Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:04, доклад

Описание

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.
Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Политическая социализация.docx

— 55.04 Кб (Скачать документ)

     В целом же марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу права, подменяют общечеловеческие ценности моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Несмотря на слабую совместимость с самой идеей прав человека марксизм и претендующие на его реализацию социалистические страны внесли немалый вклад в обоснование и утверждение социальных прав личности.

2.1. Типология прав  человека

   В наши дни для большинства стран  права человека являются неотъемлемым  и высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин  «права человека»  употребляется как в широком, так и в узком смыслах.

     В узком значении -  это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного  закрепления и государственных границ.  К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,  уважение человеческого достоинства,  свобода от произвольного,  незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести,  право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др.

   В широком значении права человека  включают весь обширный  комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

   Современная типология  прав человека  достаточно разнообразна.  Наиболее общей  их классификацией  является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.

   Негативные права определяют обязанности государства и других людей  воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют  личность от нежелательных, нарушающих  ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются  основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент    индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют  характер негативного права.

    Типичным примером  этой группы прав и в целом негативного  подхода к правам  человекам является  Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит:  « Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих  какую-либо религию  или запрещающих  ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно  собираться и обращаться к правительству  с петициями о прекращении  злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено  на ограждение личности  от всякого рода  несправедливых  и нежелательных посягательств  со стороны правительства.

   В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций  предоставлять  гражданину те или иные блага,  осуществлять определенные  действия. Характер позитивного права  носят все социальные права.  Это, например, право  на социальное  вспомоществование,  образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав  невозможно без наличия  у государства достаточных ресурсов.  Их конкретное  наполнение прямо  зависит от богатства  страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения   ресурсов позитивного права  могут гарантировать  гражданам лишь «равенство в нищете»,  как это имело место во многих странах  административного социализма.

     Более конкретной и широко распространенной  классификацией прав личности по сравнению  с их делением на негативные  и позитивные является

Их подразделение  в соответствии  со сферами реализации  на гражданские (личные), политические,  экономические,   социальные (в  узком значении этого  слова),  культурные и экологические.

   Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.

   В конституциях многих государств  гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими.  Основанием для этого служит преимущественно негативный характер  тех или других, а также направленность обоих видов  этих прав на обеспечение свободы  личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

   Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной  жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права,  свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений,  в том числе свобода печати,  радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

   К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают  права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения   индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие из этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основополагающие гражданские права.  В современных юридических документах  эти права чаще называют  экономическими и выделяют  в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с  правами гражданскими,  политическими  и т.п.

   Гражданские, политические и экономические права нередко  называют правами  либеральными или  же правами первого поколения.  Все они носят характер  преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности  от посягательств власти и других людей и нуждающихся  лишь в охране со стороны государства.

   К правам второго поколения  относят социальные права. Они призваны обеспечить  материальные условия  свободы и достойную жизнь каждому  человеку. К данным правам относят  собственно социальные, культурные и экологические права.

   Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ  к культурным ценностям,  свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

   Экологические права - это права на  благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,  причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

2.4. Права человека  на практике, и  их универсальность.

     Практическая  реализация всего комплекса прав человека — сложная, всеобъемлющая задача, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации.

     Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран их соблюдение служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики. Еще в 1789 г. в преамбуле французской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная наука не столь категорична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.

     Пока  еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и господствуют иные нравственные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосознания и индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека.

     Универсальная применимость концепции прав человека нередко ставится под сомнение с помощью ссылок на разрушительные последствия, которые может вызвать их признание государством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуациях. В таких случаях предоставление свободы действий якобы может иметь целый ряд негативных для большинства населения последствий: дестабилизировать общество и привести его в хаотическое состояние, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффективной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляющая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.

     Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуациях государство вправе ограничивать свободу граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупотреблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.

     В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека — важнейшая гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением прав человека отдельным государством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием правительством прав своих собственных граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или предпринимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы ОБСЕ1 рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внутреннее дело каждой отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной ответственности.

Информация о работе Политическая социализация: сущность, этапы, факторы