественные группы.

  Было  бы ошибкой сегодня, когда прошло много лет после распада Союза  ССР, что простое объявление несостоятельности  коммунистических ценностей и идеалов  подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности.  Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают  с изменениями экономического и  социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем  в России процесс подтягивания естественного  хода культурных изменений к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние  на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик  общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких  к ней.

       В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".

       Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в  области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

       И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его  намерения совпадают с его  действиями. Эти противоречия, которые  вносятся в ход политической жизни  общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества. 

       В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

       В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного  большинства столетий ее исторического  существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а  потому, что все противоречия разрешались  в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности  вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными  стереотипами политического поведения  и моральными основами  социальных взаимоотношений.

         Но помимо политического поведения  одного человека, можно выделить  и политическое поведение граждан  в целом. Власть всегда стремится  выработать в обществе лояльное  отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы  и стереотипы общения, придает  особую значимость атрибутам  государственности (флагу, гербу,  гимну). Тем самым политическая  культура стремится объединить  общество, обеспечить стабильность  отношений властной верхушки  и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры  по поводу того, как должен  выглядеть "истинный российский  флаг", а гимн к тому же  не имеет слов. Это достаточно  характеризует политическую культуру  России как несформированную, стоящую  на переходной ступени и достаточно  пассивную.

       Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются  и принимаются  не всеми группами общества. Там  же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

       Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие  в политике, строили свои отношения  на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности  политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что  в целом она не является универсальным  политическим явлением, пронизывающим  все фазы и этапы политического  процесса. Но можно надеяться, что  при этом, развиваясь по собственным  законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации  политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

     Структура политической культуры выражает собой механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.

     В структуру политической культуры входят три блока: политическое сознание, политическое поведение (участие), культура функционирования политических институтов.

     Основные компоненты политического сознания. Во-первых, это система устойчивых ориентации субъекта политики - отношение к политике: интерес, отсутствие интереса, уровень политической активности или пассивности и пр.

     Во-вторых, отношение к государству, политическим партиям и общественно-политическим движениям. Оно может быть: а) устойчиво-отчуждённое (напр. у американцев); б) лояльным (напр. немцы); в) отождествлением себя с государством (в бывшем СССР).

     В-третьих, приоритет ориентации на политические ценности: свободу, равенство, справедливость, социальную защищённость, терпимость и т. п. Например, социологические опросы показывают, что 3/4 опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, а предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями. В нашем обществе довольно чёткая ориентация в сторону ценностей равенства в ущерб ценностям порядка и свободы.

     В-четвёртых, модели деления общественно-политических сил: левые, правые, радикалы, консерваторы, либералы, реакционеры и пр. В США, например, не популярно деление на “левых” и “правых”, а в качестве критерия деления общественно-политических сил используются понятия “либералы” или “консерваторы”. Во Франции - “левые” и “правые”. 

Информация о работе Политическая культура общества