Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа
Политические прогнозы, являющиеся: продуктами теоретической политологии, целесообразнее называть политическими проектами будущего. Они носят достаточно глобальный характер, имеют слишком значительный период упреждения — промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз, — и пытаются показать возможность исключительно базисных, принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменений, которые приведут к существенным трансформациям в них. Термин «проект» более четко отражает специфику подобных макропрогнозов.
В 2009 году Фонд «Наследие» выпускает получасовой документальный фильм о внешнеполитических проблемах, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, содержащий интервью авторитетных экспертов по внешней политике. В их числе бывший помощник государственного секретаря Ким Холмс, профессор и журналист Джеймс Кафарано, ученый Кен Алибек, бывший сотрудник Белого дома Эдвин Мис, а также бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Эти и другие эксперты обсуждают угрозы распространения ядерного оружия среди ряда государств, в связи с изменениями в мировой динамике перераспределения политических сил. Фильм вызвал множество дискуссий, был оценен преимущественно критически, однако именно широкий общественный резонанс и был конечной целью проекта. В международной сфере при участии издания «The Wall Street Journal» Фонд «Наследие» публикует ежегодный индекс экономической свободы стран, который позволяет измерить свободу каждого государства с точки зрения прав собственности и независимости от государственного регулирования. Факторы, используемые для расчета индекса, разработаны и предложены непосредственно Фондом, среди них — оценка коррумпированности правительства, наличие барьеров в международной торговле, ставки налога на прибыль и корпоративных налогов, величина государственных расходов, возможности для обеспечения соблюдения международных договоров на территории страны и так далее.
Последнее десятилетие отмечено возрастающей активностью двух австралийских партийных фабрик мысли — Исследовательского центра Чифли (Chiefly Research Centre) и Исследовательского центра Мензиса (Menzies Research Centre). По специфике работы и ее масштабам эти два «мозговых треста» стремятся догнать мировых (американских) лидеров рынка. Для амбициозных, несмотря на относительную молодость, австралийских фабрик мысли, эта гонка пока проходит успешно. Надо отметить, что по сравнению с американскими аналогичными институтами австралийские «мозговые тресты» пока куда менее самостоятельны в работе. Отсутствие исчерпывающих информационных и тактических ресурсов толкает их на сотрудничество с широким кругом различных научно-исследовательских и интеллектуальных организаций.
Исследовательский
центр Чифли стремится к
Куда более новаторский характер деятельности носит работа другого австралийского партийного «мозгового треста» — Исследовательского центра Мензиса. Эта фабрика мысли осуществляет аналитическое сопровождение деятельности ныне оппозиционной Либеральной партии Австралии. Нынешнее положение партии стимулирует аналитический центр на активную и креативную работу с целью повышения рейтинга партии и подготовки почвы для победы на предстоящих выборах. Желая достичь ощутимого результата в этой сфере, Центр Мензиса выступил перед представителями Либеральной партии в рамках круглого стола с предложением о создании общественного форума для граждан страны, в формате которого каждый мог бы вынести на обсуждение волнующие лично его темы. Методично обрабатывая поступающие на форум обращения граждан — этим в настоящие момент занят самый большой по численности отдел центра — специалисты фабрики мысли получают все более полную картину общественных предпочтений. Справедливости ради надо сказать, что формат обращения к должностному лицу с жалобой, просьбой, предложением и так далее. широко развит в различных властных структурах практически всех стран мира, и в этом смысле ничего сверхъестественного Центр Мензиса не изобрел. Все дело в медийном позиционировании этого проекта. В момент создания форума известие о нем прокатилось волной по всем ключевым средствам массовой информации Австралии. Граждане активно призывались к принятию участия. Подчеркивалось, что центр хочет слышать как голос своих идеологических партнеров, так и оппонентов. Руководитель центра заявил, что специалистам важно знать, какие политические решения раздражают общественность и как ее представители хотели бы изменить положение вещей. Для того чтобы суметь помочь партии и гражданам страны в реализации общих целей, центр нацелен на получение объективной и полной картины общественных настроений. Первые месяцы модераторы форума самостоятельно заявляли различные темы для обсуждения, но достаточно быстро количество пользователей существенно увеличилось, обсуждение стало все труднее держать в рамках заявленных ранее тем — это и можно считать первым признаком общественного резонанса. Наиболее аргументированные выражения позиций по ключевым популярным вопросам выкладываются в настоящий момент в качестве отдельных заметок на официальном сайте. По некоторым вопросам эксперты центра вступают в диалог с посетителями форума. Часто можно встретить следующую критику в адрес Либеральной партии: по мнению многих граждан, внутри партии стали сильны консервативные настроения. Зачатую звучат призывы к партии не отворачиваться от электората, а прислушиваться к голосу тех, кто, разделяя идеологию партии, не желает отступать от ее принципов, но крайне недоволен нынешним положением дел. Активно обсуждаются угрожающие перспективы глобального потепления. По мнению граждан, эта тема практически не обсуждается политиками открыто, и народ не имеет возможности сформировать личное отношение к официальной позиции партии, к мерам, принимаемым на этот счет, к патронируемым исследованиям, их характеру и масштабам. Традиционно многих граждан страны волнует методичное урезание полномочий местного самоуправления. В этой связи граждане предлагают партии сформулировать законодательную инициативу, которая могла бы остановить данный процесс. Еще одна инициатива, с которой либералам предлагает выступить электорат — это признание аппарата государственных служащих слишком разросшимся и качественно неэффективным. Наиболее инициативные граждане творчески подошли к вопросу участия в общественной дискуссии. На форуме можно встретить целые готовые проекты по улучшению ситуации в различных областях жизни общества (например, в сфере экологической безопасности). Деятельность Центра Мензиса по созданию подобного форума — иллюстрация того, как до банальности простые идеи могут обернуться для партийной фабрики мысли широчайшим откликом, огромным материалов для анализа и создания дальнейших консультативных продуктов. 2
Завершая обзор, стоит перечислить некоторые ключевые черты того развития, которое происходило с «фабриками мысли» на протяжении второй половины ХХ в.
Во-первых,
следует признать, что создание развитой
системы исследовательских
Во-вторых, государственное влияние при создании «фабрик мысли» не заключалось в попытках зажать основываемые учреждения в заранее определенные идейные «системы координат»; наличие интеллектуального плюрализма позволило создать широкую палитру самых разных исследований, что потенциально очень сильно увеличивало возможности заказчиков.
Все
это позволяет с высокой
Глава
2.
В последние два десятилетия в странах Восточной Европы и бывшего СССР резко возрос интерес к таким институтам публичной социально-политической деятельности как фабрики мысли (наиболее распространенный сегодня перевод англоязычного термина Think Tanks). Данные организации стали расти как «грибы после дождя», что связано как с востребованностью новых альтернативных независимых решений имеющихся экономических, политических и социальных проблем, так и с ростом финансирования деятельности таких фабрик мысли со стороны правительств, политических партий, бизнес-структур и, главным образом, со стороны американских и западноевропейских фондов. В справочнике «Фабрики мысли в Центральной и Восточной Европе»3 приведены данные о 150 организациях, из которых четверть расположена на территории стран бывшего СССР: в Украине находятся 14, в Белоруссии — 8, в Литве — 7, в Эстонии — 5, в Латвии — 4. Данных о российских фабриках мысли в справочнике нет, хотя этот процесс Россию не миновал: множество таких организаций появилось в связи с избирательными кампаниями, разработкой партийных и правительственных программ (на федеральном, региональном и местном уровнях).
Фабрики
мысли создавались для
Фабрики мысли подразделяются следующим образом:
Для анализа взаимодействия фабрик мысли с традиционными политическими институтами, рассмотрим более подробно взаимодействие фабрик мысли и политических партий в России. Политические партии наиболее заинтересованы в результатах работы фабрик по следующим направлениям:
Приведем конкретные примеры деятельности российских организаций, которые относятся к фабрикам мысли, и которую могут использовать политические партии.