Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа
В этой работе рассмотрено влияние средств массовой информации на политическое сознание граждан России. В первую очередь, на людей старшего поколения.
Введение
1. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
2. Влияние СМИ на политическое сознание: возможности и ограничения
3. Влияние СМИ на политические предпочтения: попытка экспериментального исследования
4. Методологическое обоснование исследования
5. Методика исследования
6. Результаты анализа данных
7.Текущее состояние сферы российских СМИ: ресурсы влияния
8. Население и СМИ: проблемы восприятия и доверия
Заключение
Список использованной литературы и web-ресурсов
Данные медиаметрических
служб и опросов общественного
мнения свидетельствуют, что среди
телевизионных каналов
Ведущее положение Первого канала вполне объяснимо и определяется как объективными причинами (его вещание покрывает 98% территории России, телеканал не ориентирован на какие-то определенные слои аудитории), так и некоторыми аспектами массового сознания: в частности, тем, что Первый канал до сих пор воспринимается многими как "наиболее государственный" и "наиболее официальный" канал.
В то же время лидерство Первого канала не является столь уж бесспорным. Постепенно увеличивается доля телеканалов РТР и НТВ.
Важно отметить и тот факт, что рейтинги популярности (объем реальной аудитории) телевизионных каналов несколько отличаются от рейтингов доверия этим же каналам. И Первому такое несоответствие свойственно даже в большей степени, нежели другим каналам. Если для НТВ, РТР, ТВ-6 показатели популярности телеканала и доверия со стороны населения более или менее сопоставимы, то в случае с Первым каналом наблюдается довольно значительное расхождение между этими показателями: число тех, кто смотрит Первый, примерно вдвое превосходит число тех, кто испытывает доверие к этому телеканалу.
Подобная неоднозначность
восприятия телеканалов в общественном
мнении проявляется и в отношении
населения к информационным и
информационно-аналитическим
Информационные передачи занимают одно из лидирующих мест по популярности у телеаудитории: они пользуются практически таким же вниманием телезрителей, как художественные фильмы и развлекательные передачи (их аудитория - свыше 60% населения)[18]. По данным Фонда "Общественное мнение", до 65% опрошенных стараются каждый день смотреть информационные программы. В то же время до 20% открыто заявляют, что совершенно не интересуются политическими новостями. Кроме того, от 15% до 25% называют ведущие информационные передачи телевидения просто "лживыми" (по данным Центра исследований политической культуры России)[19].
Население о средствах массовой информации: проблемы восприятия и доверия
Ограниченные возможности
информационного воздействия
Опросы показывают, что
в обществе наблюдаются прямо
противоположные оценки и суждения
по поводу деятельности средств массовой
информации. С одной стороны, публично
декларируемая приверженность СМИ
принципам свободы слова и
зачастую весьма сдержанное отношение
(а иногда дистанцирование и даже
противостояние) журналистов к политической
власти привлекают к СМИ симпатии
части населения. С другой стороны,
необходимость выживания в
Довольно показателен в этом смысле опрос, проведенный Фондом "Общественное мнение" в декабре 1997 г. Респондентам задавался вопрос: "Сегодня высказываются различные мнения о российских журналистах. Перед Вами некоторые из таких высказываний. С какими из них Вы согласны?"[20]. Наибольшее число голосов набрали такие высказывания: "Российские журналисты - это...":
"...выразители общественных интересов" (37%);
"...наблюдатели жизни, информаторы общества" (33%);
"...ловцы сенсаций и "жареных" фактов" (28%);
"...прислужники властей, богатых и влиятельных людей" (15%);
"...манипуляторы общественным мнением" (14%);
"...воспитатели, наставники, просветители" (11%);
"...стражи демократии, поборники справедливости" (11%).
Как видно из ответов, в общественном мнении отсутствует однозначная оценка деятельности журналистов, причем отрицательные характеристики им склонны давать около 40% респондентов.
Вполне понятно, что ответы на эти вопросы тесно коррелируют с политическими пристрастиями респондентов и их возрастом: положительные моменты в деятельности сегодняшних СМИ склонны в большей степени видеть сторонники нынешней власти и молодежь, тогда как оппозиционно настроенные респонденты и люди старшего поколения чаще отмечают негативные аспекты в деятельности масс-медиа.
Двойственное восприятие СМИ массовым сознанием проявляется и в показателях общего доверия населения к СМИ как единому социальному институту. С одной стороны, общественное доверие к прессе, радио, телевидению достаточно велико - выше, чем к многим другим общественным и политическим институтам. С другой стороны, большинство населения все же довольно критически оценивает деятельность нынешних российских СМИ, и в абсолютных показателях доверие населения к средствам массовой информации весьма незначительно. Так, согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), лишь четверть населения (24-25%) выражает полное доверие СМИ, тогда как около половины опрошенных (43-47%) утверждают, что "печать, радио, телевидение не вполне заслуживают доверия", а еще 15-20% вообще заявляют о полном недоверии к масс-медиа (мониторинг за 1997-1998 гг.). Конечно, такой невысокий уровень доверия во многом связан не только с негативным отношением собственно к СМИ, но и с общим низким уровнем общественного доверия любым социальным институтам в условиях массового разочарования, отчуждения и ухода людей в частную жизнь.
