Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

В 16-17 вв. в России процветает сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и кровь

Содержание

1.Введение………………………………………………………….................стр.2
2.Россия в 16-17 века………………………………………………….........стр.3-5
3. Боярская Дума и Земские Соборы………………………………….....стр.6-10
4.Центральное и местное управление………………………………......стр.11-29
5.Заключение……………………………………………………………...…стр.30
6.Используемая литература…………………………………………………стр.31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 54.95 Кб (Скачать документ)

Со второй четверти 16 века функции городовых приказчиков  значительно расширились. Им был  поручен надзор за великокняжеским  земельным фондом в городах и  уездах, за описанием земель, раскладка  и сбор ряда общегосударственных  денег, надзор за косвенными налогами (таможенными и мытными сборами). Городовые приказчики получили право  «ковать в железо» и сажать в тюрьму неплательщиков государственных  налогов.

Всё чаще городовые приказчики принимали участие в наместничьем суде как по уголовным, так и по гражданским делам.

Институт городовых приказчиков  был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного  государства.

Конец 15 - первая половина 16 века ознаменовались ломкой социально-экономических  отношений в Русском государстве. В этих условиях значительную остроту  приобрели участие в ересях и  побегах, индивидуальные террористические акты и групповые выступления  «лихих людей».

Вначале правительство пыталось усилить карательные меры против «лихих людей» с помощью введения в состав суда наместников выборных от населения. В 1539-1541 годах правительство  по просьбе населения выдало наместникам  так называемые губные грамоты, в  которых устанавливался порядок  организации и деятельность новых  «губных» органов.

Первые губные грамоты  получило население Белоозерского и Каргопольского уездов в октябре 1539 года. По этим грамотам преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом уголовно-полицейском округе («губе») возлагались на выборные «губные» органы.

С 1555 года губные органы были введены повсеместно. В каждом губном округе (волости, а в последствии уезда) из дворян или детей боярских выбирался губной староста. Для утверждения в должности избранный являлся в Разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. Аппарат губного старосты, состоящий из старост, десятских и «лучших» людей, вскоре был заменён несколькими «целовальниками», избираемыми из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемыми на месте «целования креста» с обещанием верной службы.

Таким образом, институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков.

Этого требовало и поместное  дворянство, заинтересованное в увеличении государственных средств и ликвидации произвола кормленщиков-бояр.

Повсеместно земская реформа  была проведена в государстве  лишь в 1555-1556 годах.

С этого времени в уездах и волостях, где ещё отсутствовало  помещичье землевладение, крестьяне  черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах  получили право выбирать из своей  среды «излюбленных голов» (старост), а также «лучших людей» (целовальников  или земских судей). Делопроизводство земского старосты и целовальников  вёл выборный земский дьяк. Округом  каждого земского старосты чаще всего  была волость или город.

В осуществлении своих  функций земский староста и целовальники опирались на ранее выборные должности  крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.

Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределённый срок и население их могло «переменить». Позднее для них были введены ежегодник выборы.

В ведении земских органов  находились сбор подати - «откупа», а  также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди  черносошных крестьян и посадских  людей.

В центральных уездах с  развитым землевладением, где население  было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

Кроме этих местных органов  управления, существовали и другие - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор косвенных налогов

Крестьянская война и  польско-шведская интервенция в  начале 17 века потребовали создания твёрдой власти на местах. По росписи  городов и уездов в 1614 году видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы, в 1616 году - в 138, а в 1625 году - в 146 городах. Воевода  стал основным звеном местного управления.

Претенденты на место воевод - бояре, дворяне и дети боярские - подавали на имя царя челобитную, в  которой просили назначить на воеводство, чтобы «покормиться». Однако официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, поместные денежные оклады. Воевода назначался Разрядным  приказом, утверждался царём и  Боярской думой и подчинялся тому приказу, в ведении которого находился  соответствующий город с уездом.

Срок службы воеводы длился обычно 1-3 года.

В большие города назначали  нескольких воевод; один из них считался главным. В небольших городах  был один воевода. В слободах и  волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

Воевода имел приказную или  съезжую избу, в которой производились  все дела по управлению городом и  уездом. Приказная изба возглавлялась  дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и  расходные книги и росписи  разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах  приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении подьячих. При смене воевод сдавались все  дела и казённое имущество по описям и книгам (сдаточным описям или  росписным спискам).

Каждый воевода получал  из приказа наказ, определявший круг его деятельности.

Широкими были финансовые полномочия воеводы.

Сборы государственных налогов  проводили выборные лица: прямых - старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) - головы и целовальники. Воеводы осуществляли финансовый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги.

Воевода обладал большими военно-административными функциями. Он набирал на службу служилых людей - дворян и детей боярских, вёл  их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа.

Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пушкарями и т.п.

Ответствен был воевода  за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казённые съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

На окраине государства  воевода заведовал также и  пограничным делом: он высылал разъездные «станицы» и «сторожи» в степи, устраивал «засеки», острожки и засечные крепости.

В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должностных  лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острожные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

В 17 веке продолжали существовать обе формы «самоуправления» - губная и земская. В каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками  были целовальники. Судопроизводство и делопроизводство по губным делам  проводилось в губной избе дьяком и подьячими. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными  служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения  сотские и десятские.    Губного  старосту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских; целовальники выбирались из черносошных  крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в 17 веке значительно  вырос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.

Земские органы «самоуправления» - земские старосты и целовальники - избирались черносошными крестьянами  и посадскими людьми на сходах в  городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей  между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения  тягла. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т.п. Делопроизводство по земским делам велось в земской избе, где хранились окладные земские книги.

В полицейском отношении  земские органы были полностью подчинены  воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запрещалось «денежные сборы  и в мирские дела вступаться и  воли у них в их мирском окладе и в иных делах отымати».

Помимо губных и земских  органов, в 17 веке существовали и другие выборные органы. В каждом уезде  находилось несколько таможен, возглавляемых  таможенными целовальниками; таможни  уездов подчинялись таможенному  голове, при котором существовала таможенная изба.        Значительно расширилась в 17 веке сфера деятельности суда, который  превратился в одно из главнейших звеньев карательной политики государства. Имущественные наказания (денежные штрафы и конфискации) были оттеснены  на задний план жестокими наказаниями. По «Уложению» 1649 года смертная казнь  применялась в шестидесяти случаях.

В городах, где преобладало  не казачье торгово-ремесленное  население, существовало средневековое  купеческое «самоуправление» в виде магистратов и ратуш, во главе  их стояли бурмистры, а в состав входили  райцы (советники). Крестьяне в сёлах выбирали войтов (старшин) и лавников (присяжных заседателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В истории русского государства  и права рассматриваемый период имеет исключительно важное значение. Происходят значительные изменения в системе центральных органов государственной власти и местного самоуправления.

Кодификация русского права  являлась итогом всей предыдущей законодательной  деятельности Русского государства. К  этому времени "Русская правда" уже теряет свое значение.

Закрепощение крестьян можно  было осуществлять только в мощном централизованном государстве, объединяющем всю территорию Руси. Классовая борьба в городах выражалась в форме  волнений и восстаний. Известно, что  в первой половине XVI века в Москве (1547 г.), Новгороде Великом, Твери, Ростове  вспыхивали восстания против феодальной эксплуатации.

Объединение русских земель было закончено в начале XVI в. при великом князе Василии III. Он присоединил к Москве Псков - 1510 г., Смоленск-1514 г., Рязанское княжество - 1521 г. При Иване IV (1533-1584 гг.) русское государство присоединило к себе Казанское ханство - 1552 г., Астраханское ханство - 1556 г., Сибирь -1581 г. Вместе с объединением Руси возросла власть Московского великого князя с одновременным падением роли удаленных князей.

Образование централизованного  русского государства явилось прогрессивным  явлением в истории Русского государства. Ликвидация феодальной раздробленности  создала возможность для дальнейшего  развития производительных сил, экономического и культурного развития страны, международного авторитета Русского государства. По мере развития государства совершенствовалась система управления территориями, т.е. развивалось местное управление, органы центрального управления также  совершенствовались.

 

Используемая литература.

1.  Ерошкин Н.П. История  государственных учреждений дореволюционной  России. М., Высшая школа, 1968.

2.  История СССР. С древнейших  времён до наших дней. Т.2. М., Наука, 1966, Т.3., 1967

3.  Носов Н.Е. Становление  сословно-представительных учреждений  в России. Л., Наука, 1969.

4.  Памятники Русского  права. М., Госюриздат, 1957.

5.  Черепнин Л.В. Земские  соборы Русского государства  в 16 - 17 вв. М., Наука, 1978.

6. Н.С. Богданов. Никониане / Наука и религия, 1994, № 11.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М - Норма, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков