Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных направлений.
Введение…………………………………………………………………....2
Понятие социального обеспечения………………………………………..3
Основные направления социальной политики РФ……………………….7
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда………………………………………………………………………………11
Развитие системы социального обслуживания…………………………16
Список литературы……………………………………………………….30
Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Наличие
соответствующих федеральных
В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это прежде всего Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.
Государственные
пенсии для отдельных категорий
граждан установлены также
Согласно
ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии:
Проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Граждане
могут обращаться за пенсией в
любое время после
Пенсия на общих основаниях устанавливается:
не менее 25 лет;
не менее 20 лет.
Пенсия назначается пожизненно.
ФЗ2 от 7.08.2000г. №122 устанавливает, что размеры стипендий,
пособий
и других обязательных социальных выплат
в Российской Федерации, определенные
в соответствии с законодательством
Российской Федерации в зависимости
от минимального размера оплаты труда,
устанавливаются в твердых
Минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных
социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются
ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов.
Повышение размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации может осуществляться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по каждому виду указанных выплат исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом, бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов и бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли
1 См. Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР».
2 См. ФЗ от 7.08.2000г. №122 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
людей, имеющих
право на получение пособий и
пенсий, в общем составе населения,
а также инфляционными
Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению2.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
и другие выплаты);
медикаменты и другие виды натуральной помощи)1.
Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение этого права соответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осуждённые по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.10.1995г. по делу, связанному с жалобами Г. Г. Ардерихина, Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки признал соответствующую статью закона «О государственных пенсиях в РСФСР»' не соответствующей Конституции Российской Федерации. Суд отметил, что приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осуждённого пенсионера возможности получить ту её часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права
1 Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 165.
2 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
иждивенцев пенсионера. Часть 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации не допускает положения, при котором нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако в результате установленного ст. 124 рассматриваемого Закона запрета выплачивать осужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцы пенсионера полностью теряют этот источник средств к существованию. Тем самым устанавливается и разный объём прав для иждивенцев осуждённых пенсионеров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
1 См. ФЗ от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи».
3. Заключение
Итак, мы рассмотрели основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; а также установили связь Конституции Российской Федерации и Законов в отношении названных направлений.
Следует
сказать, что «в любом демократическом
государстве между
По утверждению Н. А. Бобровой, «социальное законодательство понятно широким слоям населения, в отличие от иных сфер правового регулирования, довольно отдаленных от нужд простого человека, которому не всегда понятно или интересно, как отражается на его каждодневной жизни устройство власти. Население больше интересует не то, как формируется власть, а то, какие условия она создает для достойной жизни людей. На социальное законодательство возложена особая миссия, без осуществления которой нет и социального государства. Гуманизм и сострадание – достойная конституционная цель»2.
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
1 Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 139
Список используемой литературы
Учебник для вузов. М., 1999г., с. 340.
В. В. Лазарева. М., 2003, с. 313.