Политическая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

     Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

     Политическая  культура общества не может быть абсолютно  однородной. Разнообразие интересов  различных общностей порождает  отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

     Основные  пути формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в  политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные  сферы общественной жизни, все они  в той или иной степени участвуют  в формировании политической культуры, определяют основные направления этого  процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций  по интересам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют  ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие  политической культуры расценивается  некоторыми из них не более чем  «новый термин для старой идеи», обобщенно  характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений.

     Другая  группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т. д., считают, что это особый, специфический  субъективный ракурс политики.

     Наиболее  последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются  в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь  практиче-ких действий человека с  длительным и подчас мучительным  поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные  черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или  перепада настроений. В силу этого  политическая культура выражает воплощаемый  на практике внутренний кодекс человеческого  поведения и потому выступает  как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).

     Первую  типологию политической культуры предложили Г. Алмонд и С. Верба. В основу они  положили тип ориентации субъекта политического  действия на "специализированные политические объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее "входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".

     Они выделили три основных типа: провинциалистская (традиционная или патриархальная), подданическая; партиципаторная или  политическая культура участия (активистская).

     Для провинциалистской политической культуры "частотность ориентаций на специализированные политические объекты" достигает  нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских  племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализи-рованных политических ролей, подданные не ожидают  никаких изменений со стороны  политической системы и, не имеют  установок на ее изменение.

     Подданическая политическая культура характеризуется  высокой частотностью ориентаций в  отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая  к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

     В политической культуре участия все  ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.

     В реальной политической практике, как  отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая  культура, подданически-партиципаторная  и провинциалистско-партиципаторная.

     Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г. Алмонд и С. Верба предложили назвать "гражданской культурой". В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г. Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.

     Помимо  общих существуют и специфические  типологии. Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов  политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами  общества относительно основополагающих политических ценностей и "правил игры", и, соответствен-но, наличия  и специфики субкультур. У. Розенбаум  выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия  между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

     Интегрированная политическая культура характеризуется  непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического  насилия, преобладанием гражданских  процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению  к существующему режиму. Интегрированная  политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем  образования и общего материального  благосостояния.

     Показателями  уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских  и политических прав личности, то, насколько  они соответствуют международным  правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

1. Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

2. Вебер М. (1990). Избранные произведения /Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. М. ВЦИОМ, 2003. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. Междисциплин. академ. Центр социальных наук. Интерцентр ВЦИОМ. М., АО “Аспект Пресс”, № 4.

3. Гаджиев К. и др. (1994) “Политическая культура и политическое сознание” // Политическая культура: теория и национальные модели / Отв. ред. Гаджиев К.С. -М. Юнити, 2003.

4. Петров Н. (1996) “Анализ результатов выборов 1999 г. в Государственную думу России по округам и регионам” в кн. Парламентские выборы 1999 г. в России, под ред. Н. Петрова и М. Макфола. -М., Московский центр Карнеги. 2000.

5. Краткий  политический словарь. - 6-е изд.  Москва, 2007г.

  1. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб.пособие. Новосибирск, 1991.
  2. Основы политологии. - Учеб.пособие. Ростов-на-Дону, 2004г
  3. Вебер М. Избранные произведения. М.,2007г
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ПЛАН 
 

    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    3. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    4. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
      1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ТИПОВ
    5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Политическая культура общества