Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных направлений.
Введение…………………………………………………………………....2
Понятие социального обеспечения………………………………………..3
Основные направления социальной политики РФ……………………….7
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда………………………………………………………………………………11
Развитие системы социального обслуживания…………………………16
Список литературы……………………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие социального обеспечения………………………………………..3
Основные направления социальной политики РФ……………………….7
Установление
гарантированного минимального размера
оплаты труда…………………………………………………………………
Развитие
системы социального
Список литературы…………………………………
1. Введение
В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство.
Главная
задача социального развития российского
общества определяет основные направления
социальной политики, реализация которых
на практике приведет к созданию важнейших
элементов социального
Целью
данной курсовой является рассмотрение,
тщательное исследование указанных
выше направлений социальной политики
Российской Федерации; установление связи
Конституции РФ и Законов в
отношении названных
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
Понятие социального обеспечения
Социальное
обеспечение является средством, которое
использует социальное государство, чтобы
противостоять таким
Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во многом зависит и «от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством»1.
В отличие
от тоталитарного государства
Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Выделение
социальной сферы не означает, что
она полностью отграничена от
других сфер общественной жизни. Все
они так переплетены, что во многих
случаях можно с полным основанием
говорить не столько о социальных,
сколько о социально-
В ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.
Деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. В частности, в конце 1993 г. минимальный размер пенсий по старости даже с учетом компенсационных выплат составлял лишь 87% прожиточного минимума российского пенсионера.
«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере
охраны труда и здоровья населения»1. В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.
Бесспорно,
сложности переживаемого
Статья 7
Конституции РФ провозглашает один
из основополагающих принципов деятельности
современного демократического государства,
согласно которому создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека, не является сугубо
личным делом самого человека и его
родителей, а возводится в ранг общегосударственной
политики. В случае, если человек
по тем или иным не зависящим от
него причинам не может обеспечить
себя материально, становится социально
незащищенным, государство безвозмездно
оказывает ему необходимую
Смысл и
пафос такой обязанности
В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:
«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное
1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
обслуживание,
который необходим для
2. Материнство
и младенчество дают право
на особое попечение и помощь.
Все дети, родившиеся в браке
или вне брака, должны
Следуя
нормам международного права, Конституция
РФ устанавливает обязанность
Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться. По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуре доходов населения возросла до 15%, практически каждый седьмой рубль, которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплаты и пособия.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.
Основные направления
Охрана труда и здоровья людей
В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Свобода
труда означает, что только самим
гражданам принадлежит
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности1. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.
Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР». трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда1.
Следует отдельно отметить, что занятыми считаются граждане:
вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
должность;
внутренних и пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел;
1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).
Как отмечает А. П. Починок, «право на образование предусмотрено Конституцией РФ. И по закону работодатель один раз обязан дать возможность получить человеку высшее образование … Но если человек работает и решил получить высшее образование, и это, как правило, абсолютно необходимо ему по работе, мы будет очень жестко требовать от работодателей выполнения всех обязательств по Трудовому законодательству, в том числе касающихся профессиональной переподготовки, переобучения сотрудников. Что касается отпуска для сдачи экзаменов, то, согласно закону, работодатель обязан предоставить отпуск, но работник может его не взять. Здесь можно провести аналогию с ежегодным отпуском … Работа не дает возможности полностью использовать отпуск, но возможность отпуска должна быть»1. Работодатель должен обеспечивать возможность нормально трудиться и питаться в рабочее время. Например, если человек работает в ночную смену на заводе, его должны обеспечить полноценным горячим питанием. «Вот и автоматы с газированной водой – это не блажь. Есть ряд профессий,