Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 13:05, контрольная работа
Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается1
1.Понятие принципов избирательного права в конституционном 3
праве зарубежных государств
1.1. Принципы избирательного права и их гарантии 3
1.2. Универсальные международные избирательные стандарты 4
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 6
Анализ Конституции Испании 6
Анализ Конституции Великобритании 8
Анализ Конституции КНР 11
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству 13
Литература 18
Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.
Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.
Контроль за деятельностью правительства осуществляет Парламент в таких формах: направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.
По результатам парламентских выборов формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть5.
Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом.
Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Также определенными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии6.
Таким образом, отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.
Выделяют
три составляющих Конституции: статутное
право (Statute Law); общее право (Common Law) и
конституционные соглашения (Constitutional
conventions), которым соответствуют
Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
Главным источником государственного права Китая является конституция 1982 г., состоящая из введения и четырех глав.
Документ– сравнительно небольшой по объему (138 статей).
Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая: в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа стран (Куба, КНДР). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами» в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы. Это положение можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.
Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркивается независимость и самостоятельность внешней политики и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, является положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».
Первая
глава конституции («Общие положения»)
содержит характеристику государственного
строя КНР как социалистического, роли
государства и народа, принципов деятельности
государственных органов, экономической
системы, функций государственных органов
в области науки, культуры, физкультуры
и спорта; кроме того, изложена система
административно-
Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.
Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.
Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице7.
Изменения
в конституции вносятся по предложению
Постоянного комитета Всекитайского
собрания народных представителей или
1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются
большинством в 2/3 числа всех депутатов
ВСНП (в отличие от обычных законов и решений,
принимаемых простым большинством всех
депутатов ВСНП).
Необходимо выделить особенности реализации принципов избирательного права в Великобритании, Испании, КНР.
Обычно
в зарубежных конституциях названы
лишь принципы избирательного права, а
детальное регулирование
Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств - членов британского Содружества.
Избирательные права имеют не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда). Во многих странах временно не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года. Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату).
В связи с имеющимися ограничениями в пассивном избирательном праве существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Во многих странах требуется, чтобы такие лица ушли в отставку заблаговременно — за 6 месяцев до выборов, а то и за год, что должно исключить использование их служебного положения и влияния на выборах. Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании не могут баллотироваться в парламент).
Во
многих странах пассивное
Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют естественный характер и не являются дискриминацией. Так, лишение избирательных прав пэров в Великобритании обусловлено тем, что они занимают места по наследству в верхней палате, лишение избирательных прав злостных банкротов в Италии осуществляется только судом и т.д.
Для
дискриминации может быть использован
ценз оседлости, когда для включения
в избирательные списки требуется
проживать несколько месяцев
в общине — низовой административно-
Равное избирательное право — это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:
1) каждый избиратель имеет равное число голосов; обычно это один голос (Великобритания, Испания, КНР);
2) в стране существует единый
избирательный корпус, т.е. все
избиратели не разделены на
социальные или иные группы
с неодинаковым (обычно заранее
фиксированным)
3) депутат избирается от равного
числа жителей или избирателей
(в разных странах подсчет