Проблемы и опыт в развитии партийной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

В Республике Казахстан после обретения ею независимости перво­очередными задачами стали строительство суверенного государства, фор­мирование институтов гражданского общества, в том числе института по­литических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в поли­тической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.

Содержание

Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Политические партии.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей зако­нодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казах­ской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности. Принятый в 1991 году Закон "Об общественных объе­динениях в Казахской ССР", признал таковыми "добровольные формиро­вания граждан, объединяющихся на основе общности интересов"[9].

Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку насе­лением своих идей и действий.

Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с об­ретением независимости государством.

Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитиче-ской дифференциации части казахстанского населения.

Значительное влияние в этот период национально-демократических ор­ганизаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку.

В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного су­веренитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации высту­пали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д.

Вместе с тем в этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политиче­ских действий для большинства населения страны.

Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связа­на с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, поло­винчатыми действиями союзного руководства. Тем более, что рост анти­коммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин.

Лоббируемые достаточно сильным в 1990-1991 годах ГДК "Азат" идеи необходимости возрождения самобытной казахской культуры, языка были отражены и в Законе "О государственной независимости Республики Ка­захстан", принятом в 1991 году. Однако учет деятельности Интерфронта "Единство" и ряда других организаций, замыкающихся в узких этнических рамках, объективно привел к пониманию необходимости отказа от созда­ния возможной правовой основы для политизации деликатных проблем сферы межнациональных отношений. Поэтому в рассматриваемом Законе были заложены подходы, базирующиеся на идеологии общенациональной государственности. Развитие этих подходов впоследствии создало предпо­сылки к освобождению от проявлений этноцентризма.

Вместе с тем, данный Закон нес в себе сильный отпечаток компромисса между основными общественно-политическими силами. Так, в частности, приоритет стал отдаваться индивидуальным правам личности, в отличие от прав нации, В то же время в Законе "единый народ Казахстана" рас­сматривается как состоящий из граждан всех национальностей, объеди­ненных общностью исторической судьбы с казахской нацией.

В рамках этого же этапа становления многопартийности наблюдается осознание вторичности этнической проблематики, отход от популистской демократии. Появляются новые партии, возникают новые общественно-политические движения. Причем, если на первых этапах создания общест­венных объединений последние возникали вследствие гражданской ини­циативы при лояльном отношении властей, то при создании политических партий были задействованы механизмы их образования как "снизу" (КПК, ГДК "Азат"), так и "сверху" (СПК, ПНКК, ПНЕК)[17; с.170].

Развитие многопартийности в этот период идет в совершенно новых для государства условиях его суверенитета и независимости.

В 1993-1995 годах в республике политическая палитра значительно разнообразилась, а традиционная схема - «либералы-реформаторы", "национал-патриоты11 - в новых политических условиях стала неадекватной времени.

Углубление либерально-демократических реформ перевело взаимоот­ношения партийно-политических и государственных институтов в плос­кость совместной работы по утверждению в мировом сообществе незави­симого государства Казахстан, что позволило принять в 1993 году первую Конституцию Республики Казахстан. Консенсусный потенциал этого Ос­новного Закона страны по вопросам статуса русского языка, гражданства, присутствия понятия "казахская государственность", механизма сдержек и противовесов среди ветвей государственной власти оказался недостаточ­ным, и уже в 1994 году отдельные положения Конституции были подверг­нуты критике, что осложнило внутриполитическую ситуацию в стране. Это послужило катализатором возникновения новых политических партий и объединений.

Основной причиной их создания в этот период, выступают личностные соображения, когда в глазах населения политическое объединение опреде­ляется личностью ее лидера, в отличие от многих других государств, где чаще всего личность политика определяется его партийной принадлежно­стью. В этом одна из специфических особенностей партогенеза в Казах­стане.

В ходе прошедших в этот период избирательных кампаний в выс­ший законодательный орган страны стала очевидной другая его специфи­ка, когда электорат высказывает свои предпочтения по линии от личности баллотирующегося политика к партии, которую он представляет (если она имеется), а уже затем к программным установкам этой партии. Известно, что в западных странах этот процесс протекает в обратном направлении: от осознания своих политических потребностей к конкретной политиче­ской партии, способной их реализовать, а через это - и к ее кандидатам.

В этот период политические партии, как и все общество, поддержали в 1995 году инициативу Ассамблеи народов Казахстана о продлении полно­мочий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и принятие но­вой Конституции страны, продемонстрировав единство в поддержке стра­тегического направления развития Казахстана как светского, правового, демократического и социального государства.

Конституционное закрепление в 1995 году свободы объединений, за­прет на ограничение прав и свобод по политическим мотивам, предостав­ление равных правовых возможностей общественным объединениям обес­печили реальный политический и идеологический плюрализм, реальную многопартийность.

Влияние этих принципов государственного развития велико не только на партии, но и распространяется шире - на саму государственную полити­ку по демократизации казахстанского общества.

 

 

2.2 Современный этап развития многопартийности

 

Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы.

По прежнему наиболее активной силой на фоне других партий высту­пает партия «Отан» во главе с С. Терещенко. Безусловно, партии пропре­зидентского направления активно расширяют организационную структуру и находятся в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората. Данный этап в развитии пропрезидентских партии, на примере Отана, можно оценить как подготовку к будущей политической борьбе, которая при должной организации и опоре на властные структуры, воз­можно, выведет ее на первые позиции в партийной системе государства. Это показали прошедшие выборы сельских акимов, где из 28 избиратель­ных округов представителями партий «Отан» 25 были выиграны. Как из­вестно, надежда коммунистов на свой электорат в «красном поясе» не оп­равдалась. Потеря своих позиции и заметное снижение рейтинга компар­тии в данных регионах связаны с внутрипартийными конфликтами руко­водящего звена, что вызвало разочарование населения.

Определенное оживление партийных организаций в политической жизни Казахстана наблюдалось осенью 2001 года. Расхождение во взгля­дах между правительством с одной стороны и рядами высокопоставленных чиновников и части бизнес-элиты с другой, привело к образованию по­следними так называемого общественного движения Демократический вы­бор Казахстана.

Это событие взбудоражило не только средства массой информации, но и часть общественности. С резкой критикой в адрес ДВК выступили сразу несколько политических партий и общественных объединений. Неудиви­тельно, что против новоявленной оппозиционной организации выступили в основном лояльные к власти партии, тогда как на той стороне баррикады остались ряд оппонентов официального курса государства, среди которых Компартия и другие [16; с. 85-87].

Конечно с аналитической точки зрения что-либо сказать о будущем данного движения трудно (это связано с относительной краткостью функ­ционирования движения на политической палитре страны по временным рамкам), но наметившееся на сегодняшний день раскол внутри объеди­нения говорит о слабой организации и недостаточном опыте организато­ров. Можно считать, что очередная отставка кабинета министров и значимые кадровые перестановки во властных структурах дифференцировали участников движения на радикальную и конструктивную части. Примером того служит образование на базе ДВК политической партий «Ак жол», в составе которой вдруг не оказалось нескольких членов-организаторов движения.

Как показали последние события, сами же организаторы новой партии демонстрируют умеренность по отношению к новому правительству. Тем не менее, стоит повторится, что дальнейшая деятельность партий «Ак жол» требует серьезного анализа, прежде чем дать какое-либо определе­ние. В этой связи стабильность курса главы государства на поэтапную де­мократизацию казахстанского общества еще раз доказала свою правомоч­ность.

Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Го­сударством выработана законодательная и нормативная база для проведе­ния выборов и осуществления деятельности политических партий различ­ного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической го­сударственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и бу­дущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерога­тивы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демо­кратизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных обще­ственных, религиозных или любых других объединений» [16; с.87].

Также ярким примером достижений Казахстана в этом направлений, значения института президентской власти и личных заслуг самого прези­дента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева можно считать присуждение ему в декабре 1999 г. в США диплома международного фонда избиратель­ных систем «За выдающийся вклад в продвижение демократии».

Принятие нового Закона "О политических партиях" (15 июля 2002г.) представляется важной вехой в развитии политических партий страны. Кардинально меняет законодательное поле деятельности партий.

По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о по­литических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на по­вышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государ­ства, превращение их в действенный механизм государственного управле­ния. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не част-

ные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе [16; с.2].

В апреле 2003 года Минюст опубликовал итоги регистрации политиче­ских партий. Сохранение в легальном политическом поле сразу 7 партий в общем позволяет запустить механизм партийной конкуренции и предста­вить достаточно широкий круг интересов. Регистрацию прошли партии "Аул", Партия патриотов, Компартия, РПП "Отан", "Ак Жол", Аграрная и Гражданская партии. Не прошли регистрацию, хотя и подавали документы, партии "АлаиГ, "Возрождение", "Ел Дана" (известная также как Партия женщин) и "Соотечественник".

Среди партий, которые и не предпринимали попыток, следует отметить прежде всего РНПК и "Азамат", лишении которых официального статуса политических партий, показывает, что ценз выполнил свою задачу в части "отсечения" нежелательной оппозиции. Не пытался пройти регистрацию и переживший раскол "Народный Конгресс". Возможно, этот список партий не окончателен и до выборов в Мажилис могут пройти регистрацию и ка­кие-то новые участники. Минюст, по крайней мере, говорит о такой воз­можности [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы

 

 

В Республике Казахстан после обретения независимости первоочеред­ными задачами стали строительство правового, демократического государ­ства, формирование институтов гражданского общества. В настоящее вре­мя продолжается процесс ломки старых общественных и государственных структур и создание новых, соответствующих уровню и потребностям со­временного этапа развития демократии. Естественно, что проводимые в стране реформы, означающие переход общества в новое качественное со­стояние, ничуть не убавляют число острых и проблемных вопросов, а, на­оборот, порождают новые [23; с.35].

Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы