Проекты будущего в политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Политические прогнозы, являющиеся: продуктами теоретической политологии, целесообразнее называть политическими проектами будущего. Они носят достаточно глобальный характер, имеют слишком значительный период упреждения — промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз, — и пытаются показать возможность исключительно базисных, принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменений, которые приведут к существенным трансформациям в них. Термин «проект» более четко отражает специфику подобных макропрогнозов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (1).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

      Приведем  конкретные институты, которые относятся к фабрикам мысли, и которую могут использовать политические партии.

      Институт  общественного проектирования (ИНОП) занимается комплексными политическими, социологическими и экономическими исследованиями, лекционной и организационной работой, а также издательской деятельностью, создавая идеологию либерально-консервативного политического курса и формируя структуры его поддержки. 

      Все направления деятельности Института связаны между собой и охватывают современное социально-политическое устройство России в целом. Разработка политической идеологии либерального консерватизма основана на результатах таких исследований, как «Стратификация российского общества», «Экономическая доктрина России» и «Политический атлас современности», а также на опыте мероприятий Клуба политического действия «4 ноября» и материалах программы международного интеллектуального обмена «Русские чтения». 

      Вся деятельность Института общественного проектирования носит открытый характер.

      – Специалисты Института общественного  проектирования подготовили закон  об Общественной палате РФ. Директор Института  – Валерий Фадеев – занимает пост председателя Комиссии Общественной Палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства  
Клуб политического действия «4 ноября» совместно с Общественной палатой провел ряд мероприятий, посвящённых обсуждению ключевых для России проблем в области энергетики и энергосбережения, а также доклада «Инфляция, финансовая система и экономический рост», подготовленного информационной группой «Эксперт». 

      – Институт совместно с «ROMIR monitoring»  провел крупномасштабное социологическое  исследование «Стратификация российского общества». Его результаты показывают, что в стране сформировалась новая устойчивая социальная структура, большинство населения адаптировалось к рыночной экономике и настроено на позитивное развитие.

      – Экономическая доктрина России «Вернуть лидерство!» была разработана вместе с информационной группой «Эксперт». В ней проанализированы тенденции развития мировой экономики, а также рассматриваются возможности России и ее роль в формировании экономической структуры будущего. 

      – Клуб политического действия «4 ноября» является дискуссионной интеллектуально-политической площадкой для обсуждения и выработки идеологии развития России на основе ценностей свободы, суверенитета, собственности и справедливости – идеологии успешного развития страны в первой четверти ХХI века.

      – «Атлас политических систем современности» - уникальная методика классификации мировых политических систем, которая учитывает беспрецедентно большое число факторов. Получены наиболее полные характеристики всех стран мира на основе универсальных информационных баз ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирного банка, СИПРИ, Межпарламентского союза и других организаций. 

      В отличие от подходов «Freedom House», «Transparency International», «Journalists Without Borders», «Amnesty International»  и других исследовательских и  общественно-политических организаций, разрабатывающих различные варианты линейных рейтингов, в проекте «Атлас политических систем современности» специалисты ИНОП строят многомерные модели сравнительного анализа политических систем и режимов. Важная особенность Атласа заключается в том, что он имеет характер действующей открытой аналитической системы. 

      – Международная программа «Русские чтения» направлена на включение ведущих политических, интеллектуальных и деловых слоев российского общества в международный общественно-научный контекст. По приглашению Института общественного проектирования в «Русских чтениях» в Москве приняли участие Иммануил Валлерстайн, Марк Сейджман, Георгий Дерлугьян, Анатоль Ливен, Крейг Калхун, Тату Ванханен, Александр Рар, Генри Киссинджер, Оуэн Мэттьюз и другие зарубежные политики, ученые и эксперты. 

      – Институт общественного проектирования поддерживает проект «Медиакратия» общероссийской организации «Медиасоюз», который направлен на повышение профессионализма молодых региональных журналистов России и формирование из них поколения политически просвещенных представителей «четвертой власти».

      Институт  современного развития (ИНСОР) создан с целью объединения лучших экспертов  для подготовки предложений и  выработки документов по важнейшим направлениям государственной политики.

      Институт  работает над решением поставленных перед ним задач, привлекая ведущих  российских и зарубежных ученых, а  также руководителей компаний и  государственных структур к открытому  и прямому диалогу, цель которого – определить практические пути развития российского общества и государства. Институт организует экспертные дискуссии и конференции, осуществляет независимую исследовательскую деятельность с привлечением лучших специалистов, а также предоставляет площадку для открытого обмена идеями и мнениями.

