Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание

В 16-17 вв. в России процветает сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии, обретая с их помощью плоть и кровь

Содержание

1.Введение………………………………………………………….................стр.2
2.Россия в 16-17 века………………………………………………….........стр.3-5
3. Боярская Дума и Земские Соборы………………………………….....стр.6-10
4.Центральное и местное управление………………………………......стр.11-29
5.Заключение……………………………………………………………...…стр.30
6.Используемая литература…………………………………………………стр.31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 54.95 Кб (Скачать документ)

Первым земским собором  надо считать совещание, созванное  Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня, и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление  бояр, наконец, состоялось заседание  Боярской думы, принявшей указ о  неподсудности (кроме как по крупным  уголовным делам) детей боярских наместником. Б.А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

После собора 1549 года, как  видно из речи Грозного на Стоглавом  соборе, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Эти мероприятия Грозный противопоставляет тем «земским нестроениям», которые охватили страну после смерти его отца Василия 3, когда были «предния законы порушены». Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола.

Особенность земского собора 1565 года заключается в том, что  он собрался не по инициативе царя, а  по инициативе сословий, в отсутствии царя, уехавшего в Александровскую  слободу. Отъезд Грозного из столицы  вызвал активизацию действий сословных  групп, причём отнюдь не стихийного характера, а в организованных формах собора. Этот собор, рождённый к жизни  необходимостью решить основной государственный  вопрос - о главе государства, нельзя назвать иначе чем «земским» (он рассматривал «великое земское дело»).

Продолжительность земских  соборов была различной: от нескольких часов (1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).

Решения Земского собора оформлялись  в соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральное и местное  управление.

Падение роли земских соборов  тесно связано с глубокими  социально-экономическими сдвигами, произошедшими  в Русском государстве к середине 17 века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального  хозяйства позволили укрепить государственный  строй России с самодержавной  монархией, бюрократическим аппаратом  приказов и воевод.    Правительство  уже не нуждалось в моральной  поддержке «всей земли» своих  внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих  требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам.

Подавляющее большинство  дореволюционных историков относило возникновение приказов уже к  концу 15 века, связывая их происхождение  с разросшимися функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской думы, механическим переводом  в Москву органов управления присоединённых княжеств.

Осуществление отдельных  функций государства в 15 веке поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным  чиновникам - дьякам. Постепенно эти  нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер. Появились  такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально  в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» (с начала 16 века) чиновники  помельче - подьячие, объединённые в особом помещении-канцелярии - «избе», «дворе».   Процесс образования «изб», «дворов» - канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века и до середины 16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий - «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казённом) впредь до образования соответствующих «изб» велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.

Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным  лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века «избы» - канцелярии стали превращаться в  постоянно действующие центральные  бюрократические государственные  учреждения - приказы. Это нашло отражение  и в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической  иерархии и внутренней структуры, складывании  определённых приказных порядков деятельности и форм делопроизводства.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства  была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя московского, а также  служилых людей - дворян и детей боярских.     Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства  с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами  требовали постоянного усилия и  усовершенствования вооружённых сил.

Ряд первых центральных государственных  учреждений русского национального  государства имели военное назначение. К этой группе относились Разрядный, Поместный приказы, а также Оружейная  палата.

Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при  дьяке «с разрядом». Разрядный приказ ведал личным составом армии русского государства: заведовал её комплектованием, учётом, денежными и поместными окладами.    На особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских, определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека («новика») на смотре «верстали» на военную  службу, т.е. определяли размер его земельного и денежного жалованья. Первоначально  существовало до 25 «статей» этого «верстания»; к концу 16 века их число было сведено до 6. Для определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей службы и т.д.

Служилые люди обязаны  были выходить на смотры и войну  «конны, людны и оружны», т.е. выставлять вооружённых слуг или холопов, вначале «по силе», а со временем издания Уложения о службе 1555 года «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву конь». Смотря по службе приказ, увеличивал или уменьшал оклад служилых людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие («нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу «в оклад» земли.

Этот приказ тщательно  вёл книги всем служилым людям  в государстве с обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им жалованья, назывались «десятнями».

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания войска, заведовал постройкой крепостей, пограничных  городов, включая их население и  земли, а также ведал пограничной  службой.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции  по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников  и волостелей, воевод, послов, судей  приказов, осуществлял суд над  чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во второй 16 века Разрядный приказ приобрёл значение важнейшего приказа Русского государства. В конце 16 века ему были окончательно подчинены сохранившиеся  ещё от феодальной раздробленности  областные разряды (Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в  дальнейшем характер военно-окружных управлений.

