Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:05, реферат
Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.
1. Понятие ценности…...............................................................................................2
2. Типы и типологии ценностей.................................................................................4
Список литературы
Содержание:
1.
Понятие ценности….....................
2. Типы
и типологии ценностей.....................
Список
литературы....................
1. Понятие ценности
Сущностные силы человека (индивида и группы) опредмечиваются в ценностях. Ценности культуры отражают общественные отношения и играют регулятивную роль, выступая в виде определённых норм культуры.
Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности. Ценность - есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.
Понятие ценности впервые появляется у И. Канта; он противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности не существуют самостоятельно; у них есть только значимость: они являются требованиями к воле человека. Неокантианец В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют основу функций культуры и отдельного осуществления ценности. Ценность - это идеал, создаваемый сознанием. Нормы управляют нравственной, теоретической и эстетической деятельностью. У него проблема ценностей становится проблемой философии культуры; ценности образуют некую субординацию: ценности (добро, истина, красота) и ценности-блага культуры (наука, правопорядок, искусство и особенно религия). Г.Риккерт разрабатывает учение о ценностях как основу теории истинного знания и нравственного действия. Познать, значит занять определённую позицию по отношению к ценностям. В процессе познания Риккерт выделяет субъективную сторону суждения и его объективное содержание (значение, смысл). Познавать предмет, значит придавать ему форму правил и норм, требующих признания; познание есть рационализация иррационального. Поэтому истина определяется им как согласованность понятий между собой, содержание которых определяется значимостью, обусловленной теоретической ценностью. Главная характеристика ценности состоит в её безотносительности к бытию; она логически предшествует всякому бытию. Г. Риккерт различает понятия ценности и нормы. Ценность, или значимость, становится нормой в связи с субъектом. Норма несёт долженствование (должное), поскольку связана с волей субъекта. Виндельбанд и Риккерт считают, что цель философии состоит в создании новой методологии – науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах. Определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе понимающей науки должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных историко-культурных контекстах и сферах жизнедеятельности. По Г. Риккерту, таких сфер шесть: искусство, этика, эротика (блага жизни), наука, пантеизм (мистика), теизм. Каждой сфере соответствует своя система ценностей. Единичные факты опыта, соотнесённые с системами ценностей, образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим лишь в области, постигаемой религиозной верой.
Отличную от неокантианства позицию занял В. Вундт. Источником ценности он считает не волю, а чувство; соответственно, ценности у него не объективны, а субъективны. Этические и правовые нормы относительны, поэтому мировоззрение принципиально отлично от объективной науки.
Ф.
Брентано и М. Шелер стараются
доказать объективный характер чувства
и, следовательно, объективность, общезначимость
ценностей. Источником ценностей является
не интеллектуальная воля, как полагают
неокантианцы, а эмоциональные акты любви
и ненависти, качественно отличающиеся
от восприятия и мышления. Ценности отличаются
от опытной составной реальности, как
цвет от цветных предметов.
Типы и типологии ценностей
Существуют разные типы и типологии ценностей:
Выделяют также следующую классификацию ценностей:
1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в общественной жизни).
2. Базовые (характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные.
3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.
Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях: по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); по потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); по типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).
Диапазон социокультурных требований достаточно широк: от культуры поведения до духовного мира человека. Культура поведения имеет внешнюю и внутреннюю стороны: внешнее выражение поведения предполагает конкретную символику, знаковую систему (правила культурного поведения, правила этикета).
Культурное поведение, это поведение, имеющее характер утвердившегося стереотипа, реализующего определённые культурные нормы. Нормы являются основными элементами таких систем, как право, обычай, традиции. Превращение норм культуры в привычку представляет собой превращение предписаний культуры во внутреннее убеждение человека. Внутренняя сторона поведения человека регулируется не только нормами, но и образцами. Если норма есть нижний предел социокультурных требований к человеку, то образец – верхний предел возможности приближения к идеалу. Поэтому образец выступает как достояние немногих людей, постепенно превращаясь в норму, а на смену ему приходят новые образцы поведения. Нормы имеют жёсткий императивный характер, а образцы допускают различные варианты поведения или сосуществование нескольких образцов; образцы предполагают скорее желательное, чем обязательное. Своеобразными стереотипами нормативного поведения, ценностно-нормативной стороны культуры являются обычаи и обряды. Обычай, существуя в поколениях, становится социокультурной традицией.
Механизм динамики ценностей и норм можно представить в виде схемы: из случайно закрепившихся в культуре образцов возникают ценности; ценности кодифицируются и превращаются в нормы, закреплённые в обычаях, традициях, законах; разрушение и гибель системы ценностей, норм происходит параллельно с возникновением ценностей из закрепляющихся в культуре других идеалов и образцов иного поведения. В культуре созидание и разрушение находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Социокультурная
функция нормы заключается в
формировании ожидаемого поведения, понятного
окружающим людям и принимаемого
ими. Формированию представления о
сущности и разнообразии нормативной
культуры помогают классификации и
дифференциации норм. Выделяют универсальные
и частные нормы. Первые относятся в равной
степени ко всем представителям конкретной
культуры, а вторые принадлежат к сфере
профессиональной деятельности или играют
определённую социокультурную роль. По
степени обязательности можно выделить
побуждающие и запрещающие нормы. В теории
социального действия Т. Парсонса социальная
норма есть общезначимое правило поведения,
прежде всего стандарт действия, регулирующий
поведение людей в определённой социальной
сфере и характеризующий принадлежность
человека к конкретной социальной группе.
Список
литературы.
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.
2. Социология. Курс лекций. Ред.: А.В.Миронов, В.В.Панферова, В.М.Утенков. Москва, 1996
3. Дик Н., Дик П. Социология: Учебное пособие для вузов //
http://www.hrono.ru/libris
Информация о работе Понятие ценности и типы и типологии ценностей