Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа
В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы
Известно, что любая партия главную цель видит в завоевании власти. В этом отношении Н.А. Назарбаев не исключил возможность партии "Отан" стать правящей и сформировать из числа своих лидеров политическую элиту для замещения гос. должностей и участия в управлении обществом. Свидетельством того является активная работа партии накануне осенних выборов акимов младшего звена [16; с.75-77].
Анализ тенденции развития партийной системы в Республики Казахстан в период 2000-2001гг. показывает, что идет превалирование социально-экономических идей над государственно-политической парадигмой. Действительно, экономический кризис и социальные проблемы, возникающие вновь и вновь, порождают состояние постоянной политической напряженности в системе. Поэтому закономерным в переходном обществе видится повышение популярности оппозиций, выступающей с жесткой критикой правительственного курса.
На сегодняшний день функционирование самой политической системы Республики Казахстан - от части заслуга Президента страны. Именно глава государства является инициатором проведения выборов в Мажилис по партийным спискам, децентрализация власти путем выборов акимов. И все же, говорить о действительной партийной активности пока рано. Ни пропрезидентские, ни оппозиционные партии еще не сформировались как реальные политические силы [16; с,80].
Таким образом, можно сказать, что у политических партий Казахстана за последние 10 лет независимости появился определенный опыт в осуществлении своей главной цели - завоевание власти в стране.
Свою точку зрения на перспективы партийного строительства высказал известный политолог, директор Группы оценки рисков Агентства политических исследований Досым Сатпаев.
«Здесь, на мой взгляд, сказал он, есть лишь два варианта - количественный и качественный. В первом случае будет лишь иллюзия многопартийности, во втором - реальное представительство интересов различных социальных групп. При этом большой роли не играет количество самих партий, будет ли их две, как в США, или больше десяти, как в Италии. Главное - чтобы они выполняли свою непосредственную функцию, а именно осуществляли легальную и конкурентную борьбу за власть, что, естественно, зависит от степени открытости политической системы.
Не уверен, что принятие нового закона о политических партиях будет способствовать быстрой эволюции партийной системы в Казахстане. С точки зрения создания основ для партийного строительства не было смысла искусственно ограничивать количество партий в рамках нового закона, где были приняты чрезвычайно суровые положения об увеличении количества членов партий (с 3 тысяч до 50 тысяч членов). Как показал опыт многих государств, существует естественный фильтр для партий-однодневок в виде избирательного порога, что вполне достаточно для регулирования процесса социального представительства в Парламенте.
Что касается существующей партийной системы в Казахстане, то такой системы в классическом смысле этого слова у нас пока нет. Хотя с точки зрения правового пространства в стране действуют около 19 официально зарегистрированных политических партий. Но это количество пока еще не перешло в качество по причине отсутствия дееспособного механизма широкого политического представительства. К другим причинам такого положения можно отнести ограниченные полномочия Парламента, неразвитое избирательное законодательство, недоверие основой массы населения к активной политической жизни и ограниченный доступ к борьбе за власть.
В конечном счете, вместо полноценных партий мы имеем либо искусственно созданные политические образования, многие из которых являются «диванными партиями», либо зачаточные партийные образования, перспективы которых зависят от благоприятной среды, либо это группы давления. В этом утверждении нет ничего парадоксального, так как опыт других стран показал, что при слабой партийной системе действуют достаточно мощные и активные лоббистские группы, и наоборот. Поэтому не удивительно, что группы давления в Казахстане часто имеют гораздо больше влияния на процесс принятия политических решений, чем наши партии. Это значит, что параллельно с развитием партийной системы в Казахстане должен формироваться всеми признанный институт лоббизма, который позволит расширить возможности неправительственным организациям и социальным группам продвигать свои социальные интересы» [24].
Заключение
Таким образом, включая во внимание всё вышесказанное можно констатировать, что в республике:
- отсутствует яркое доминирование какой-либо политической партии или движения. Причины этого лежат в несформированности социальной стратификации казахстанского общества. Кроме того, все еще сохраняется недоверие значительной части населения к деятельности партий, отсутствуют ясные и научно-обоснованные программы действий;
- политические перспективы партий зависят от способности выразить политические интересы различных слоев казахстанского общества. Тенденция начавшейся артикуляции и агрегации интересов различных социальных слоев имеет определяющее значение для изменения роли партий и движений в политической жизни Казахстана;
- на фоне роста значимости проблем социально-экономического характера постепенно определялась тенденция "аутсайдерства" ряда партий;
- нерешенность социальных проблем приводила к росту стихийных выступлений населения. В свою очередь это способствовало политизации акций протеста, активизации деятельности оппозиционных партий и движений в политической жизни страны;
- очевидная слабость политического центра при сохранении "срединной" линии у политических организаций прежде всего в вопросах обеспечения межнационального согласия и стабильности в обществе. Показательно, что политический и социально-экономический курс поддерживали 6 из 9 зарегистрированных политических партий. Среди незарегистрированных, но активных политических организаций (а их в 1996 г. было около 22) практически все подвергали критике проводимый правительственный курс реформ;
- оппозиционные политические организации не имеют широкой общественной поддержки и вследствие этого постоянно перегруппировывают свои силы, вступая в кратковременные союзы и блоки с тем, чтобы более точно выразить специфические интересы электората. Когда это не удается, предпринимаются попытки создания новой политической организации;
- в обществе росла социальная база последователей неокоммунистических и социалистических ценностных ориентации;
- оппозиция не имела ни интеллектуальной, ни организационной мощи для проведения эффективного противодействия формированию и
- осуществлению государственного курса, хотя наличествуют внутренние ресурсы, которые могут сказаться в локальных масштабах;
- характерной была активизация межпартийных контактов. Практически все казахстанские партии в своей деятельности ориентировались на опыт близких им по духу зарубежных партий;
- четко обозначилась тенденция создания политическими партиями собственных коммерческих структур, активное привлечение спонсоров, использование помощи от различных зарубежных организаций; к. политические партии стремились использовать в своих интересах интеллектуальную элиту республики. Наблюдалось стремление партийной элиты усилить свое влияние в интеллектуальных кругах [25]. Анализ динамики развития многопартийности позволяет отметить, что на всех этапах количество партий, политических движений и иных общественных объединений было велико. Однако в их развитии можно выделить следующие основные тенденции:
Население Казахстана в большей степени ориентируется на национально-культурные объединения и различные культурологические общественные движения, чем на партии, что объясняется
неверием масс в способность партий повлиять на ход общественных процессов, нечеткости и неконкретности программ существующих партий, которые к тому же мало информируют массы о ее содержании.
