Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:04, доклад
Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.
Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.
В процессе
социализации участвуют и взаимодействуют
между собой несколько
Агентуры
могут быть специальными (органы государства,
политическое образование в учебных
заведениях, политические партии, средства
массовой информации, их цель – социализировать
личность политически) и неспециальными
(семья, школа, окружение, которые не
ставят в качестве главной цели политическую
социализацию индивида).
Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:
внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);
социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);
биогенетические
и психологические особенности
индивида и его социальный статус.
Политическая
социализация осуществляется через
исторический опыт. В России серьезной
проблемой стало отсутствие преемственности
в передаче опыта политического
участия. Старые модели политического
поведения и участия зачастую
не отвечают новым политическим реалиям.
Новые модели формируются и осваиваются
достаточно медленно. Именно поэтому
в последние годы актуальной стала
проблема политического образования:
знакомство и освоение политического
опыта других стран, изучение особенностей
функционирования политических систем,
способов воздействия на них и
реализации собственных и групповых
интересов, возможностей адаптации
зарубежного опыта к российским
традициям. Однако формирование новой
политической социализации не сводится
только к системе гуманитарного
и политического образования. Необходимо
создание новых институтов социализации,
которые бы заполнили образовавшийся
вакуум после разрушения и исчезновения
их предшественников.
2.2. Характеристика
политической социализации.
Политическая
социализация, как отмечалось, представляет
собой процесс взаимодействия власти
и индивида, отражающий уровень политической
самостоятельности участников политической
жизни. С одной стороны, политическая
социализация отражает меру перехода
требований и предписаний политической
системы во внутреннюю структуру
личности в форме усвоенных ею
политических ролей и функций, принятых
ценностей и стандартов политической
жизни. С другой стороны, она характеризует
сформированность политических позиций
индивида, позволяющих избирательно
усваивать предлагаемые властью
политические цели и ценности. Взаимодействия
власти и индивида могут быть основаны
на диалоге, консенсусе или конфликте,
что обусловливается типом
Гармонический
тип политической социализации предполагает
наличие культурной однородной среды,
зрелых демократических традиций и
гражданского общества, которые обеспечивают
уважительный диалог индивида и власти.
Подобным образом можно охарактеризовать
британо-американскую культуру. Власть
и индивид привержены общепринятым
идеалам, нормам и ценностям, что
позволяет новым поколениям безболезненно
входить в политическую жизнь.
В странах
Западной Европы преобладает плюралистический
тип политической социализации, которому
свойственен опосредующий характер
взаимодействия личности с властью.
Существование значительного
Общества
незападной цивилизации характеризуются
конфликтным типом политической
социализации. Высокий уровень нищеты
большинства населения, жесткая
приверженность индивида местническим
ценностям клана, рода, племени всегда
затрудняли достижение согласия между
носителями различных ценностей
и властью. В этих обществах высока
степень политического насилия
из-за значительной культурной неоднородности.
Усвоение индивидом местнических ценностей
и норм политической жизни происходило
и происходит, как правило, до сих
пор в жесткой борьбе с носителями
иных политических субкультур.
Западные
авторы выделяют еше гегемонистский
тип политической социализации, предполагающий
вхождение человека в политику исключительно
за счет признания им ценностей какого-либо
класса (например, буржуазии или
пролетариата), ценностей определенной
религии (например, ислама) или политической
идеологии (например, коммунизма, фашизма
или либерализма). Этот тип политической
социализации характерен скорее для
закрытых политических систем, которые
не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась
политическая социализация в России
в советское время, в странах
социалистической системы, и некоторых
странах Азии и Африки.
1.2. Права
человека: основные теоретические
трактовки и типология.
Конкретным
выражением значимости для политических
систем гуманистических принципов
и ценностей применения власти являются
права человека. Права человека представляют
собой совокупность норм и принципов,
которые закрепляют систему политических
отношений, гарантирующих предоставление
индивиду определенных свобод и социальных
благ.
Впервые
свое юридическое выражение права
человека получили в 1776 г. в Вирджинской
Декларации, которая впоследствии была
положена в основу Билля о правах
(конституции) США и французской
Декларации прав человека и гражданина
1789 г. В настоящее время права
человека закреплены во Всеобщей Декларации
прав и свобод человека и гражданина,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН
(1948), в Европейской конвенции
о защите прав и свобод человека
(1950), Международном Пакте о
Все названные
международные и
Проблема
прав человека как самостоятельная
политическая проблема актуализировалась
по мере развития общества и усложнения
взаимоотношений между
Творцы
либеральных теорий настаивали на том,
что естественные, священные для
человека права существуют независимо
от государства. Более того, сам этот
институт власти несет, по их мнению, угрозу
социально обретенным качествам
и правам личности. В качестве основных
они рассматривали политические
и гражданские права индивида,
не придавая особого значения его
социально-экономическим
В рамках
современных концепций прав и
свобод человека также утверждается
их неотъемлемый и универсальный
характер. Однако, несмотря на признание
противоречивости отношений индивида
и государства, в них допускается
частичное изменение его прав
и свобод содержания. И все же,
даже временно подавляя некоторые из
прав, государство не в силах отнять
их у человека. Поэтому современные
политологи приводят аргументы против
чрезмерной концентрации прав «наверху»,
а тем более против группового
диктата правящей элиты в вопросах
определения объема и характера
предоставляемых человеку прав и
свобод. Но и при этом особый упор
делается все-таки на взаимную ответственность
человека и государства за гарантированность
и использование прав.
Длительная
борьба человечества за соблюдение прав
и свобод личности, динамика представлений
о ее месте и роли в политически
организованном сообществе, а также
многообразие исторических условий
породили богатую палитру прав человека.
В самом широком понимании
права человека распадаются на негативные
и позитивные.
К первым
из них относятся такие права
и свободы, которые основаны на препятствовании
необоснованному вмешательству
государства и других лиц в
суверенные дела индивида, это права,
лежащие в основании
В свою
очередь, позитивные права основываются
на ответственности государства
за предоставление личности определенных
социальных благ, например, прав на образование,
охрану здоровья, доступ к культурным
ценностям и т.д. В данном случае
гарантированность этих прав непосредственно
зависит от уровня социально-экономического
развития государства, от заинтересованности
правящих кругов в реальном проведении
соответствующей
С более
содержательной точки зрения права
и свободы человека разделяются
на гражданские, политические, социально-экономические,
культурные и экологические.
Гражданские,
или личные, права — это тот
круг присущих человеку от рождения прав,
которые конституируют его
Информация о работе Политическая социализация: сущность, этапы, факторы