Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:41, доклад

Описание

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки государства.docx

— 84.02 Кб (Скачать документ)

  К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция,  Турция, Япония, Финляндия.

2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО   

 Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство.  

  Федеративное государственное устройство  неоднородно. В различных странах  оно имеет свои уникальные  особенности, которые определяются  историческими условиями образования  конкретной федерации и прежде  всего национальным составом  населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.    

Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная  исполнительная, законодательная и  судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право  принятия собственной конституции,  имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5.  При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные федеральные органы. Они  официально представляют федерацию  в межгосударственных отношениях  ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).  

  Федерации строятся по территориальному  и национальному признаку, который  в значительной мере определяет  характер, содержание, структуру государственного  устройства. 

  Территориальная федерация характеризуется  значительным ограничением государственного  суверенитета субъектов федерации.  Национальные федерации характеризуются  более сложным государственным  устройством. Основное различие  между территориальной и национальной  федерацией состоит в различной  степени суверенности их субъектов.  Центральная власть в территориальных  федерациях обладает верховенством  по отношению к высшим государственным  органам членов федерации. Национальное  государство ограничивается суверенитетом  национальных государственных образований.

2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ  ГОСУДАРСТВО

 

    Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.    

  При конфедеративном устройстве  государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.  

  В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами : 

- конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов,  в отличии от федерации;      

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы  налогов, единого государственного бюджета;      

-   сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;        

-   государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.       

  Сложное  государственное  устройство  предполагает  существование  государства,  включающего  в  себя  другие  государственные  образования.        

  Рассматривая  отдельные  формы государственного устройства,  теория  государства  ничего  не  конструирует,  а  лишь  фиксирует  в  истории  и  современной  действительности  отдельные  их  виды  (классы).  В  результате  выделились  такие  классы  сложных  государств,  как  протекторат, уния и империя:      

  Под  протекторатом  понимается  международный  договор,  по  которому  одно  государство  обязывается  оказывать  покровительство  другому,  более  слабому  государству,  осуществлять  его  представительство  во  внешних  делах,  обеспечивать  вооруженную  защиту,  а  иногда  оказывать  экономическую  и  культурную  помощь.       

  Протекторат  относят  к  числу  разновидностей  государственного  устройства  лишь  по  традиции,  ибо  после  заключения  международного  договора  о  покровительстве  нового  («третьего»)  государства  не  появляется,  а  следовательно,  не  возникает  вопроса  и  о  его  территориальной  организации[6].

 

 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

       Современная  теория  государства  различает  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический  и  тоталитарный.  Эта  классификация  восходит  еще  к  Платону,  выделявшему,  помимо  «наилучшего  государства»,  тимократию   (господство  благородных  воинов),   олигархию  (правление  богатых  семей),  демократию  и  тиранию;  последняя,  если  пользоваться  современной  терминологией,  есть  тоталитаризм[9].      

  Тимократия  и  олигархия  были  историей  преодолены  (первая -  полностью,  вторая - частично),  а  демократический  и  тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в  господствующие  формы.  Их  современное  толкование  отличается  от  платоновского.  Государствоведческая  мысль  ХХ  века  противопоставляет  демократию  как  политическую  форму,  обеспечивающую  прогресс,  тоталитаризму  как  воплощению  политической  реакции,   тогда  как  у  Платона  обе  они  суть  формы  вырождения  «наилучшего  государства».  Правда,  тирания  (платоновский      эквивалент  современного  тоталитарного  режима),  в  этой  градации  занимает  последнее  место  и  потому  страдает  наибольшей  вырожденностью. 

По  моему мнению основу политического режима составляют следующие 3 типа:

  • Демократический
  • Тоталитарный
  • Авторитарный

3.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА      

  Политический  режим  демократического  типа  имеет  своей  социально - экономической  предпосылкой   существование  суверенных  индивидуальных  субъектов,  являющихся  собственниками  экономических  условий  своей  жизни  и  строящих  отношения  друг  с  другом  на  основе  обмена  и  договора.       

  Политическими  предпосылками  этого  режима  являются:

1)  отсутствие  единой,  обязательной  для  всех  государственной  официальной  идеологии,  которая  однозначно  определяет  цель  общественно - исторического  развития,  а  иногда  и  политические  средства  ее  достижения;

2)  наличие  свободно  формируемых  внегосударственных   политических   партий,  отражающих   социальную    дифференциацию   гражданского   общества;

3)  ограничение  политической  роли  партий  участием  в  выборах,  на  которых  они  выступают   с  разработанной  избирательной  программой,  отражающей  интересы   представляемой  партией  социальной  группы  гражданского  общества.       

  Реализация    этих  предпосылок  делает  политический  режим  демократическим.       

  Главное  в  политическом  режиме - порядок  и  условия  формирования  государственной  власти.  Условия  демократии  обеспечивают  в  этом  процессе  решающую  роль  народа.  Демократический  режим  делает  возможной  последовательно  определяющую  связь  населения  с  партиями,  партий  через  периодически  проводящиеся выборы с представительной властью,  представительной  власти   с  властью  исполнительной.  Такой  порядок   считается    главным  достоинством   демократического  политического  режима,   т.к.  обеспечивает  систематическую  смену  правителей  мирным,  ненасильственным  путем[12]. 

3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА      

  Политический  режим  тоталитарного  типа  таким  преимуществом  не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание  населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем.   Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

3.3 АВТОРИТИРНОГО  ТИПА

 

       Политический  режим  авторитарного  типа  -  третий  его вид,  зафиксированный  современной  теорией  государства.  Он  является  промежуточным  между  тоталитарным  и  демократическим  режимами,    переходным  от  одного  к  другому.  При  этом  переход  может  осуществляться  как  в  сторону  демократии,  так  и  в  сторону  тоталитаризма.      

  Переходный,  промежуточный  характер  авторитарного  режима  определяет  «размытость»,  нечеткость  многих  его  свойств.  В  нем  можно  наблюдать  черты  и  тоталитаризма,  и  демократии.  Главная  его  особенность  состоит  в  том,  что  государственная  власть  не  имеет тоталитарного  характера  и  не  достигает  полного  контроля  над  всеми  сферами  экономической,  политической  и  культурной  жизни.  В  нем  нет  единой  государственной  обязательной  для  всех  идеологии,  которая  заменяется  идеологическими  конструкциями  типа  теории  национального  интереса,  идеями  патриотизма и  т.п.  Управление  осуществляется  не  столь  жесткими,  как  при  тоталитарном  режиме,  средствами.  Массовый  террор  отсутствует.       

  Следует  иметь  в  виду,  что  классификация  политических  режимов  в  теории  государства  рассматривает  именно  их  типы,  которых  в  чистом  виде  в  реальной  истории  не  существует.       

  Политический  режим  как  элемент  формы  государства  обусловливает   и  остальные  характеристики  государственного  устройства,  в  первую  очередь  влияя  на  форму  правления.

 

О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

В России


В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

  • Глава государства — Президент Российской Федерации;
  • Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
  • Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
  • Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
  • Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

 

Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.

Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.

Информация о работе Понятие и признаки государства