Наибольшей популярностью пользуются организации, возглавляемые известными лидерами. Особенностью восприятия партий
населением республики является персонификация их руководства, когда программные установки той или иной партии отступают на второй план. Только с ростом политической культуры общества подобная персонификация будет отходить на второй план, хотя личность лидера всегда будет играть большую роль.
Тем самым будут созданы предпосылки процесса переориентации
человеческого сознания к плюрализму воззрений.
Прослеживается тенденция деления ряда партий и политических
движений по национальному признаку, что таит в себе потенциальную способность к дисбалансу общественно-политической ситуации на этнической почве.
Властным структурам, как правило, удавалось найти консенсус с
большинством партий и политических движений, общественных
объединений, что способствует сохранению гражданского мира и
стабильности в Республике Казахстан.
Проявляются цикличные подъемы и спады общественно-политической активности населения в зависимости от социально-экономических перемен, происходящих в обществе, и выборных кампаний [25].
В целом же, анализ складывающейся в Казахстане многопартийной системы показывает, что формирование многопартийности идет сложно, болезненно, противоречиво, вызывая социальную напряженность. Политические партии, за некоторым исключением, несут в себе черты не политических организаций, а групп поддержки своих лидеров либо групп давления на политическую власть.
Относительно узкая популярность политических партий, движений и союзов Казахстана объясняется тем, что процесс становления многопартийности в республике находится еще в начальной стадии и пока еще рано говорить о формировании сколько-нибудь устойчивой партийно-политической структуры, о четком размежевании социально-политических сил.
Характеризуя сложившийся состав субъектов политического поля Казахстана, можно отметить наличие в нем трех основных групп. Это - политические системные субъекты, т.е. вписавшиеся в общественно-политическую структуру, занявшие в ней определенную нишу и признающие установленные нормы отношений и поведения. Политические внесистемные субъекты, не признающие установленных норм отношений, обладающие девиантным поведением - организации деструктивной политической оппозиции. Неполитические субъекты, оказывающиеся в политической сфере деятельности на краткосрочный период и в силу борьбы за иные неполитические интересы - директорат и собственники приватизированных предприятий, профсоюзы, инициативные группы.
Реально складывающаяся в Республике Казахстан многопартийность -непростой, но, несомненно, важный процесс, в котором действующие партии и движения стремятся занять свою нишу. При этом они перед собой ставят вполне определенные цели.
На сегодня зарегистрировано семь партий: «Отан», «АкЖол», «Ауыл», КПК, Партия патриотов, Гражданская и Аграрная партии. Такое количество партий является достаточно оптимальным для страны с населением в 15 млн., находящейся на стадии формирования гражданского общества, многопартийной системы» демократических политических ценностей, институтов и культуры.
В качестве самого общего вывода можно сделать заключение, что сегодня вырисовываются контуры партийной системы, которая, видимо, в наибольшей степени на данный момент соответствует как раскладу политических сил, конфигурации взаимоотношений элитных, финансовых, промышленных групп, так и уровню политической культуры властной элиты и населения.
Список использованной литературы
1 Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
издание. - Алматы, 1995;
2 Декларация О Государственном суверенитете Казахской ССР // Казахстанская правда. - 28 октября 1990;
3 Конституционный закон Республики Казахстан от 16.12.1991 г. "О государственной независимости Республики Казахстан" // Система "Юрист";
4 Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан // Официальное
издание. - Алматы, 1993;
5 Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях". Алма
ты, 1996;
6 Закон Республики Казахстан "О политических партиях" // Юридическая
газета - 24 июля 2002;
7 Закон Республики Казахстан "О политических партиях". Алматы, 1996;
8 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О выборах в Республике Казахстан" // Казахстанская прав
да. - 30 сентября 1995;
9 Закон Казахской ССР "Об общественных объединениях в Казахской
ССР", Алматы, 1991;
10 Политология: курс лекций/ под ред. проф. Мустафина Т.Т.; А., 1994;
11 Политические партии и право в современном государстве / Юдин Ю.А.; М., 1998;
12 Сапаргалиев Г. А., Конституционное Право РК: Учебник. 1998;
Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы