Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:17, курсовая работа
«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».
В
то же время типы политической культуры
могут определяться и на более
общих основаниях, способных обнажить
самые универсальные черты
4.1
Особенности политических
культур западного и
восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы
политической культуры западного типа
восходят к полисной (городской) организации
власти в Древней Греции, предполагавшей
обязательность участия граждан
в решении общих вопросов, а
также к римскому праву, утвердившему
гражданский суверенитет
Экономическим
фундаментом западного образа жизни,
в лоне которого формировались основные
идеи, институты и отношения
В
силу такого типа цивилизационного развития
основные ценности и ориентиры политической
культуры Запада прежде всего отражали
понимание самодостаточности
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика
же восточных норм и традиций политической
культуры коренится в особенностях
жизнедеятельности общинных структур
аграрного азиатского общества, складывавшихся
под воздействием ценностей арабо-мусульманской,
конфуцианской и индо-
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого
рода условия способствовали укоренению
в качестве базовой ценности этого
типа политической культуры убеждения
в необходимости обязательного
посредника между рядовым человеком
и властью (гуру, учителя, старшего).
Человек рассматривал политическую
власть как область божественного
правления. Состязательность, плюрализм,
свобода исключались из атрибутов
этой области жизни, а признание
главенствующей роли элит дополнялось
отсутствием потребности в
Противоположность
базовых ориентиров западного и
восточного типов имеет крайне устойчивый
характер, который не могут поколебать
даже серьезные политические реформы.
К примеру, в Индии, где в наследство
от колониального владычества
Правда,
в некоторых государствах все-таки
сформировался некий синтез ценностей
западного и восточного типов. Так,
например, технологический рывок
Японии в клуб ведущих индустриальных
держав, а также политические последствия
послевоенной оккупации этой страны
позволили усилить в ее политической
культуре значительный заряд либерально-
5.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Среди
традиций, имеющих непосредственное
отношение к политике, в современной
России, отмечаются такие, как сакрализация
власти, муниципальные вольности, общественно-политическая
активность населения, связанная с
решением местных или общенациональных
проблем. Среди тех, которые начинают
развиваться, можно выделить следующие:
цивилизованные приемы полемики и дискуссии;
способность выслушивать
На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:
-
радикальные изменения основ
экономической, социальной, политической
и духовной жизни, массовые
перемещения в Россию
-
изменение и усложнение
-
переоценка на основе
Все
эти процессы диктуют необходимость
серьезной модификации
В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:
-
ценности коммунитаризма –
-
индифферентное отношение к
-
персонализированное
-
предрасположенность к
-
неверие в представительные
-
подданническое отношение к
- правовой нигилизм;
-
нетерпимость к другим мнениям,
-
некритическое восприятие
-
предрасположенность к силовым
методам разрешения конфликтов,
неприятие консенсусных
Свое
предназначение в качестве инструмента
консолидации общества и его переустройства
политическая культура может выполнить
лишь при условии преодоления
конфронтационности различных в
ней направлений, взаимодействия их
на основе общей объединяющей идеи,
поиски которой сегодня активно
предпринимаются всеми
В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.
Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная
характеризуется ориентацией на
местные, национальные ценности и может
проявляться в форме местного
патриотизма, семейственности, коррупции,
мафии. Член такого общества пассивен
в политике, не выполняет конкретных
политических ролей (например, избирателя).
Данный тип культуры характерен для
молодых независимых
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.