Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:04, доклад

Описание

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.
Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Политическая социализация.docx

— 55.04 Кб (Скачать документ)

Политические  права обеспечивают возможности  участия граждан в управлении делами государства и общества. К  такого рода правам относятся свобода  слова, печати, совести, право на получение  информации, право на объединение  с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и  быть избранным в представительные органы государства, свобода союзов, демонстраций и т.д. 

Социально-экономические  права — это права и возможности  граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами  материальной деятельности. Их называют правами «второго поколения», которые  стали результатом борьбы за социальные гарантии и защиту личности в сфере  производства, активно начатую еще  со второй половины XIX в.  

К таким  правам относятся право на собственность, свободу экономической деятельности, индивидуальные трудовые права (право  на труд, справедливую оплату труда, защиту от безработицы, выбор профессии) и  право на коллективные действия по защите трудовых прав, а также право  на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. В  настоящее время наиболее полно  эта группа прав обеспечивается в  правовых социальных государствах —  Швеции, Германии, Канаде, США и некоторых  других, где достигнут самый высокий  уровень социально-экономического обеспечения населения. 

Проблемы  общественного развития последней  трети XX в., связанные, к примеру, с  усилением взаимозависимости государств в современном мире и, как следствие, формированием новой системы  международных отношений или  экологическим кризисом, вызвали  к жизни права «третьего поколения», делающие акцент на отношения между  государством и личностью в сфере  культуры и экологии. К этим правам можно отнести право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к понимаемым как общее достояние  человечества культурным ценностям, свободное  передвижение по миру и т.д. 

Сущность  и факторы политической социализации.  

Политическая  социализация - это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть  общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления  членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

На политическую социализацию личности оказывают влияние  разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

- усилия  политической системы по политическому  просвещению и вовлечению граждан  в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных  учреждений, влияние официальной  пропаганды, пропаганды политических  партий и движений, влияние средств  массовой информации;

- стихийное  влияние на политическое сознание  и поведение личности социальной  и политической практики на  макроуровне - международных и  внутриполитических реальностей,  глобальных проблем современности,  экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий; 

- влияние  микросреды - семьи, школы, круга  формального и неформального  общения, отдельных личностей;  в молодежной среде существенное  значение имеют неформальные  группы и молодежная субкультура  в целом; 

- личное  участие индивида в общественно-политической  жизни, его собственный социальный  опыт. В процессе практической  политической активности происходит  переход полученных знаний в  убеждения, их проверка личным  опытом.  

Институты политической социализации принято  подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные  и специализированные политические институты, партии, организации и  движения. Ко вторым - семью, систему  образования, работу, круг неформального  общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая  социализация личности начинается в  раннем детстве и продолжается всю  жизнь. В самом общем виде в  ней можно выделить два этапа. Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия  в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и  ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с  подключением опыта собственной  политической практики, освоением новых  социальных и политических ролей. В  дальнейшем для разных индивидов  этапное значение могут иметь  переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

С результатами политической социализации тесно связано  политическое участие граждан. Под  этим понятием подразумевается участие  в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или  партийных структур. Политическое участие  предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия  считается важным показателем демократичности  политической системы. 

Факторы социализации 

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним  относятся:

мегафакторы — космос, планета, мир, которые в  той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы  — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы — условия социализации больших  групп людей, выделяемых: по местности  и типу поселения, в которых они  живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех  или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы  — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные  организации, микросоциум. 

Агенты  социализации 

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен. Так, по отношению к детям  и подросткам таковыми выступают  родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число  агентов входят также супруг или  супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для  человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении  и какими средствами они оказывают  свое влияние. 

Уровни  социализации 

В социологии выделяются два уровня социализации:

уровень первичной социализации

уровень вторичной социализации 

Первичная социализация происходит в сфере  межличностных отношений в малых  группах. В качестве первичных агентов  социализации выступает ближайшее  окружение индивида: родители, близкие  и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп  и институтов. Вторичные агенты —  это формальные организации, официальные  учреждения: представители администрации  и школы, армии, государства и  т. д. 

Механизмы социализации 

Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы  социализации. Подразделяются на:

Социально-психологические  механизмы

Социально-педагогические механизмы 

К социально-психологическим  механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком  на рецепторном и подсознательном  уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних  возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный  нажим — овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание  — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или  иные ценности, свойственные различным  институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии  человек может формироваться  и изменяться в результате осознания  и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места  в этой реальности и себя самого. 

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие: 

Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского  и др.). Это усвоение происходит, как  правило, на неосознанном уровне с помощью  запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность  традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям  ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме  того, эффективность традиционного  механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального  опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или  блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. 

Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и  реализующими социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания  выполнения социальных норм. Надо иметь  в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через  представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого  влияния определяется тем, что, как  тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский  балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в  соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями  склонны идентифицировать себя с  теми или иными героями, воспринимая  при этом свойственные им образцы  поведения, стиль жизни и т. д. 

Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль жизни и мышления той  или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура  влияет на социализацию человека постольку  и в той мере, поскольку и  в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и  пр.) референтны (значимы) для него. 

Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации  и т. д. Значимыми лицами могут  быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник  своего или противоположного пола и  др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или  иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение  со значимыми лицами в группах  и организациях может оказывать  на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. 

Информация о работе Политическая социализация: сущность, этапы, факторы