Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

В 16-17 вв. в России процветает сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и кровь

Содержание

1.Введение………………………………………………………….................стр.2
2.Россия в 16-17 века………………………………………………….........стр.3-5
3. Боярская Дума и Земские Соборы………………………………….....стр.6-10
4.Центральное и местное управление………………………………......стр.11-29
5.Заключение……………………………………………………………...…стр.30
6.Используемая литература…………………………………………………стр.31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 54.95 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

1.Введение………………………………………………………….................стр.2

2.Россия в 16-17 века………………………………………………….........стр.3-5

3. Боярская Дума и Земские  Соборы………………………………….....стр.6-10

4.Центральное и местное  управление………………………………......стр.11-29

5.Заключение……………………………………………………………...…стр.30

6.Используемая литература…………………………………………………стр.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В 16-17 вв. в России процветает сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его  государственного развития. Любая социально-экономическая  формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей  надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с  их помощью плоть и кровь. Сословная  монархия, или феодальная монархия с сословным представительством, представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в  условиях политической централизации. Политическая эволюция государства  на этом этапе особенно отчетливо, по сравнению с предшествующим периодом, обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных  различий. Изучение именно российского  варианта дает возможность для типологического  анализа сословной монархии, так  как многие стороны феодальной формации в России получили предельную форму  выражения. На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных  основах: общине (мире), самодержавии и  православии. Безусловным лидером  в этой триаде следует считать  самодержавие с его национальными  особенностями и закономерностями складывания. В системе представлений  о монархической власти в России существенным являлся вопрос о ее возникновении  и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и  споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России  XYI-XYII вв. - институт земского представительства  и других органов государственной  власти Русского централизованного  государства.

 

 

 

Россия в 16-17 вв.

В середине 16 века Россия была единым государством, раскинувшимся  по бескрайным просторам Восточноевропейской  равнины. Её рубежами были Белое и  Баренцево моря на севере, Чернигов, Путивль и рязанские земли  на юге. Она простиралась от берегов  Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских  земель на востоке. Размеры территории Русского государства возросли с 430 тыс. кв. км в начале 60-х годов 15 века до 2800 тыс.кв.км к 30-м годам 16 века. В него входили земли, населённые русским народом, жителями европейского Севера и частично Сибири (карелы, коми, ханты, манси и др.), а также Поволжья.

Основная масса населения  жила в сёлах и деревнях. Деревеньки были небольшие, в 3-4 двора. Городское  население в новгородских землях составляло всего около 3-4%. Но города росли быстро, прирост населения  в них превысил 60%. Население страны к этому времени возросло с 5-6 млн. чел. в начале века до 9 млн. Увеличилась  и его плотность.     

Хотя Россия к середине 16 века и была единым государством, всё же вследствие относительной  слабости экономического развития отдельные  земли и княжества, вошедшие в  её состав, не были ещё спаяны крепкими экономическими связями. Были ещё очень  сильны следы удельной децентрализации.

К середине 16 века в результате стяжательской деятельности церковников  резко возросло монастырское землевладение. Сосредоточение земельных богатств у монастырей-вотчинников вызывало недовольство бояр, дворян и самой  великокняжеской власти, не оставлявшей  надежды на ликвидацию или, по крайней  мере, ограничение монастырского  землевладения.

Рост барщины и оброка потребовал укрепления власти помещиков. В России, как и в других странах  к востоку от Эльбы, 16 век был  временем развития крепостничества.

На фоне господства натурального хозяйства в России к середине 16 века обнаруживаются новые явления, свидетельствующие о росте товарного  производства. В условиях единого  государства изменялся характер товарного обращения на местах: отдельные  районы начали специализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров (что определялось географическими  и экономическими условиями этих районов). Феодально-раздробленная  Русь сколько-нибудь широкого разделения труда не знала.

Рост товарного производства давал возможность увеличивать  количество вывозимых товаров и  расширять их ассортимент.

Укрепление международного авторитета России также содействовало  развитию её внешнеторговых связей с  Западом и Востоком. При этом торговля с восточными странами в первой половине 16 века имела большее значение для  экономического развития России, чем  торговля с европейскими странами.

Упрочились торговые связи  Русского государства с Прибалтикой. Русское правительство на рубежах страны строило крепости, которые постепенно обрастали посадами и становились городами.

К середине 16 века в России уже было до 160 городов. В столице  Русского государства насчитывалось  около 100 тысяч жителей. По своим  размерам и численности населения  Москва была одним из крупнейших европейских  городов. Свыше 25 тысяч человек  жило в это время в Новгороде.

Характерной чертой товарного  производства этого времени было всё увеличивавшееся применение наёмного труда в промышленности.

Высшая власть к середине 16 века в Российском государстве  осуществлялась великим князем и  Боярской думой. С образованием единого  государства возрос авторитет великокняжеской  власти. Великому князю принадлежало право назначать на высшие государственные  должности, в том числе и в  Боярскую думу. Он же возглавлял вооружённые  силы страны и ведал внешнеполитическими  делами. От его имени издавались законы.        Великокняжеский  суд был высшей судебной инстанцией.

В основе объединения русских  земель в единое национальное государство  были свои особенности, которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии. Создание русского централизованного  государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию, содержанию и службе вооружённых сил.

Кроме того, в условиях возраставшей феодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были неспособны собственными силами подавить сопротивление  эксплуатируемого большинства. Для  этого потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление соответствующих им карательных  учреждений в центре и на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боярская Дума и Земские  Соборы.

В осуществлении своей  власти великие князья, а затем  цари опирались на крупных феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны  собственные вооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности  в централизованном государстве  являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (право осуществлять в своих владениях  некоторые государственные функции: сбор налогов, суд без вмешательства  великокняжеской или царской  администрации). Великий князь московский и цари «всея Руси» разделяли  свою власть с боярской аристократией  в высшем органе централизованного  государства – Боярской

Думе. Первоначально в  Думе было четыре думных дьяка - по посольским, разрядным, поместным делам и  делам Казанского приказа.    Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами  страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив.   Боярская дума разрешала важнейшие  государственные дела. Ею был утверждён  великокняжеский судебник 1497 года и  судебники 1550, 1589 годов. Статья 98 Судебника 1550 года считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: «а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться». Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 года царь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах «царь указал и бояре приговорили».

Боярская дума была законодательным  органом. Вместе с великим князем, а затем царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые  налоги и т.д. В большинстве законов 16 века есть такая формулировка: «уложил  царь со своими бояры».

Будучи высшим органом  управления страной, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала  за местным управлением, принимала  решения по вопросам организации  армии, земельным делам.

Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и  Боярской думы.

Заседания Боярской думы проводились  в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Несмотря на возросшее  к началу 17 века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество.      Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим  органом государства, разделявшим  вместе с царём прерогативы верховной  власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число  окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних  только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных  дельцов.

Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. По свидетельству  современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь  личного состава Боярской думы с  приказной системой. Многие члены  Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.

На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные  списки). Дума была высшей служебной  инстанцией государства.

Боярская дума просуществовала  весь 17 век, хотя её значение в последнее  десятилетие века сильно упало.

С появлением новых слоёв  в среде господствующего класса, и, прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно  связано возникновение земских  соборов - эпизодически созываемых совещаний  для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и  внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый  собор»), земские соборы  включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

В оценке значения земских  соборов в дореволюционной историографии  господствовали в основном два направления. Если славянофильная историография (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков,  Ю.Ф. Самарин) идеализировала земские соборы как «советы всей земли», осуществлявшие единение царя с «землёй», то большинство буржуазных исследователей (Б.Н. Чичерин, П. Павлов-Сильванский, В.И. Сергеевич, В.Н. Латкин) скептически относилось к земским соборам, считая их бесправными органами, созываемыми царями лишь в случае острой необходимости.

Появление земских соборов  означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства  западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов  в России было то, что роль «третьего  сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и  в отличие от некоторых аналогичных  западноевропейских органов (парламент  в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем   Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих  решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.

Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную  слабость не только носителя верховной  власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена  была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Информация о работе Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков