Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа
В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Переход казахстанского общества от авторитарной, однопартийной, административно-командной системы к демократической фактически начался с конца 1986 года, когда остро были поставлены вопросы народовластия, политического плюрализма, суверенитета. Можно констатировать, что именно в это время зарождаются предпосылки появления институтов гражданского общества, позволяющих артикулировать и агрегировать интересы социума и формирующих механизм доведения требований общества до органов государственного управления.[15]
Анализ политической жизни Казахстана последнего десятилетия и процесса формирования основ гражданского общества показывает, что динамика политической жизни в стране соответствует общемировым закономерностям демократизирующихся обществ, хотя имеет и неизбежные специфические особенности, обусловленные переходом от тоталитаризма к новой системе.
К новым явлениям исследуемого периода относится тот факт, что политические партии Казахстана начинают активно выступать как субъект политического процесса в переходном демократизирующемся обществе. Поэтому представляется важным раскрыть особенности формирующейся м н огопартийности.
Актуальность темы работы, на мой взгляд, заключается в анализе хода становления партийной системы, роли политических партий в государственном строительстве республики и поступательном преобразовании воли народа во власть народа. При этом в первую очередь необходимо выявление особой роли участия политических партий в демократизации общества посредством выполнения ими ряда специфических функций, присущих именно этому общественному институту.
Современная политическая система Казахстана представляет собой диалектическое единение и борьбу политических интересов социальных групп и слоев. В этом контексте представляется актуальным изучение проблемы обеспечения демократического консенсуса, инициатором которого могут выступать политические партии, играющие важную роль в консолидации основных общественно-политических сил вокруг социально значимых целей.
Изучение роли партий в консолидации общества предполагает научное освещение проблемы легитимации политического режима, суть которой - в естественной поддержке его большинством общества. Как свидетельствует мировой опыт, такую поддержку обеспечивает процесс социализации населения.
Процессы демократизации казахстанского общества способствовали "раскрепощению" инициативы и активности личности. В то же время характерным является "размытость" личностной идентификации, выражающаяся в нечеткости и неопределенности осознания социально-политических интересов. И здесь катализатором кристаллизации индивидуального политического сознания может выступать политическая партия. Одним из постулатов классической теории демократии является тезис о контроле за деятельностью государственных структур. Своеобразным механизмом контроля наделены по специфике своей деятельности именно политические партии, выполняя в обществе среди прочих регулятивно-контрольные функции, что тоже требует пристального внимания политической науки.[15]
Насущная потребность изучения проблем эволюции политической системы Казахстана и роли политических партий обусловлена также достаточно широко распространенным некритическим подходом к значению западного опыта без учета специфики постсоветского периода, казахстанского менталитета, вековых традиций народа.
Необходим анализ причин "размытости" института политических партий в структуре общества, проявляющейся в функциональном, организационном и структурном сходстве партий с общественно-политическими объединениями: движениями, комитетами, клубами и т.п., объединяемыми понятием "группы давления". Такая ситуация требует специального изучения роли казахстанских партий в современной посттоталитарной модели государственного устройства страны с сильной властью Президента республики.
Сегодня особенно актуально изучение роли и влияния политических партий как субъектов политического процесса, во многом зависящих от правовой регламентации со стороны государства, политической, избирательной систем общества.
С учетом всего вышесказанного представляется актуальным и целесообразным анализ злободневных проблем становления партийной системы и перспектив развития многопартийности Казахстана.
1 Конституционно- правовой статус политических партий в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
В Республике Казахстан институционализация политических партий осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: путем включения в Конституцию основных положений их статуса и путем формирования специального законодательства о политических партиях.
Ст. 5 Конституции Республики Казахстан посвящена основным положениям статуса политических партий.
Признание идеологического и политического многообразия означает подведение конституционной основы для возникновения различных
политических партий, основывающихся на различных идеологиях. Таким
образом, политические партии, осуществляющие свою деятельность на
конституционной основе, являются легитимными.
Политические партии признаются самостоятельными политическими организациями. Иначе говоря, политические партии не сливаются с
государственными органами, они независимы от государственных органов.
Для того чтобы не допустить влияния политических партий и государства,
Конституция запрещает создание в государственных органах политических партий.
Конституция устанавливает, что все политические партии равны
перед законом. Это означает, что ни одна политическая партия не может
претендовать на исключительное положение, на какие-либо привилегии и
преимущества.
Конституция запрещает государству незаконно вмешиваться в де
ла политических партий. Под незаконным вмешательством государства,
его органов понимается совершение таких действий, которые нарушают
статус политических партий, предусмотренный и закрепленный в Конституции, в законодательстве о политических партиях.
Конституция устанавливает, что возложение на политические пар
тии функций государственных органов не допускается. Государственные
органы должны сами осуществлять возложенные на них функции. Эта
конституционная идея проводится последовательно. Подтверждением дан
ного положения является отделение органов местного самоуправления от
местных государственных органов.
Конституция запрещает государственное финансирование политических партий. Политические партии и организации могут существовать и
функционировать за счет своих средств, средств, выделяемых гражданами,
и юридических лиц Республики Казахстан. Политические партии Казах
стана не должны получать финансовые средства от иностранных юридических лиц и граждан, от иностранных государств и международных организаций.
Конституция запрещает создание и деятельность политических
партий, цели и действия которых направлены на насильственное измене
ние конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв
безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.
Конституция устанавливает, что в Республике Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств. Запрещение
деятельности политических партий других государств вытекает из необходимости обеспечения суверенитета и независимости Республики Казах
стан.
Конституция запрещает деятельность политических партий на ре
лигиозной основе. Данное конституционное положение следует понимать
в двояком смысле: 1) нельзя создавать политические партии, руководствующиеся религиозным мировоззрением; 2) созданные и зарегистрированные политические партии не имеют права осуществлять свою деятель
ность, руководствуясь религиозной идеологией [12; с.180-183].
Запрещение организации и деятельности политических партий на религиозной основе вытекает из светского характера государства и из того обстоятельства, что религиозные объединения удовлетворяют духовные потребности только своих членов и не могут представлять интересы широких масс (неверующих, верующих других религий). При таких условиях, естественно, возникает конкуренция мировоззрений, идей, убеждений. Смысл свободы убеждений, совести в том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое мировоззрение, взгляды, избирает свою линию поведения в соответствии со своим личным внутренним убеждением. И такая свобода выбора не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с политическими и иными убеждениями) [10]. Хотелось бы все это отнести на счет издержек переходного периода.
Таким образом, Конституция РК создала широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий. С одной стороны, имеется достаточное конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, а, с другой - вполне демократическими, цивилизованными средствами защищаются права, свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.
1.2 Законодательная институализация политических партий
Закон РК "О политических партиях" от 2 июля 1996 г. определял правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, регулировал отношения политических партий с государственными органами и другими организациями, сейчас же принят новый закон.
В нем указывается, что законодательство РК о политических партиях основывается на Конституции. Следовательно, нормативные правовые акты, относящиеся к политическим партиям, должны базироваться на нормах, положениях, принципах и идеях Конституции. Несоблюдение данного требования ведет к признанию нормативного правового акта неконституционным.
Законодательство РК о политических партиях состоит из Закона РК "О политических партиях", из Закона РК "Об общественных объединениях", других нормативно-правовых актов, посвященных политическим партиям или содержащих нормативные положения о политических партиях.
Закон РК о политических партиях конкретизирует конституционное право граждан на свободу объединений. Закон определяет взаимоотношения государства и политических партий. Государство выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов политических партий.
Закон, конкретизируя положение Конституции о недопустимости незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений, и общественных объединений - в дела государства, говорит о незаконном вмешательстве государства в дела политических партий, и наоборот. Все граждане вправе вступать в политические партии, независимо от занимаемой должности, служебного положения. Вместе с тем закон делает определенные ограничения в отношении некоторых категорий государственных служащих. Депутаты Парламента, члены Правительства не вправе занимать оплачиваемые должности в политических партиях; военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Государственные служащие, даже являющиеся членами политических партий, при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий и их органов. Такие ограничения связаны с особенностями должностей, которые занимают граждане. Депутаты Парламента, члены Правительства, другие государственные служащие выполняют работу, которая касается всех или многих граждан, независимо от партийной принадлежности. Поэтому эти служащие не должны отдавать предпочтение партийным интересам в ущерб общегражданским. Когда сталкиваются требования законов и требования партийных решений, государственные служащие должны выполнять законы, выражающие государственную волю народа, которая выше воли партии.
Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы