Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа
В Республике Казахстан после обретения ею независимости первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества, в том числе института политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных качественных изменений в политической системе нельзя добиться поставленных целей преобразования и в других сферах.
Введение
1 Конституционно- правовой статус политических партий
в Республике Казахстане
1.1 Конституализация политических партий
1.2 Законодательная институализация политических партий
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
2.2 Современный этап развития многопартийности
3 Проблемы и опыт в развитии партийной системы
Заключение
Список использованной литературы
Закон предоставляет широкое поле деятельности для политических партий. Они имеют право: распространять информацию о своей деятельности; пропагандировать свои цели и задачи (только не в учебном процессе); объединяться на добровольных началах в ассоциации (союзы), избирательные блоки; выдвигать кандидатов в Президенты РК, в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов РК; учреждать печатные СМИ; осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.д.
Следует отметить, что за редким исключением все новейшие конституции, принятые на рубеже 80-90-х гг. XX в. в развивающихся и постсоциалистических государствах, закрепляют основы правового статуса партий. Кроме того, были приняты десятки специальных законов о партиях, их деятельность стала предметом регламентирования различными отраслями национального права, т.е. приобрела подлинно комплексный характер. Важно при этом подчеркнуть, что, в отличие от прошлого, универсальный характер приобрела правовая институционализация, основанная на демократических принципах.
Универсализация тенденции к правовой институционализации политических партий в современных государствах, в т.ч. и в Казахстане, обусловлена рядом причин. Важнейшая из них - усиление взаимодействия политических партий и государственного механизма. При этом в условиях демократического режима партии играют роль "двигателя", приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование.
Другой немаловажной причиной стала широко распространившаяся в современных государствах политическая коррупция, также связанная с политическими партиями. Правовая регламентация их деятельности, в частности, финансовой, и была призвана искоренить это явление.
Одной из главных причин осуществляемой в широких масштабах правовой институционализации политических партий явилось стремление не допустить возврата к прошлому, т.е. установления монополии на власть одной правящей партии и ее сращивания с государством.
Т. Бекназар-Юзбашев справедливо отмечает, что для законодателя "...с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий", ибо "...по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т. д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию"[5].
Подводя итоги, хотелось бы выделить три основных квалификационных признака, которые присущи политической партии как правовому институту. При отсутствии хотя бы одного из них общественное объединение теряет юридическое качество партии:
1. Политическая партия - это общественное объединение, главной
целью участия которого в политическом процессе является завоевание и
осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в
рамках и на основе Конституции и действующего законодательства.
Это главный квалификационный признак политической партии, выражающий саму ее сущность и отличающий ее от всех иных видов общественных объединений неполитического характера (различного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.).
Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов
на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства.
Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.
Этот признак отличает политические партии от временных и узких по своему составу объединений, которые также могут участвовать в политической жизни. К ним относятся, прежде всего, объединения избирателей (союзы, комитеты, группы), которые создаются на период выборов и обычно прекращают свое существование с их окончанием. Указанный признак отличает политические партии также от различного рода неформальных групп, в которых отношения между руководителями и членами основаны на личных связях (например, клиентелистские группы, клики, камарильи, играющие важную роль в политической жизни многих развивающихся стран) и которые исчезают вместе со своим патроном или покровителем.
Рассмотренные признаки политической партии, находящие свое закрепление не только в казахстанском законодательстве, позволяют сформулировать ее общее юридическое определение: политическая партия -это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу[13].
Вмешательством государства во внутренние дела партий, в личную жизнь граждан следует расценить предписание гражданам состоять
только в одной политической партии.
Трехтысячный порог членства в партии, являвшийся серьезным
препятствием для партогенеза и развития политического плюрализма в Казахстане, следовало отменить, однако в новом законе он был увеличен.
Порядок регистрации партий носит разрешительный порядок и
данная процедура излишне громоздка и чрезмерно усложнена, что, видимо, связано с созданием искусственных барьеров для создания и развития
малочисленных партий
В законодательстве не разработан механизм формирования Правительства партийным большинством Парламента.
7. Отсутствует законодательный механизм влияния политических
партий на избранных от них лиц в Парламенте, касающийся целенаправленного проведения политики партии и жесткого членства в партийной
фракции.
В Законе "О политических партиях" от 2 июля 1996 г, фактически
не прослеживается какая-либо связь с Конституционным Законом "О вы
борах в РК", а также с Конституционным Законом "О Парламенте РК и
статусе его депутатов". Здесь речь идет о создании и деятельности фракций, являющихся, по сути, организациями политических партий в государственных органах, что идет вразрез с п. 8 ст. 5 Закона "О политических
партиях".
2 Этапы становления многопартийности в Казахстане
2.1 Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана
В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюрализма и демократизации, деятельности политических партий и становления суверенной государственности.
Действительно, становление многопартийности в Казахстане имеет общие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.
Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устранения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.
В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического,
демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования партийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отношение к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними[18].
Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "Настоящая многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это слаженная, четко функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", система, в которой "многопартийность означает наличие в политической структуре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложившихся (или складывающихся) социальных интересов"[15; с.52].
Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация политических партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоятельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам"[19; с.172].
Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенности развития и становления многопартийной системы в Казахстане в последние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатистского мировоззрения и азиатского патернализма... "[19; с.222].
В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накладывающие отпечаток на становление демократических институтов.
Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становления многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 15 лет.
Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить пять этапов:
Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объедине
ний);
Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и орга
низаций);
Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование незави
симой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистра
ция партий, общественных объединений);
Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда поли
тических партий);
Современный этап: период, который начинается с момента послед
них выборов президента Республики Казахстан.
Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.
Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма.
В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого времени в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же времени изменяется характер политической и партийной систем казахстанского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формирование нового государственного устройства.
Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления новой государственности и адекватной ей политической системы.
В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.
Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная направленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объединения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начавшихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных регионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и население.
Во втором периоде развития многофункциональной структуры гражданского общества имеет место своеобразный всплеск общественной активности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, распады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объединениях.
Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.
Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институцио-нализации политических структур и провозгласил разрешительную политику государства по отношению к многопартийной системе и плюралистическому обществу.
Появление различных по своей направленности социальных инициатив, вызванных включением значительного числа граждан в политическую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возникновение историко-просветительных, национально-культурных, миротворческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.
Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положением дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием общественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремлением этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, традиции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суверенитет Республики Казахстан.
Информация о работе Проблемы и опыт в развитии партийной системы