      В рамках научно-исследовательской деятельности Института и по результатам экспертных обсуждений формулируются практические рекомендации для Президента и Правительства  РФ, готовятся аналитические и  информационные материалы, адресованные всей российской общественности. Главными проектами ИНСОРа являются «Развитие информационного общества» и «Развитие экономики».

      Стратегия 2020 является планом управления на долгий период времени, с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленной цели. Получается, что наличие стратегического плана есть принципиальное превосходство над ситуацией управления без плана.

      Представьте себе, что некий путник неожиданно для себя заблудился, оказался в незнакомой местности. Он начнёт искать свой путь. Поначалу действия человека будут неуверенными, порой ошибочными. Он будет определяться с местонахождением. Но постепенно путник поймёт, куда попал и куда ему нужно идти. И уверенными шагами пойдёт по своему пути.

      Так и для нашей страны последние годы были чем-то вроде поиска своей дороги, своей концепции развития. Стратегия-2020 появилась потому, что в России заканчивается период концептуальной неопределённости и начинается переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития. Это является следствием качественно нового состояния управленческой культуры и общественного сознания в целом. И благодаря стратегии мы сможем ответить на вызовы современности.

      Страна  за последние годы решила задачу стабилизации социально-экономического состояния, налаживания рыночных принципов в функционировании экономики, восстановила производство. Благодаря этому, с одной стороны, мы получили возможность ставить амбициозные стратегические задачи на основе имеющегося и перспективного потенциала. Но, с другой стороны, мы столкнулись с необходимостью как решить некоторые остающиеся острые проблемы, так и преодолеть новые вызовы.

      Мы  должны осознать, каков для нашей  страны характер долговременных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

      Первый  вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

      Кризисная перестройка мировой экономики  предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики  и её способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых  рынков.

      Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности при сохранении и развитии открытости российской экономики и её активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

      Второй  вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

      В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой  технологической базы экономических  систем, основанной на использовании  новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий – в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала. В России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создаёт условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий.

      В то же время, угроза отставания в развитии новых технологий последнего поколения  может резко  снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики, а также повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

      Третий  вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

      Уровень конкурентоспособности современной  инновационной экономики всё  в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счёт дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает беспрецедентное развитие человеческого капитала.

      Четвёртый вызов, порождённый преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счёт дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.

      Стратегия-2020 призвана дать адекватный ответ на вызовы современности. При этом она должна обеспечить сочетание и взаимодополнение мероприятий по решению задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.

      Экономическое развитие:

      Во-первых, наш новый стратегический план выступает  как фактор, объединяющий усилия правительства, бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель развития. Характер инфраструктурных преобразований явно обусловливает рост качества жизни граждан, состояние кредитно-финансовой системы критически важно для обеспечения вложений в инновационно-технологические проекты, внимание правительства к повышению качества человеческого капитала прямо приводит к развитию инновационного поведения граждан. За счёт объединения усилий и согласования затрат достигается повышенная эффективность в реализации целей Стратегии-2020.

      Во-вторых, Стратегия-2020 даёт бизнесу, в том  числе иностранному, опираясь на предсказуемость  развития России, выстраивать свои долгосрочные планы, находить своё, наиболее выгодное, место в деле устойчивого  инновационного развития страны.

      В-третьих, Стратегия-2020 позволяет гражданам  быть уверенными в росте своего благосостояния, росте благосостояния своих детей. Это усиливает мотивацию людей  к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации – мотивации к инновационному поведению.

      Политическое развитие:

      Во-первых, заданы основные ценности и приоритеты управления страной: ничего во вред России и всё – для роста благосостояния граждан.

      Во-вторых, за счёт определённости перспектив движения страны, принятия общих приоритетов и согласованности интересов усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни.

      В-третьих, укрепляется доверие граждан  к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей.

      Наконец, в-четвёртых, наличие Стратегии-2020 как  формализованного документа позволяет  говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества.

      В заключение следует отметить, что недавно появившись в России, фабрики мысли и центры социально-политической деятельности быстро и интенсивно развиваются, предоставляя новые, оригинальные решения проблем в различных областях жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проекты будущего в политологии