Право Соединенных Штатов АмерикИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:35, лекция

Описание

Право США занимает особенно важное место в англоамериканской правовой семье и потому заслуживает самого тщательного рассмотрения, какое только возможно в рамках подобного рода работ.
И не только потому, что по своему экономическому и военному потенциалу, равно как и по политическому влиянию, США принадлежат к одной из самых могущественных держав мира. За 200 лет независимого развития американское право приобрело столь много своеобразия, что стало значительно отличаться от английского образца.

Работа состоит из  1 файл

4 всем Цвайгерт Кетц.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Цвайгерт К ., Кётц Х. Введение в  сравнительное правоведение в сфере  частного права: В 2-х тт. — Том I. Основы: Пер. с нем. — М.: Междунар. отношения, 2000.— С. 356-382.

 

§ 19. Право Соединенных  Штатов Америки

I

Право США занимает особенно важное место в англоамериканской правовой семье и потому заслуживает самого тщательного рассмотрения, какое только возможно в рамках подобного рода работ.

И не только потому, что  по своему экономическому и военному потенциалу, равно как и по политическому  влиянию, США принадлежат к одной из самых могущественных держав мира. За 200 лет независимого развития американское право приобрело столь много своеобразия, что стало значительно отличаться от английского образца. В отличие от Англии, США имеют собственную писаную конституцию, которая определяет государственное устройство страны в качестве федеративного государства и содержит перечень основных прав и свобод граждан, соблюдать которые обязаны законодатель, суды и исполнительная власть. Кроме того, особый характер политических идеалов основателей американских штатов, расовое, религиозное и культурное многообразие, огромная территория и прежде всего поразительно динамичное социальное и экономическое развитие во многом способствовали тому, что изучение методов и решений, разработанных американским правом, привлекает значительно больший интерес для юриста континентальной Европы, чем изучение английского права, которое часто все еще продолжает заботливо пестовать собственные традиции.

Заселение Североамериканского  континента началось в первой половине XVII века. Первоначально в Виргинии, а затем и в других регионах восточного побережья появились небольшие колонии. Они не имели сколько-нибудь постоянного общения между собой и не были прочно связаны с Англией. В те далекие времена первые поселенцы в основном боролись с природой и индейцами за выживание. И потому в юристах тогда не было особой нужды. Кроме того, в большинстве колоний, как, например, в Массачусетсе и Пенсильвании, руководство было в руках религиозной общины и все споры решались духовенством на основе Библии, а не юристами на основе общего права. С начала XVIII века положение начинает меняться. Усиливаются торговые связи между колониями и с заграницей, особенно с Англией, и теократическая верхушка утрачивает свою руководящую роль. Постепенно складывается юридическое сословие. К нему принадлежат в большинстве своем юристы, получившие образование в лондонских школах-гильдиях еще до переселения в США. Все более получают распространение труды английских правоведов, особенно «Комментарии к английским законам» Блэкстона. Эта книга разошлась в колониях почти так же быстро и в гораздо более густонаселенной метрополии. В середине XVIII века зарождается американское движение за независимость как ответная реакция на колониальную экспансию Англии. В числе лидеров движения находятся и юристы. Среди 56 подписавших Декларацию о независимости 1776 года было не менее 26 юристов. Вплоть до окончания в 1781 году войны с Англией представители ставших независимыми штатов выступали за создание более тесного политического союза.

Но лишь в 1787 году участникам Филадельфийского конституционного конгресса, среди которых вновь было более  половины юристов, удалось разработать  федеральную конституцию. В 1789 году ее приняли 13 штатов. С рядом поправок она действует и сегодня. Феномен американской конституции поражает. Территория США простирается по всему Североамериканскому континенту. Аграрная страна, лежащая на задворках тогдашнего мира, превратилась в крупнейшую индустриальную державу планеты, пройдя через гражданскую и две мировые войны. Но конституция Соединенных Штатов осталась практически неизменной.

Еще до завоевания независимости  среди американских поселенцев укрепилось мнение, что в каждой из колоний  в принципе должны действовать английское общее право и специально издаваемые для них английские законы. Было признано также, что общее право не будет применяться, если будет противоречить местным условиям данной колонии.

Опираясь на эти принципы, американские суды уже в колониальный период, но особенно в течение XIX века, во многом модернизировали английское общее право.

Так, например, в Англии существовало правило, согласно которому собственник земельного участка  отвечал за ущерб, нанесенный его  скотом земельному участку соседа, даже если это произошло не по его вине. Такое правило было вполне уместно для густонаселенных территорий, поскольку благодаря ему от хозяев скота можно было потребовать содержать свой скот за забором и таким способом избегать нанесения ущерба соседям. Другое дело Америка с ее огромными незаселенными пространствами, которые могли быть пригодны лишь для пастбищ. Поэтому здесь получил развитие другой принцип. Не хозяин скота, а владелец зданий, лесов или сельскохозяйственных культур должен защищать свою собственность заборами от скота соседа.

