Проблемы и опыт в развитии партийной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

В Республике Казахстан после обретения ею независимости перво­очередными задачами стали строительство суверенного государства, фор­мирование институтов гражданского общества, в том числе института по­литических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в поли­тической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.

Содержание

Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Политические партии.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Известно, что любая партия главную цель видит в завоевании власти. В этом отношении Н.А. Назарбаев не исключил возможность партии "Отан" стать правящей и сформировать из числа своих лидеров политическую элиту для замещения гос. должностей и участия в управлении обществом. Свидетельством того является активная работа партии накануне осенних выборов акимов младшего звена [16; с.75-77].

Анализ тенденции развития партийной системы в Республики Казах­стан в период 2000-2001гг. показывает, что идет превалирование социаль­но-экономических идей над государственно-политической парадигмой. Действительно, экономический кризис и социальные проблемы, возни­кающие вновь и вновь, порождают состояние постоянной политической напряженности в системе. Поэтому закономерным в переходном обществе видится повышение популярности оппозиций, выступающей с жесткой критикой правительственного курса.

На сегодняшний день функционирование самой политической системы Республики Казахстан - от части заслуга Президента страны. Именно гла­ва государства является инициатором проведения выборов в Мажилис по партийным спискам, децентрализация власти путем выборов акимов. И все же, говорить о действительной партийной активности пока рано. Ни про­президентские, ни оппозиционные партии еще не сформировались как ре­альные политические силы [16; с,80].

Таким образом, можно сказать, что у политических партий Казахстана за последние 10 лет независимости появился определенный опыт в осуще­ствлении своей главной цели - завоевание власти в стране.

Свою точку зрения на перспективы партийного строительства высказал известный политолог, директор Группы оценки рисков Агентства полити­ческих исследований Досым Сатпаев.

«Здесь, на мой взгляд, сказал он, есть лишь два варианта - количест­венный и качественный. В первом случае будет лишь иллюзия многопар­тийности, во втором - реальное представительство интересов различных социальных групп. При этом большой роли не играет количество самих партий, будет ли их две, как в США, или больше десяти, как в Италии. Главное - чтобы они выполняли свою непосредственную функцию, а именно осуществляли легальную и конкурентную борьбу за власть, что, естественно, зависит от степени открытости политической системы.

Не уверен, что принятие нового закона о политических партиях будет способствовать быстрой эволюции партийной системы в Казахстане. С точки зрения создания основ для партийного строительства не было смыс­ла искусственно ограничивать количество партий в рамках нового закона, где были приняты чрезвычайно суровые положения об увеличении коли­чества членов партий (с 3 тысяч до 50 тысяч членов). Как показал опыт многих государств, существует естественный фильтр для партий-однодневок в виде избирательного порога, что вполне достаточно для ре­гулирования процесса социального представительства в Парламенте.

Что касается существующей партийной системы в Казахстане, то такой системы в классическом смысле этого слова у нас пока нет. Хотя с точки зрения правового пространства в стране действуют около 19 официально зарегистрированных политических партий. Но это количество пока еще не перешло в качество по причине отсутствия дееспособного механизма ши­рокого политического представительства. К другим причинам такого по­ложения можно отнести ограниченные полномочия Парламента, неразви­тое избирательное законодательство, недоверие основой массы населения к активной политической жизни и ограниченный доступ к борьбе за власть.

В конечном счете, вместо полноценных партий мы имеем либо искус­ственно созданные политические образования, многие из которых являют­ся «диванными партиями», либо зачаточные партийные образования, пер­спективы которых зависят от благоприятной среды, либо это группы дав­ления. В этом утверждении нет ничего парадоксального, так как опыт дру­гих стран показал, что при слабой партийной системе действуют достаточ­но мощные и активные лоббистские группы, и наоборот. Поэтому не уди­вительно, что группы давления в Казахстане часто имеют гораздо больше влияния на процесс принятия политических решений, чем наши партии. Это значит, что параллельно с развитием партийной системы в Казахстане должен формироваться всеми признанный институт лоббизма, который позволит расширить возможности неправительственным организациям и социальным группам продвигать свои социальные интересы» [24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, включая во внимание всё вышесказанное можно констати­ровать, что в республике:

- отсутствует яркое доминирование какой-либо политической партии или движения. Причины этого лежат в несформированности соци­альной стратификации казахстанского общества. Кроме того, все еще сохраняется недоверие значительной части населения к деятель­ности партий, отсутствуют ясные и научно-обоснованные програм­мы действий;

- политические перспективы партий зависят от способности выразить политические интересы различных слоев казахстанского общества. Тенденция начавшейся артикуляции и агрегации интересов различ­ных социальных слоев имеет определяющее значение для изменения роли партий и движений в политической жизни Казахстана;

- на фоне роста значимости проблем социально-экономического ха­рактера постепенно определялась тенденция "аутсайдерства" ряда партий;

- нерешенность социальных проблем приводила к росту стихийных выступлений населения. В свою очередь это способствовало полити­зации акций протеста, активизации деятельности оппозиционных партий и движений в политической жизни страны;

- очевидная слабость политического центра при сохранении "средин­ной" линии у политических организаций прежде всего в вопросах обеспечения межнационального согласия и стабильности в общест­ве. Показательно, что политический и социально-экономический курс поддерживали 6 из 9 зарегистрированных политических партий. Среди незарегистрированных, но активных политических организа­ций (а их в 1996 г. было около 22) практически все подвергали кри­тике проводимый правительственный курс реформ;

- оппозиционные политические организации не имеют широкой обще­ственной поддержки и вследствие этого постоянно перегруппировы­вают свои силы, вступая в кратковременные союзы и блоки с тем, чтобы более точно выразить специфические интересы электората. Когда это не удается, предпринимаются попытки создания новой по­литической организации;

- в обществе росла социальная база последователей неокоммунистических и социалистических ценностных ориентации;

- оппозиция не имела ни интеллектуальной, ни организационной мощи для проведения эффективного противодействия формированию и

- осуществлению государственного курса, хотя наличествуют внут­ренние ресурсы, которые могут сказаться в локальных масштабах;

- характерной была активизация межпартийных контактов. Практиче­ски все казахстанские партии в своей деятельности ориентировались на опыт близких им по духу зарубежных партий;

- четко обозначилась тенденция создания политическими партиями собственных коммерческих структур, активное привлечение спонсо­ров, использование помощи от различных зарубежных организаций; к. политические партии стремились использовать в своих интересах интеллектуальную элиту республики. Наблюдалось стремление пар­тийной элиты усилить свое влияние в интеллектуальных кругах [25]. Анализ динамики развития многопартийности позволяет отметить, что на всех этапах количество партий, политических движений и иных обще­ственных объединений было велико. Однако в их развитии можно выде­лить следующие основные тенденции:

Население Казахстана в большей степени ориентируется на на­ционально-культурные объединения и различные культурологи­ческие общественные движения, чем на партии, что объясняется
неверием масс в способность партий повлиять на ход обществен­ных процессов, нечеткости и неконкретности программ сущест­вующих партий, которые к тому же мало информируют массы о ее содержании.

Наибольшей популярностью пользуются организации, возглав­ляемые известными лидерами. Особенностью восприятия партий
населением республики является персонификация их руково­дства, когда программные установки той или иной партии отсту­пают на второй план. Только с ростом политической культуры общества подобная персонификация будет отходить на второй план, хотя личность лидера всегда будет играть большую роль.

Тем самым будут созданы предпосылки процесса переориентации
человеческого сознания к плюрализму воззрений.

Прослеживается тенденция деления ряда партий и политических
движений по национальному признаку, что таит в себе потенци­альную способность к дисбалансу общественно-политической си­туации на этнической почве.

Властным структурам, как правило, удавалось найти консенсус с
большинством партий и политических движений, общественных
объединений, что способствует сохранению гражданского мира и
стабильности в Республике Казахстан.

Проявляются цикличные подъемы и спады общественно-политической активности населения в зависимости от социально-экономических перемен, происходящих в обществе, и выборных кампаний [25].

В целом же, анализ складывающейся в Казахстане многопартийной сис­темы показывает, что формирование многопартийности идет сложно, бо­лезненно, противоречиво, вызывая социальную напряженность. Политиче­ские партии, за некоторым исключением, несут в себе черты не политиче­ских организаций, а групп поддержки своих лидеров либо групп давления на политическую власть.

Относительно узкая популярность политических партий, движений и союзов Казахстана объясняется тем, что процесс становления многопар­тийности в республике находится еще в начальной стадии и пока еще рано говорить о формировании сколько-нибудь устойчивой партийно-политической структуры, о четком размежевании социально-политических сил.

Характеризуя сложившийся состав субъектов политического поля Ка­захстана, можно отметить наличие в нем трех основных групп. Это - поли­тические системные субъекты, т.е. вписавшиеся в общественно-политическую структуру, занявшие в ней определенную нишу и признаю­щие установленные нормы отношений и поведения. Политические внесис­темные субъекты, не признающие установленных норм отношений, обла­дающие девиантным поведением - организации деструктивной политиче­ской оппозиции. Неполитические субъекты, оказывающиеся в политиче­ской сфере деятельности на краткосрочный период и в силу борьбы за иные неполитические интересы - директорат и собственники приватизиро­ванных предприятий, профсоюзы, инициативные группы.

Реально складывающаяся в Республике Казахстан многопартийность -непростой, но, несомненно, важный процесс, в котором действующие пар­тии и движения стремятся занять свою нишу. При этом они перед собой ставят вполне определенные цели.

На сегодня зарегистрировано семь партий: «Отан», «АкЖол», «Ауыл», КПК, Партия патриотов, Гражданская и Аграрная партии. Такое количество партий является достаточно оптимальным для страны с насе­лением в 15 млн., находящейся на стадии формирования гражданского об­щества, многопартийной системы» демократических политических ценно­стей, институтов и культуры.

В качестве самого общего вывода можно сделать заключение, что се­годня вырисовываются контуры партийной системы, которая, видимо, в наибольшей степени на данный момент соответствует как раскладу политических сил, конфигурации взаимоотношений элитных, финансовых, промышленных групп, так и уровню политической культуры властной элиты и населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
издание. - Алматы, 1995;

2 Декларация О Государственном суверенитете Казахской ССР // Казахстанская правда. - 28 октября 1990;

3 Конституционный закон Республики Казахстан от 16.12.1991 г. "О государственной независимости Республики Казахстан" // Система "Юрист";

4 Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
издание. - Алматы, 1993;

5 Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях". Алма­
ты, 1996;

6 Закон Республики Казахстан "О политических партиях" // Юридическая
газета - 24 июля 2002;

7 Закон Республики Казахстан "О политических партиях". Алматы, 1996;

8 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституцион­ного закона, "О выборах в Республике Казахстан" // Казахстанская прав­
да. - 30 сентября 1995;

9 Закон Казахской ССР "Об общественных объединениях в Казахской
ССР", Алматы, 1991;

10 Политология: курс лекций/ под ред. проф. Мустафина Т.Т.; А., 1994;

11 Политические партии и право в современном государстве / Юдин Ю.А.; М., 1998;

12 Сапаргалиев Г. А., Конституционное Право РК: Учебник. 1998;

Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы