Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:16, реферат
В 16-17 вв. в России процветает сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и кровь
1.Введение………………………………………………………….................стр.2
2.Россия в 16-17 века………………………………………………….........стр.3-5
3. Боярская Дума и Земские Соборы………………………………….....стр.6-10
4.Центральное и местное управление………………………………......стр.11-29
5.Заключение……………………………………………………………...…стр.30
6.Используемая литература…………………………………………………стр.31
Со второй четверти 16 века
функции городовых приказчиков
значительно расширились. Им был
поручен надзор за великокняжеским
земельным фондом в городах и
уездах, за описанием земель, раскладка
и сбор ряда общегосударственных
денег, надзор за косвенными налогами
(таможенными и мытными
Всё чаще городовые приказчики
принимали участие в
Институт городовых
Конец 15 - первая половина 16
века ознаменовались ломкой социально-экономических
отношений в Русском
Вначале правительство пыталось усилить карательные меры против «лихих людей» с помощью введения в состав суда наместников выборных от населения. В 1539-1541 годах правительство по просьбе населения выдало наместникам так называемые губные грамоты, в которых устанавливался порядок организации и деятельность новых «губных» органов.
Первые губные грамоты получило население Белоозерского и Каргопольского уездов в октябре 1539 года. По этим грамотам преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом уголовно-полицейском округе («губе») возлагались на выборные «губные» органы.
С 1555 года губные органы были введены повсеместно. В каждом губном округе (волости, а в последствии уезда) из дворян или детей боярских выбирался губной староста. Для утверждения в должности избранный являлся в Разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. Аппарат губного старосты, состоящий из старост, десятских и «лучших» людей, вскоре был заменён несколькими «целовальниками», избираемыми из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемыми на месте «целования креста» с обещанием верной службы.
Таким образом, институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков.
Этого требовало и поместное
дворянство, заинтересованное в увеличении
государственных средств и
Повсеместно земская реформа была проведена в государстве лишь в 1555-1556 годах.
С этого времени в уездах
и волостях, где ещё отсутствовало
помещичье землевладение, крестьяне
черносошных и дворцовых
В осуществлении своих функций земский староста и целовальники опирались на ранее выборные должности крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.
Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределённый срок и население их могло «переменить». Позднее для них были введены ежегодник выборы.
В ведении земских органов находились сбор подати - «откупа», а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.
В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.
Кроме этих местных органов управления, существовали и другие - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор косвенных налогов
Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале 17 века потребовали создания твёрдой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1614 году видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 году - в 138, а в 1625 году - в 146 городах. Воевода стал основным звеном местного управления.
Претенденты на место воевод
- бояре, дворяне и дети боярские
- подавали на имя царя челобитную, в
которой просили назначить на
воеводство, чтобы «покормиться». Однако
официально воевода за свою службу
получал, помимо вотчин, поместные денежные
оклады. Воевода назначался Разрядным
приказом, утверждался царём и
Боярской думой и подчинялся тому
приказу, в ведении которого находился
соответствующий город с
Срок службы воеводы длился обычно 1-3 года.
В большие города назначали нескольких воевод; один из них считался главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.
Воевода имел приказную или
съезжую избу, в которой производились
все дела по управлению городом и
уездом. Приказная изба возглавлялась
дьяком. Здесь хранились государевы
грамоты и печать, приходные и
расходные книги и росписи
разных податей и сборов, сами сборы
(государева казна). В крупных городах
приказные избы разделялись на столы,
находящиеся в ведении
Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности.
Широкими были финансовые полномочия воеводы.
Сборы государственных налогов проводили выборные лица: прямых - старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) - головы и целовальники. Воеводы осуществляли финансовый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.
Воевода обладал большими
военно-административными
Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т.п.
Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казённые съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.
На окраине государства воевода заведовал также и пограничным делом: он высылал разъездные «станицы» и «сторожи» в степи, устраивал «засеки», острожки и засечные крепости.
В разной степени подчинения
у воеводы находился ряд
В 17 веке продолжали существовать обе формы «самоуправления» - губная и земская. В каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были целовальники. Судопроизводство и делопроизводство по губным делам проводилось в губной избе дьяком и подьячими. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения сотские и десятские. Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских; целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в 17 веке значительно вырос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.
Земские органы «самоуправления»
- земские старосты и целовальники
- избирались черносошными крестьянами
и посадскими людьми на сходах в
городах, станах, волостях и погостах.
Эти органы ведали раскладкой податей
между населением, надзирали за тем,
чтобы тяглецы не уклонялись от несения
тягла. Земские органы осуществляли
и некоторые полицейские
В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запрещалось «денежные сборы и в мирские дела вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах отымати».
Помимо губных и земских
органов, в 17 веке существовали и другие
выборные органы. В каждом уезде
находилось несколько таможен, возглавляемых
таможенными целовальниками; таможни
уездов подчинялись таможенному
голове, при котором существовала
таможенная изба.
Значительно расширилась в 17 веке
сфера деятельности суда, который
превратился в одно из главнейших
звеньев карательной политики государства.
Имущественные наказания (денежные
штрафы и конфискации) были оттеснены
на задний план жестокими наказаниями.
По «Уложению» 1649 года смертная казнь
применялась в шестидесяти
В городах, где преобладало не казачье торгово-ремесленное население, существовало средневековое купеческое «самоуправление» в виде магистратов и ратуш, во главе их стояли бурмистры, а в состав входили райцы (советники). Крестьяне в сёлах выбирали войтов (старшин) и лавников (присяжных заседателей).
Заключение.
В истории русского государства и права рассматриваемый период имеет исключительно важное значение. Происходят значительные изменения в системе центральных органов государственной власти и местного самоуправления.
Кодификация русского права являлась итогом всей предыдущей законодательной деятельности Русского государства. К этому времени "Русская правда" уже теряет свое значение.
Закрепощение крестьян можно было осуществлять только в мощном централизованном государстве, объединяющем всю территорию Руси. Классовая борьба в городах выражалась в форме волнений и восстаний. Известно, что в первой половине XVI века в Москве (1547 г.), Новгороде Великом, Твери, Ростове вспыхивали восстания против феодальной эксплуатации.
Объединение русских земель было закончено в начале XVI в. при великом князе Василии III. Он присоединил к Москве Псков - 1510 г., Смоленск-1514 г., Рязанское княжество - 1521 г. При Иване IV (1533-1584 гг.) русское государство присоединило к себе Казанское ханство - 1552 г., Астраханское ханство - 1556 г., Сибирь -1581 г. Вместе с объединением Руси возросла власть Московского великого князя с одновременным падением роли удаленных князей.
Образование централизованного
русского государства явилось
Используемая литература.
1. Ерошкин Н.П. История
государственных учреждений
2. История СССР. С древнейших времён до наших дней. Т.2. М., Наука, 1966, Т.3., 1967
3. Носов Н.Е. Становление
сословно-представительных
4. Памятники Русского права. М., Госюриздат, 1957.
5. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в 16 - 17 вв. М., Наука, 1978.
6. Н.С. Богданов. Никониане / Наука и религия, 1994, № 11.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М - Норма, 1997.
Информация о работе Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков