Проблемы и опыт в развитии партийной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

В Республике Казахстан после обретения ею независимости перво­очередными задачами стали строительство суверенного государства, фор­мирование институтов гражданского общества, в том числе института по­литических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в поли­тической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.

Содержание

Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Политические партии.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Закон предоставляет широкое поле деятельности для политических партий. Они имеют право: распространять информацию о своей деятель­ности; пропагандировать свои цели и задачи (только не в учебном процес­се); объединяться на добровольных началах в ассоциации (союзы), избира­тельные блоки; выдвигать кандидатов в Президенты РК, в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов РК; учреждать печатные СМИ; осу­ществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, де­монстрации, шествия, пикетирование и т.д.

Следует отметить, что за редким исключением все новейшие консти­туции, принятые на рубеже 80-90-х гг. XX в. в развивающихся и постсоциалистических государствах, закрепляют основы правового статуса пар­тий. Кроме того, были приняты десятки специальных законов о партиях, их деятельность стала предметом регламентирования различными отрас­лями национального права, т.е. приобрела подлинно комплексный харак­тер. Важно при этом подчеркнуть, что, в отличие от прошлого, универ­сальный характер приобрела правовая институционализация, основанная на демократических принципах.

Универсализация тенденции к правовой институционализации поли­тических партий в современных государствах, в т.ч. и в Казахстане, обу­словлена рядом причин. Важнейшая из них - усиление взаимодействия по­литических партий и государственного механизма. При этом в условиях демократического режима партии играют роль "двигателя", приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование.

Другой немаловажной причиной стала широко распространившаяся в современных государствах политическая коррупция, также связанная с политическими партиями. Правовая регламентация их деятельности, в ча­стности, финансовой, и была призвана искоренить это явление.

Одной из главных причин осуществляемой в широких масштабах правовой институционализации политических партий явилось стремление не допустить возврата к прошлому, т.е. установления монополии на власть одной правящей партии и ее сращивания с государством.

Т. Бекназар-Юзбашев справедливо отмечает, что для законодателя "...с давних пор затруднительно было юридически оформить институт по­литических партий", ибо "...по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т. д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государствен­но-правовую категорию"[5].

Подводя итоги, хотелось бы выделить три основных квалификаци­онных признака, которые присущи политической партии как правовому институту. При отсутствии хотя бы одного из них общественное объеди­нение теряет юридическое качество партии:

1. Политическая партия - это общественное объединение, главной
целью участия которого в политическом процессе является завоевание и
осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в
рамках и на основе Конституции и действующего законодательства.

Это главный квалификационный признак политической партии, вы­ражающий саму ее сущность и отличающий ее от всех иных видов обще­ственных объединений неполитического характера (различного рода сою­зов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.).

Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов
на основе общности политических взглядов, признания определенной сис­темы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая наме­чает основные направления политики государства.

Политическая партия - это объединение, действующее на постоян­ной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Этот признак отличает политические партии от временных и узких по своему составу объединений, которые также могут участвовать в поли­тической жизни. К ним относятся, прежде всего, объединения избирателей (союзы, комитеты, группы), которые создаются на период выборов и обычно прекращают свое существование с их окончанием. Указанный при­знак отличает политические партии также от различного рода неформаль­ных групп, в которых отношения между руководителями и членами осно­ваны на личных связях (например, клиентелистские группы, клики, кама­рильи, играющие важную роль в политической жизни многих развиваю­щихся стран) и которые исчезают вместе со своим патроном или покрови­телем.

Рассмотренные признаки политической партии, находящие свое за­крепление не только в казахстанском законодательстве, позволяют сфор­мулировать ее общее юридическое определение: политическая партия -это общественное объединение, которое создано для участия в политиче­ском процессе с целью завоевания и осуществления государственной вла­сти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу[13].

Вмешательством государства во внутренние дела партий, в лич­ную жизнь граждан следует расценить предписание гражданам состоять
только в одной политической партии.

Трехтысячный порог членства в партии, являвшийся серьезным
препятствием для партогенеза и развития политического плюрализма в Казахстане, следовало отменить, однако в новом законе он был увеличен.

Порядок регистрации партий носит разрешительный порядок и
данная процедура излишне громоздка и чрезмерно усложнена, что, види­мо, связано с созданием искусственных барьеров для создания и развития
малочисленных партий

В законодательстве не разработан механизм формирования Прави­тельства партийным большинством Парламента.

7. Отсутствует законодательный механизм влияния политических
партий на избранных от них лиц в Парламенте, касающийся целенаправ­ленного проведения политики партии и жесткого членства в партийной
фракции.

В Законе "О политических партиях" от 2 июля 1996 г, фактически
не прослеживается какая-либо связь с Конституционным Законом "О вы­
борах в РК", а также с Конституционным Законом "О Парламенте РК и
статусе его депутатов". Здесь речь идет о создании и деятельности фрак­ций, являющихся, по сути, организациями политических партий в государственных органах, что идет вразрез с п. 8 ст. 5 Закона "О политических
партиях".

 

2 Этапы становления многопартийности в Казахстане

 

 

2.1 Начальный и средний период развития партийной системы

Казахстана

 

В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюра­лизма и демократизации, деятельности политических партий и становле­ния суверенной государственности.

Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет об­щие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.

Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устра­нения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казах­стане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического,

демографического, политического характера, этнокультурного своеобра­зия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования пар­тийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отноше­ние к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними[18].

Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "На­стоящая многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких за­регистрированных политических партий. Это слаженная, четко функцио­нирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации пар­тий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", систе­ма, в которой "многопартийность означает наличие в политической струк­туре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложив­шихся (или складывающихся) социальных интересов"[15; с.52].

Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация полити­ческих партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоя­тельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам"[19; с.172].

Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенно­сти развития и становления многопартийной системы в Казахстане в по­следние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатист­ского мировоззрения и азиатского патернализма... "[19; с.222].

В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накла­дывающие отпечаток на становление демократических институтов.

Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становле­ния многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстан­ской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политиче­ских изменениях за последние 15 лет.

Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса фор­мирования государственно-политической системы, можно условно выде­лить пять этапов:

Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объедине­
ний);

Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и орга­
низаций);

Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование незави­
симой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистра­
ция партий, общественных объединений);

 Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда поли­
тических партий);

Современный этап: период, который начинается с момента послед­
них выборов президента Республики Казахстан.

Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демо­кратии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической по­литической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.

Такая смена механизмов политической социализации в республике ос­ложняется накладыванием не только социально-классовых, но и нацио­нальных противоречий в сочетании с трансформацией политической сис­темы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение об­щества в сторону политического плюрализма.

В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого време­ни в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же вре­мени изменяется характер политической и партийной систем казахстан­ского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формиро­вание нового государственного устройства.

Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления но­вой государственности и адекватной ей политической системы.

В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки станов­ления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.

Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная на­правленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объе­динения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начав­шихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных ре­гионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и на­селение.

Во втором периоде развития многофункциональной структуры граж­данского общества имеет место своеобразный всплеск общественной ак­тивности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, рас­пады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объедине­ниях.

Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.

Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институцио-нализации политических структур и провозгласил разрешительную поли­тику государства по отношению к многопартийной системе и плюрали­стическому обществу.

Появление различных по своей направленности социальных инициа­тив, вызванных включением значительного числа граждан в политиче­скую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возник­новение историко-просветительных, национально-культурных, миротвор­ческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.

Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положени­ем дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием об­щественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремле­нием этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, тра­диции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суве­ренитет Республики Казахстан.

Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы