Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:41, доклад

Описание

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки государства.docx

— 84.02 Кб (Скачать документ)

Понятие и признаки государства

Государство можно  рассматривать с разных позиций  философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность  выделить те или иные аспекты его  характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.

В современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется через  перечисление его признаков.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство выполняет  жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время  государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:

  1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;
  2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях, государство – единственный носитель суверенной власти;
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;

Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

  1. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
  2. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
  3. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;
  4. Универсальность государственной власти означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства;
  5. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом.

Основные теории государства

Существует множество  весьма разнообразных теорий, по-разному  объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и пр. Следует отметить, что до недавнего времени в нашей  науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом  подходе, а все другие концепции  отвергались как буржуазные, без  их всестороннего анализа, без попыток  хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним  существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Относится  это и к рассматриваемым далее  теориям государства.

Существующие теории государства  условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о  его целях и задачах, о средствах  и методах его деятельности, о  путях и перспективах его дальнейшего  развития. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. и получила развитие в середине века. Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой.

Технократическая  теория. Эта теория возникла в 20-х гг. прошлого столетия и получила значительное распространение в 60–70-х гг. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты – управленцы, менеджеры.

Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Теория отражает политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер.

Теория правового  государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами.

К теориям о средствах  государственной деятельности следует  отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 50–60-х гг. XX в.

Особое место среди  указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует

Формационный подход


Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

  • Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
  • Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
  • Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализмаи коммунизма.

Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный подход


Составители: А. Тойнби, и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных  цивилизаций, но затем сократил их число  до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько  этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Трехстадийная схема эволюции государства


Данная концепция эволюции государственности  разделяет развитие государственности  на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

Классификация


По отношению к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается  в определение гражданином своего  отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими,  в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу  вероисповедания;

2) государство не вмешивается  в деятельность религиозных объединений,  если не нарушается действующее законодательство;

3) государство оказывает  содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

Статус светского государства  конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1)религиозные организации  получает от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

2) религиозные организации  вправе иметь свое представительство  в государственных органах;

3) религиозные организации  осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством.

К не светским государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть  принадлежит религиозной организации,  которая имеет статус государственной  религии;

2) религиозные правовые  нормы составляют основной источник  государственного публичного законодательства;

3) глава государства одновременно  является высшим религиозным  деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве  Ватикане.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится официальной  государственной идеологией;

2) религиозные организации  лишают необходимой социально-экономической  основы — имущества, собственности;

3) религиозные организации  либо запрещаются, либо находятся  под жестким контролем государства;

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

Информация о работе Понятие и признаки государства