Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:04, доклад
Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.
Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.
Политические
права обеспечивают возможности
участия граждан в управлении
делами государства и общества. К
такого рода правам относятся свобода
слова, печати, совести, право на получение
информации, право на объединение
с единомышленниками (создание политических
ассоциаций), свобода избирать и
быть избранным в представительные
органы государства, свобода союзов,
демонстраций и т.д.
Социально-экономические
права — это права и
К таким
правам относятся право на собственность,
свободу экономической
Проблемы
общественного развития последней
трети XX в., связанные, к примеру, с
усилением взаимозависимости
Сущность
и факторы политической социализации.
Политическая социализация - это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.
На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- усилия
политической системы по
- стихийное
влияние на политическое
- влияние
микросреды - семьи, школы, круга
формального и неформального
общения, отдельных личностей;
в молодежной среде
- личное
участие индивида в
Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.
Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.
С результатами
политической социализации тесно связано
политическое участие граждан. Под
этим понятием подразумевается участие
в политике автономных, частных граждан,
не являющихся политическими лидерами
или функционерами властных или
партийных структур. Политическое участие
предполагает преодоление отчуждения
личности от власти и политики, ее активное
вовлечение в политический процесс.
Развитие добровольных, демократических,
законных форм политического участия
считается важным показателем демократичности
политической системы.
Факторы
социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
микрофакторы
— непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют,
— семья и домашний очаг, соседство,
группы сверстников, воспитательные организации,
различные общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Агенты
социализации
Важнейшую
роль в том, каким вырастает человек,
как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь.
Их принято называть агентами социализации.
На разных возрастных этапах состав агентов
специфичен. Так, по отношению к детям
и подросткам таковыми выступают
родители, братья и сестры, родственники,
сверстники, соседи, учителя. В юности
или в молодости в число
агентов входят также супруг или
супруга, коллеги по работе и пр.
По своей роли в социализации агенты
различаются в зависимости от
того, насколько они значимы для
человека, как строится взаимодействие
с ними, в каком направлении
и какими средствами они оказывают
свое влияние.
Уровни
социализации
В социологии выделяются два уровня социализации:
уровень первичной социализации
уровень
вторичной социализации
Первичная
социализация происходит в сфере
межличностных отношений в
Механизмы
социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:
Социально-психологические механизмы
Социально-педагогические
механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Рефлексия
— внутренний диалог, в котором
человек рассматривает, оценивает,
принимает или отвергает те или
иные ценности, свойственные различным
институтам общества, семье, обществу
сверстников, значимым лицам и т.
д. Рефлексия может представлять
собой внутренний диалог нескольких
видов: между различными Я человека,
с реальными или вымышленными
лицами и др. С помощью рефлексии
человек может формироваться
и изменяться в результате осознания
и переживания им той реальности,
в которой он живет, своего места
в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим
механизмам социализации можно отнести
следующие:
Традиционный
механизм социализации (стихийной) представляет
собой усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и
ближайшего окружения (соседского, приятельского
и др.). Это усвоение происходит, как
правило, на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов. Эффективность
традиционного механизма весьма
рельефно проявляется тогда, когда
человек знает, «как надо», «что надо»,
но это его знание противоречит традициям
ближайшего окружения. В таком случае
оказывается прав французский мыслитель
XVI в. Мишель Монтень, который писал:
«…Мы можем сколько угодно твердить
свое, а обычай и общепринятые житейские
правила тащат нас за собой». Кроме
того, эффективность традиционного
механизма проявляется в том,
что те или иные элементы социального
опыта, усвоенные, например, в детстве,
но впоследствии невостребованные или
блокированные в силу изменившихся
условий жизни (например, переезд из
села в большой город), могут «всплыть»
в поведении человека при очередном изменении
жизненных условий или на последующих
возрастных этапах.
Институциональный
механизм социализации, как следует
уже из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека
с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и
реализующими социализирующие функции
попутно, параллельно со своими основными
функциями (производственные, общественные,
клубные и другие структуры, а
также средства массовой коммуникации).
В процессе взаимодействия человека
с различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление
им соответствующих знаний и опыта
социально одобряемого
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека
с субъективно значимыми для
него лицами. В его основе лежит
психологический механизм межличностного
переноса благодаря эмпатии, идентификации
и т. д. Значимыми лицами могут
быть родители (в любом возрасте),
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и
др. Естественно, что значимые лица
могут быть членами тех или
иных организаций и групп, с которыми
человек взаимодействует, а если
это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Но нередки случаи, когда общение
со значимыми лицами в группах
и организациях может оказывать
на человека влияние, не идентичное тому,
какое оказывает на него сама группа
или организация.
Информация о работе Политическая социализация: сущность, этапы, факторы