Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:04, доклад

Описание

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.
Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Политическая социализация.docx

— 55.04 Кб (Скачать документ)

Типы  политической социализации.  

В зависимости  от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные  типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. 

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и  властных институтов и характеризуется  рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой  тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества. 

Плюралистический  тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных  политических субкультур обусловливает  первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми  участниками политического процесса либерально-демократических ценностей. 

Конфликтный тип политической социализации формируется  на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам  своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического  насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур. 

Гегемонистский  тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением  собственной. Такой тип формирует  политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей. 

Стадии  социализации 

1) первая  стадия - возрастная (допуберантная  (до 12 лет);

2) подростковая 12 - 16-18 лет;

3) взрослая  после 18. 

Рубеж социализации - это рубеж полового созревания.

1 - стадия

Большинство исследователей этнической и политической социализации. 

Исследователи задаются вопросом: “в каком возрасте, в каких возрастных группах появляется феномен этического самосознания,этнической идентичности. 

- Американские  социальные психологи отвечают  так: первые симпатии к себе  как к представителю одной  социальной общности и антипатии  к другим как к представителям  другой социальнйо общности начинается  в 3-4 года.

- Переживание  враждебности к другой этнической  группе возникает в 6-7 лет. 

Политическая  социализация наступает достаточно рано: уже на детях 4-6 лет обнаруживается феномен политической социализации. 

Пример: эксперимент с флагами

флаг  США - самый любимый

флаг  СССР 0- самый нелюбимый

Это - влияние  семьи, средств массовой информации.

Этот  эе эксперимент был выполнен на советских  детях (московских) 4-6 лет, во второй половине 80-х годоы. Результаты показали: нравились 1 - США, 2 - Китай, 3 - Югославии, 4 - СССР. Почему? Предпочтение флага осуществляется по эстетическому критерию (много  различных цветов, много звездочек, как на небе). 

Далее эксперименты на детях 9-10 лет. Нравится 1 - СССР. Политическая социализация у  детей в СССР наступает позже. 

Исследования  Пиоже по политической социализации. Он поставил задачи: как формируется, в каком возрасте у детей представления  о флагах. 

Эксперимент на швейцарских детях 

Вы оказываетесь (дети) на необитаемом острове, и  оттуда они должны выбрать страну проживания.  обнаружился у детей  этноцентризм от хочет жить в швейцари, т.к. это самая лучшая страна. Шведы  выбирают свою страну даже для других национальностей. 

На советских  детях  результаты: американские дети выбирают себе США, т.к. их папы, мамы, друзья. Российские дети предпочитают США и  Японию, Франция и Россия, т.к. связано  с влиянием экономических условий. 

Социально-психологические  особенности ранней социализации 

1) Неразрывные  когнитивные компоненты. Ведущим  в социализации становится аффективно-эмоциональный  компонент.

2) Ведущим  видом деятельности является  игровая деятельность и учебно-познавательная.

3) Родители, семья в целом - являются ведущим  каналом (ведущая роль принадлежит  матери; в США ведется борьба  за голоса женщин, т.к. они в  основном ответственны за политическую  организацию у детей). 

По мнению американских социологов-психологов дети 5-6 лет в 25% случаях занимают свою (автономную) позицию в 50% случаев; в 9-10 лет вступают в противоречивые споры с родителями по политическим вопросам и этническим. 

Подростковый  период социализации 

1) Расширение  видов деятельности, в которую  вступает подросток в сфере  познания, культуры, игровой деятельности.

2) Характерна  сформированность умственных способностей, когнитивных процессов, социальных  установок, норм.

3) Расширение  круга общения (за счет улицы), увеличение автономии.

4) Основные  каналы социализации - школа, СМИ. 

По данным американских исследователей к 16-18 годам  полностью сформированы этнические представления, представления о  партиях, о политических институтах. 

Этапы политической социализации 

Характер  и уровень политической социализированности  человека не могут оставаться неизменными  на протяжении всей его жизни. Рассмотрение политической социализации в соотнесении  с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный  и вторичный этапы. 

Первичная политическая социализация характеризует  первоначальное (обычно с 3–5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у  него избирательно-индивидуальное отношение  к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, необходимо различать четыре аспекта  процесса социализации: 

– непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает  в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах; 

– «персонализация» политики, в ходе которой те или  иные фигуры, принадлежащие к сфере  власти (например, президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с  политической системой; 

– «идеализация»  этих политических образов, т.е. образование  на их основе устойчивых эмоциональных  отношений к политике; 

– «институциализация»  обретенных свойств, свидетельствующая [c. 391] об усложнении политической картины  мира ребенка и его переходе к  самостоятельному, надличностному видению  политики. 

В целом  особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что  человеку приходится адаптироваться к  политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем  аномальных, антисоциальных форм поведения  необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для  сохранения естественного характера  включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом  учителя, примером деятельности старших  и ни в коем случае не содержит жестких  идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся  детское сознание можно подкреплять  императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами). 

Вторичная политическая социализация характеризует  тот этап деятельности человека, когда  он, освоивший приемы переработки  информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке  пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. Таким образом, главную  роль здесь играет так называемая обратная социализация (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную коррекцию  человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического  поведения и идеологических позиций. 

В целом, несмотря на повышение роли самостоятельного выбора ценностей и ориентиров, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к  сложившейся политической системе. Человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия, и потому, как заметил Ф. Хайек, он приспосабливается  даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает. И все же элемент осознанной ориентации на определенные политические стандарты  имеет место. В частности, он выражен в механизме «предварительной социализации», который, по мысли Р. Мертона и К. Росси, характеризует предварительную ориентацию личности на предпочтительные для него нормы и стандарты той или иной группы. Это как бы «заблаговременная социализация», обусловливающая целенаправленные действия индивида, его сознательную устремленность к значимым для него стандартам и ценностям. Таким образом он как бы искусственно «подтягивает» себя к этим групповым стандартам, несмотря на внешнее воздействие системы. 

     1.3. Основные подходы  к правам человека

     Статус  и авторитет прав человека в государстве  во многом связаны с трактовкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естественных прав личности человеческий разум. Тем самым оно попыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род основополагающих потребностях — в поддержании жизни, в безопасности, свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства, духовном развитии и т.д.

     Другие  же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу.

     Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопросе об определении прав человека послужила основанием для трех основных подходов в их трактовке, получивших широкое распространение в XX в.

     Первый из них, естественно-исторический подход ограничивает роль разума главным образом лишь осознанием объективно существующих естественных человеческих прав. Наследуя либеральную традицию, он исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения естественные права оно не может.

     Второй, позитивистский (или юридическо-позитивистский) подход базируется на трактовке государства как реального воплощения общественного разума и отрицании всякого внегосударственного происхождения прав человека. Утверждается рациональная самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к законам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей общества.

     Третий  из наиболее распространенных подходов к правам человека, марксистский, разделяет прагматическую установку позитивизма, подчиняя ее государственной целесообразности. Однако марксизм исходит не из рациональной самоценности права, а из его социально-экономической и прежде всего классовой детерминации. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида становится излишней вследствие трактовки личности как совокупности общественных отношений, продукта определенного общественного строя.

Информация о работе Политическая социализация: сущность, этапы, факторы