Водное право английского  общего права также не годилось для  засушливых территорий американского  запада. Там из-за острой нехватки воды ею должны были распоряжаться не только владельцы прибрежных участков, но и другие землевладельцы, чтобы орошать свои участки. Столь же неподходящим оказалось и горное регулирование по английскому праву. В ситуации, когда «золотая лихорадка» в мгновение превращает дотоле пустынные местности в людское море из десятков тысяч искателей драгоценного металла, нужны совсем другие регулирующие нормы для разграничения прав горнодрбытчиков, чем действовавшие в то время в Англии. Эти и другие примеры из истории американского права наглядно показывают, сколь сильно содержание права зависит от существующих климатических, географических, экономических и социальных условий и как эти условия могут менять содержание права. (Подробнее об адаптации английского права американскими судами к местным условиям см. Wenger, aaO; Kimball, aaO, р. 205 ff., 267 ff.)

Законодательство отдельных  штатов также вносило существенные изменения в нормативное содержание общего права. Многие американские поселенцы часто покидали свою европейскую родину, поскольку там правящие классы ущемляли их политические, религиозные и экономические права. Поэтому уже в начале XIX века политические взгляды членов парламентов штатов оказались подверженными сильному влиянию идеи построения эгалитарного и демократического общества в ее наиболее радикальном выражении. С особой силой это проявилось в период президентства Эндрю Джексона (1829-1837), когда в ряде штатов были приняты законы, «очистившие» английское земельное, семейное и наследственное право от феодальных пережитков.

Были упрощены также  судебные процедуры, отменена сословная  монополия. Кроме того, должники из беднейших слоев переселенцев, особенно работающих по найму, получили дополнительные средства юридической защиты от притязаний кредиторов, а преобразования в уголовном праве сделали его более гуманным. Этот процесс затронул также и судопроизводство. В то время адвокаты и судьи, как лица, обязанные иметь специальное образование и обладать специальными знаниями, пользовались привилегиями, закрепленными за ними еще в средневековье. Поэтому многие штаты приняли правовые акты, в соответствии с которыми любому гражданину, не совершившему уголовных преступлений, разрешалось получить профессию юриста. Акты такого рода действовали в Массачусетсе до 1935 года, а в Индиане — до 1933 года. Следствием этого стала, по словам Роско Паунда, «депрофессионализация» практики правоприменения. В результате поведение американских юристов в суде и их профессиональный уровень кажутся иностранному наблюдателю и сегодня во многах отношениях далекими от предъявляемых требований с точки зрения как формы, так и содержания.

Считалось противоречащим принципам демократии, когда судья назначался исполнительной властью и оставался на своем посту длительный срок или даже пожизненно. Поэтому в абсолютном большинстве штатов были приняты законы о выборах судей парламентами или с обязательным их переизбранием по истечении относительно короткого срока пребывания в должности. Еще и сегодня в абсолютном большинстве штатов судей выбирает население прямым голосованием. При этом, однако, принадлежность кандидатов к Демократической или Республиканской партии открыто декларируется в избирательных бюллетенях и они получают поддержку от своих партийных организаций в предвыборной борьбе. Небольшое число штатов сохранили у себя систему назначения судей исполнительной властью (губернатором штата).

Федеральных судей назначает президент. Однако при этой системе часто требуется согласие законодательной власти. Но даже это не препятствует тому, что выбор судей на удивление часто определяется не только уровнем их квалификации, но и партийной принадлежностью, протекцией по служебной линии и закулисными политическими сделками. В частности, это касается судей, служащих в судах низших инстанций штатов. Однако и президент назначает, как правило, федеральных судей из среды членов своей партии. (Подробнее см. Kayser. Die Auswahl der Richter in der englischen u. americanischen Rechtspraxis, 1969, Abraham, aaO, p. 23 ff.; Honnold, aaO, p. 195 ff.)

Профессиональные организации  американских юристов (Bar associations) не без  успеха долгие годы боролись за то, чтобы  при выборе судей в большей степени учитывалась их квалификация. Они во многом способствовали отмене системы выборов судей в ряде штатов и замене ее системой их назначения губернатором штата из числа кандидатов (по три на каждое вакантное место), предлагаемых независимой комиссией, которая отбирает их по принципу профессионального соответствия.

После истечения срока своих  полномочий судья, назначенный таким  способом, должен быть избран населением, если хочет продолжать службу. Но если ему не противостоят другие кандидаты, то он может рассчитывать на простое утверждение его в должности. Даже в тех случаях, когда судьи назначаются главами исполнительной власти, ассоциации юристов стремятся оказывать влияние на их выбор.

Так, список кандидатов в федеральные  судьи представляется обычно на рассмотрение специальному комитету американской ассоциации адвокатов.

Если комитет находит некоторые  кандидатуры после тщательного  их изучения не подходящими для этой должности, то президент решается на их назначение лишь в исключительных случаях из-за опасения неблагоприятной реакции общественного мнения.

Наибольшие споры в области  правовой политики в XIX веке вызывал  вопрос о необходимости всеобъемлющей  кодификации американского варианта общего права. Иеремия Бентам в 1811 году написал письмо президенту Мэдисону, в котором красноречиво изложил преимущества такого шага и выразил желание взять на себя разработку кодекса. Он получил вежливый, но твердый отказ. Тем не менее влияние идей Бентама и его последователей было столь сильным, пример французского ГК столь впечатляющим, а недовольство запутанностью общего права столь широким, что кодификация нашла горячих сторонников сначала в штате Массачу сете, а затем также и в Нью-Йорке в лице адвоката Дэвида Дадли Филда. Оттуда дискуссия перекинулась в другие штате и вскоре стала всеобщей. Во многом она напоминала enof между Савиньи и Тибо.

Вскоре Филд разработал проект гражданско-процессуального  кодекса, наиболее важной особенностью которого стало устранение традиционной разницы между исками по общему праву  и по праву справедливости, что значительно упрощало судебные процедуры. Кодекс был принят в Нью-Йорке в 1848 году и стал в последующие годы образцом для соответствующих правовых актов во многих других штатах. Гораздо меньший успех сопутствовал проекту ГК, также разработанному в основном Филдом. В 1865 году, когда он предложил его вниманию общественности, идеи кодификации уже утратили свою привлекательность. К этому моменту широкое распространение получили основополагающие комментарии и статьи Кента и Стори, благодаря которым американское право стало более упорядоченным и систематизированным. Однако основными противниками идеи кодификации были профессиональные юристы, которые с середины столетия стали частью буржуазного истэблишмента восточного побережья, приобрели большое влияние и совершенно не были заинтересованы в том, чтобы из-за кодекса, предложенного Филдом, привычная им техника отправления правосудия потеряла свою значимость.

По-другому складывалась ситуация в большинстве штатов американского  запада, где царила простота нравов «пограничного общества». Здесь заинтересованность юристов в сохранении укоренившихся профессиональных традиций играла незначительную роль. Гораздо больше доверия было к кодексу, ценность которого заключалась в систематизации правового материала на принципах здравого смысла, что делало его понятным обывателю.

Поэтому в Северной и Южной Дакоте, Айдахо и Монтане, равно как и  в Калифорнии, кодекс Филда вступил  в силу уже в конце прошлого столетия. Он действует там и поныне, но со значительными поправками. Правда, справедливости ради следует заметить, что его роль для судебной практики совсем иная, нежели та, которую играют соответствующие кодексы в странах гражданского права.

В течение ХЕХ века постоянно  росли противоречия между торгово-промышленным, склонным к протекционизму в таможенных вопросах, Севером и плантаторской аристократией аграрного Юга. Эти противоречия наиболее остро проявились в вопросе об отмене рабства. В 1857 году Верховный суд в печально знаменитом деле Дред Скотт против Сэнфорда постановил, что чернокожего раба нельзя рассматривать в качестве гражданина США, даже если он временно проживает на территории, где рабство запрещено.

Это решение вызвало бурю возмущения в северных штатах. В 1860 году президентом  США избирается Авраам Линкольн, кандидат от Республиканской партии, созданной всего за несколько лет до этого события. Южные штаты выходят из федерации, и гражданская война становится неизбежной. Победа северян спасла подорванное было единство федерации, что привело к укреплению центральной власти, главным образом благодаря наделению президента чрезвычайными полномочиями. А это, в свою очередь, сделало возможным отмену рабства.

II

После окончания гражданской войны  в США начался период бурного  экономического роста. Освоение дальнего запада путем прокладки железных дорог, создания новых отраслей промышленности, активная разработка недр — все это в течение буквально нескольких десятилетий привело к гигантскому скачку в хозяйственном развитии страны. Это продиктовало необходимость создавать новые формы правового регулирования в области предпринимательства, страхования, транспорта, кредитов, банковского и биржевого дела.

Эти правовые формы являлись естественным отражением господствовавших в то время  представлений о том, как должны регулироваться экономические и общественные отношения.

Наиболее ярко они были выражены в трудах английского философа Герберта Спенсера, особенно в его  «Социальной статике» (1850). В этой работе утверждалось, что прогресса  цивилизации и благосостояния можно достичь, лишь предоставив широкое поле деятельности для свободного предпринимательства, коммерческого риска и индивидуальной ответственности. Вмешательство же государства в экономику для защиты более слабых конкурентов рассматривалось как зло: это была жертва, на которую обязан был пойти индивид во имя всеобщего прогресса и экономического процветания. И не только содержание права, но и формы, в которые оно облекалось, и методы его применения — все должно учитывать потребности предпринимателей: финансисты, промышленники и инвесторы заинтересованы в предсказуемости и надежности судебных решений. В конце прошлого века в США начался процесс, подобный тому, который происходил в Германии при сходных экономических и социально-политических условиях в период расцвета юриспруденции понятий: право принимало все более устоявшиеся формы; судьи видели свою задачу прежде всего в том, чтобы создать постоянно действующий правовой механизм, с помощью которого можно было бы регулировать существующее положение вещей так же, как и с помощью норм закона.

Информация о работе Право Соединенных Штатов АмерикИ