В 17 веке Разрядный приказ имел довольно сложную структуру. Приказ подразделялся на 5 территориальных  столов (Московский, Владимирский, Новгородский, Севский, Белгородский) и столы специального назначения: денежный и приказный.

Из территориальных столов важнейшим считался Московский. Он ведал комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных линий, разбирал местнические дела.

Все остальные территориальные  столы вели учёт рядового состава  армии в пределах определённого  военного округа («Разряда»). Здесь  велись списки состава служилых - десятни, смотренные списки служилых людей, акты приёма и передачи городов воеводами (расписные списки). Белгородский и Севский столы, кроме того, заведовали пограничным военно-административным управлением. Связь Разряда с другими приказами осуществлял приказный стол.

С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ, возникновение которого было также  обусловлено ростом значения служилого  дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное  жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный  приказ. До образования этого приказа  и то и другое производил Разрядный  приказ.

В 1577 году впервые встречается  упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведовал  государственными землями, раздаваемыми в поместья. Всякий, кто определялся  на службу, подавал в Разрядный  приказ челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье.

В приказе велись книги  с обозначением размеров всех поместий. Эти книги назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для составления различных учётных  документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и  других книг. Здесь же выдавались акты на право владения землёй: жалованные, вводные, отказные грамоты.

Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей, собирал подати с земель, находившихся в его владениях.

Возрастание в 17 веке роли и  значения помещиков-дворян в армии  и гражданском государственном  аппарате (приказы и воеводы), увеличение размеров поместного землевладения, постепенное  сближение поместного и вотчинного землевладения делало Поместный  приказ одним из важнейших приказов государства.

В начале 17 века приказ провёл описание земель с целью восстановления нарушенных во время интервенции  и крестьянской войны прав помещиков. Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные  тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, эти книги являлись документами, на основании которых  производилось налоговое обложение.

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-зависимых  крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных сыщиков. В период подавления крестьянской войны  под руководством Степана  Разина приказ рассылал  сыщиков на территории, подведомственные другим приказам.

Стрельцы - пехотинцы, вооружённые  огнестрельным оружием и проживавшие  в особых городских слободах, получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалованье. С их появлением связано  создание Стрелецкого приказа, впервые  упоминаемого с 1571 года.

В 17 веке возросло число стрельцов, которые принимали активное участие  не только в охране границ государства  и войнах, но использовались для  караульной и полицейской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов  несли караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцы проживали  особыми слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию - стрелецкую избу.   Возглавлявшие  стрелецкие полки полковники были не только командирами, но и судьями  для стрельцов.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял      Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна  и часть казаков.

После стрелецкого мятежа 1697-1698 годов Пётр 1 приступил к  ликвидации стрелецких войск. Компетенция  стрелецкого приказа изменилась: он стал заниматься административно-хозяйственными делами, что и вызвало его преобразование в 1701 году в Приказ земских дел, наследовавший  функции упразднённого ещё в  ноябре 1699 года Земского приказа по полицейскому управлению Москвой. 

Службой и жалованием наиболее привилегированной части казаков, находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613-1643 годах  Казачий приказ.

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового («иноземного») строя. Приказ проводил пожалования иноземцев землями и крестьянами, осуществлял суд над иностранцами. Для разбирательства судебных дел в приказе существовали толмачи и переводчики.

Появление полков нового строя  вызвало учреждение и специальных  приказов. Наиболее важным из них был  Рейтарский приказ (1649-1701 года), который  ведал рейтарскими полками: их комплектованием, снабжением, обучением и судом.

В последние десятилетия 17 века Рейтарский и Иноземный приказы  имели одного начальника и общих  дьяков.

Возросшее в 17 веке производство вооружения осуществлялось предприятиями  и мастерами, подведомственными  Пушкарскому приказу,   Оружейной  палате и созданному в 1647 году Ствольному приказу.

Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского государства  и строительству городов руководил  Приказ городового дела (1638-1644 года).

Близким к военной организации  Русского государства был Аптекарский  приказ, основанный в конце 16 века. Первоначально  он являлся придворным учреждением, обслуживавшем царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц. В 17 веке приказ превратился в государственный центр медицинского дела.

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые  приказы, заведовавшие отдельными отраслями  великокняжеского, а затем и царского хозяйства.   Один из самых древних  приказов Русского государства - Казённый приказ - был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казённом дворе  относится к 1493 году (опальный князь  Андрей Васильевич Большой сидел  в «тюрьме на Казённом дворе»), но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само упоминание Казённый приказ впервые  упоминается в 1512 году.

Информация о работе Политическая система русского централизованного государства в 16-17 веков