Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа
В этой работе рассмотрено влияние средств массовой информации на политическое сознание граждан России. В первую очередь, на людей старшего поколения.
Введение
1. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
2. Влияние СМИ на политическое сознание: возможности и ограничения
3. Влияние СМИ на политические предпочтения: попытка экспериментального исследования
4. Методологическое обоснование исследования
5. Методика исследования
6. Результаты анализа данных
7.Текущее состояние сферы российских СМИ: ресурсы влияния
8. Население и СМИ: проблемы восприятия и доверия
Заключение
Список использованной литературы и web-ресурсов
Обилие и
Ясно, что при проведении
такой экспериментальной
Методологическое обоснование исследования
Политическое поведение людей проявляется в различных формах, в том числе в индивидуальном политическом выборе. Считается, что политический выбор представляет собой подтвержденное действием политическое предпочтение, которое, в свою очередь, интегрирует в себе в той или иной степени и различные аспекты политического сознания. Таким образом, предпочтение является своеобразным мостиком между политическим сознанием и политическим поведением.
Измерение политических
(в том числе электоральных)
предпочтений является одним
из самых распространенных
Политический выбор
(как процесс принятия решения)
В этих условиях
для того, чтобы понять, как СМИ
влияют на политический выбор
(предпочтения) своей аудитории,
необходимо хотя бы определить
"направленность" потока сообщений
о том или ином политике, зафиксировать
характер представления этого
политика в данном СМИ (
Итак, влияние СМИ на
массовое политическое
Методика исследования
В качестве исходного
материала использовались
- ежедневный контент-анализ сообщений основных российских СМИ (телеканалы, радиостанции, печатные издания);
- еженедельный общероссийский социологический мониторинг (репрезентативные опросы населения по социально-политической тематике).
Данные контент-анализа АРПИ представляют собой статистику упоминаний в СМИ ведущих российских политиков и политических партий (движений) с фиксацией характера ("направленности") этих упоминаний (представляющих данного политика положительно, отрицательно или нейтральных). Количество различных упоминаний о конкретном политике (партии) в каждом отдельном СМИ за каждую неделю сводились нами в единый числовой индекс представления (ИП) I политика (партии) по формуле
I = 100 (N+ - N-) / (N+ + N- + N0),
где N+, N- и N0 - соответственно число положительных,
отрицательных и нейтральных упоминаний[12].
Таким образом получались
динамические ряды (последовательности)
значений ИП для каждого
В определенном смысле можно
предполагать, что индекс представления
характеризует воздействие
Реакция на такого рода влияние
фиксировалась на основе анализа
еженедельных опросов общественного
мнения, в каждом их которых респондентам
задавался вопрос: "Если бы выборы
президента РФ проходили сегодня, то
за кого бы Вы проголосовали?" (соответственно
для партий задавался вопрос о
выборах в Государственную
Характер взаимосвязи
между воздействием конкретного
СМИ на свою аудиторию, выраженным в
соответствующем индексе
Для измерения тесноты связи использовались различные процедуры корреляционного и регрессионного анализа. При этом расчет делался для двух моделей: модели непосредственного влияния (использовался еженедельный ИП) и модели отсроченного или "накопленного" влияния (использовалась сумма ИП за четыре последних недели).
Результаты анализа данных
Нетрудно видеть, что значения
представленных коэффициентов корреляции
существенно различаются. Зафиксированы
случаи как положительной, так и
отрицательной взаимосвязи
Очевидно также, что в информационном воздействии действительно имеет место кумулятивный эффект (см. выше). Можно заметить, что приведенные коэффициенты корреляции имеют большее значение (по абсолютной величине) для индекса ТВ-сум, нежели для индексов отдельных телеканалов, а также для "накопленных" индексов по сравнению с "недельными". Иными словами, влияние СМИ становится более заметным, если оно "многоканально" и продолжительно.
Эти данные помимо прочего могут означать следующее. В электорате Ю. Лужкова (и в меньшей степени Г. Зюганова) значительную часть составляют избиратели, в той или иной степени связывающие свои предпочтения с информацией, полученной из телевизионных каналов. В электорате Г. Явлинского (и в меньшей степени А. Лебедя) большинство избирателей слабо подвержено влиянию СМИ. Наконец, в электорате Е. Примакова довольно много людей, чьи предпочтения противоположны воздействию СМИ (т. е. обычно голосующих за того, кого "ругают").
Таким образом, наш небольшой
эксперимент делает сравнительно обоснованным
утверждение о присутствии в
российском обществе всех трех базовых
моделей влияния СМИ на политическое
сознание - максимального, минимального
и обратного влияния. Иными словами,
можно сказать, что российские граждане
ведут себя под воздействием СМИ
весьма по-разному, и при построении
информационно-политических технологий
требуется очень тщательно
В целом же гипотеза об огромном влиянии СМИ на политические предпочтения населения в России не получила подтверждения.
Текущее состояние сферы российских СМИ: ресурсы влияния
Нынешний потенциал
В периоды относительно
"спокойной" политической
Прежде всего серьезные
изменения произошли в сфере
потребления печатных СМИ. Так,
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что их финансовое положение напрямую зависит от покупательной способности населения, а многие семьи просто не в состоянии позволить себе частую покупку газет или журналов. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет[13].
Согласно опросам
Таким образом, аудитория
печатных изданий весьма незначительна,
и информационное воздействие этого
вида СМИ на население весьма ограниченно.
Россияне предпочитают узнавать политические
новости скорее по телевидению, чем
из прессы. Эта тенденция вполне
определенным образом фиксируется
в опросах общественного
Однако степень воздействия телевизионных СМИ даже при очень широком охвате[17] вряд ли можно считать всеобъемлющей. Прежде всего объем телевизионной аудитории весьма различается в зависимости от телеканала и времени выхода телепередач. Так, по данным Союза журналистов, в летние месяцы до 20% горожан вообще не обращаются к телевидению.
Информация о работе Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России.