Противоречивость (а иногда
и негативизм) массового сознания
по отношению к СМИ проявляется
также и в ответах респондентов
на вопросы о характере влияния
масс-медиа на общественную жизнь. С
одной стороны, когда опрашиваемым
предложили составить рейтинг социальных
институтов, "положительно влияющих
сегодня на жизнь нашей страны",
то в глазах общественности СМИ уступили
только церкви (26% респондентов указали
церковь, 14% - СМИ). Отрицательное общественное
воздействие СМИ отметили 11% (ФОМ).
В то же время на прямой вопрос, касающийся
деятельности СМИ, "Какое в целом
влияние - положительное или
Одним из главных упреков
со стороны населения к СМИ
является проблема объективности информации,
предоставляемой масс-медиа. Более
половины (около 60%) населения обвиняет
СМИ в необъективности и
Свыше половины опрошенных уверены, что "россияне не получают объективную, правдивую информацию" из СМИ "о политической жизни страны" (так считают 57% опрошенных), "об экономике России" (63%), "о настроениях людей, общественном мнении по разным вопросам" (51%). И только не более 35% респондентов полагают, что СМИ вполне объективны в отображении происходящих в стране событий (ФОМ). В последнее время число не доверяющих СМИ все больше растет.
Естественно, что наиболее
значимым фактором подобного раскола
в общественном мнении вновь становятся
политические взгляды опрашиваемых.
Оппозиционно настроенные респонденты
гораздо более критично оценивают
объективность информации, транслируемой
масс-медиа. Сторонники либеральных
взглядов (или по крайней мере те
респонденты, которые отдают свои симпатии
Ю. Лужкову и Г. Явлинскому) придерживаются
гораздо более умеренных
По данным Фонда "Общественное мнение", 38% респондентов полагают, что "информационные, общественно-политические передачи чаще всего объективно показывают действительность", еще около 30% считают, что эти передачи "приукрашивают" реальное положение дел, а примерно 5% уверены, что они "очерняют" факты (ФОМ, октябрь 1998 г.).
Другой принципиальной причиной,
вызывающей недоверие к СМИ, является
их ангажированность в глазах общественного
мнения. Признавая в большинстве
своем необходимость соблюдения
принципа свободы и независимости
СМИ (80% респондентов), россияне разделились
в оценках нынешнего состояния
свободы прессы в зависимости
от своих политических пристрастий.
Сторонники нынешней власти и демократических
реформ считают, что сегодняшние
масс-медиа стали более
Еще одна причина двойственного
отношения к СМИ со стороны
населения кроется в том, что
в России традиционно, еще с советских
времен, средства массовой информации
рассматривались не только и не столько
как источник новостей, как это
имеет место на Западе, но и как
один из каналов обратной связи между
обществом и властью (хотя и не
всегда эффективный), как инструмент
решения важных общественных, а иногда
и личных проблем. Практически в
каждом печатном органе, на радио и
телевидении существовали специальные
отделы, которые были обязаны реагировать
на письма граждан и доводить в
обобщенном виде мнения и настроения
людей до сведения властей. Во времена
перестройки и широкой
Интересно, что даже сами россияне говорят о весьма ограниченном потенциале воздействия СМИ в этом направлении. Абсолютное большинство респондентов признают, что СМИ - мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание и поведение людей. В то же время население весьма скептически оценивает возможности влияния СМИ на политические решения государственного уровня. Так, 88% респондентов согласились, что "информационные, общественно-политические передачи центрального телевидения" влияют на "настроение и поведение людей". Но только 22% говорят о таком же воздействии телевидения на "действия руководства страны", тогда как 63% опрошенных этого влияния не замечают (ФОМ). Характерно, что в данном случае распределение ответов практически не зависит от политических предпочтений опрашиваемых.
Заключение.
Итак, можно утверждать, что возможности влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение российского населения в целом далеко не безграничны. Такого тотального интереса, внимания и доверия к сообщениям масс-медиа (а следовательно, и влиятельности СМИ), которые наблюдались в конце 80-х годов, сегодня уже нет. Это связано как с абсолютным сокращением потребления населением общественно-политической информации (сокращением аудитории СМИ и суммарного времени чтения, слушания и смотрения), так и с изменением этого потребления, вызванного падением доверия к сообщениям СМИ.
Сказанное не означает, что влияние СМИ вовсе отсутствует. Просто общество стало существенно более дифференцированным по характеру своего взаимодействия со СМИ, и различные группы населения весьма по-разному реагируют на информационные воздействия.
Двойственность и
Существенные изменения в восприятии СМИ, произошедшие в российском обществе за последние 10-15 лет, делают вполне разумным следующее предположение. Похоже, что во времена политической нестабильности или (еще сильнее) революционных трансформаций, когда процесс политической самоидентификации индивида требует привлечения большей информации, социальная роль и влияние СМК неизмеримо возрастают. Напротив, в периоды стабилизации или (еще сильнее) стагнации, когда граждане в своем большинстве "уходят" в собственную индивидуальную жизнь, быт и повседневность, СМИ теряют массовую политическую влиятельность, оставаясь значимыми лишь для узкого круга политической элиты и ее интеллектуального окружения.
Информация о работе Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России.