Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:41, доклад
Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Понятие и признаки государства
Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:
Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Существует множество
весьма разнообразных теорий, по-разному
объясняющих происхождение
Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.
Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. и получила развитие в середине века. Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х гг. прошлого столетия и получила значительное распространение в 60–70-х гг. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты – управленцы, менеджеры.
Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Теория отражает политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер.
Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами.
К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники.
Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 50–60-х гг. XX в.
Особое место среди
указанных теорий занимает историко-
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
При формационном подходе основным
критерием классификации
Исторический тип государства —
это государство определённой общественно-
Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
Составители: А. Тойнби, и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.
В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:
1) государство не вмешивается
в определение гражданином
2) государство не вмешивается
в деятельность религиозных
3) государство оказывает
содействие и поддержку(
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.
Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
1)религиозные организации
получает от государства
2) религиозные организации
вправе иметь свое
3) религиозные организации
осуществляют регистрацию брака
К не светским
государствам могут быть отнесены Великобритания, Греци
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть
принадлежит религиозной
2) религиозные правовые
нормы составляют основной
3) глава государства
Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудо
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) атеизм становится официальной государственной идеологией;
2) религиозные организации
лишают необходимой социально-
3) религиозные организации
либо запрещаются, либо