Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Несмотря на то, что главы государств хорошо известны в своих странах, а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире, определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием конкретных воплощений этого институт в различных странах и в разные исторические эпохи.
Если обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.
Введение
1. Возникновение и развитие института Президентуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие института президентуры, российская модель президентства….6
1.2 Конституционный статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти………………………………………………………..15
2.2 Отношения Президента РФ с субъектами Федерации и судебной властью………………………………………………………………………….21
2.3 Акты Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература
Содержание
Введение
1. Возникновение
и развитие института Президентуры в Российской
Федерации………………………………………………………
1.1 Понятие института президентуры, российская модель президентства….6
1.2 Конституционный статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия
Президента РФ по формированию
федеральных органов
2.2 Отношения
Президента РФ с субъектами Федерации
и судебной властью……………………………………………………………
2.3 Акты Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература
Если обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.
Мишин А.А. полагает, что «глава государства – институт чисто буржуазный, но он обязан своим появлением на свет абсолютной монархии, т.е. позднефеодальному политическому учреждению1. По его мнению, «даже президент – это не что иное, как конституционный монарх, лишенный внешних атрибутов власти. Даже в республике глава государства – президент - фактически орган рудиментарный, остаток некогда блистательной монаршей прерогативы. Такой анахронизм, как глава государства, может быть устранен, так как его реальная роль и значение настолько ничтожны, что как таковой он на практике принимает весьма незначительное участие в делах управления государством»1.
С другой стороны, нельзя сказать, что глава государства всегда и везде является необходимым элементом государственного аппарата. Ведь наряду с монархией с древнейших времен существовала республиканская форма правления. А институт главы государства можно обнаружить не во всех республиках.
__________
1 Мишин
А.А. Государственное право буржуазных
стран и стран, освободившихся от колониальной
зависимости [текст]. – М.: изд-во МГУ, 1976.
– 384 с.
XVIII в. внес в эволюцию поста главы государства нечто принципиально новое – институт президентства. Сам по себе термин «президент» был известен со времен Древнего Рима. Однако на протяжении длительного времени президентом чаще всего называли председательствующего на каком-либо собрании.
Президенты возглавляли и некоторые учреждения, но обычно в том случае, если учреждение носило характер некоего коллегиального формирования.
Впервые глава государства стал именоваться президентом в Соединенных Штатах Америки с принятием Конституции 1787 г. Затем посты президентов республик были введены в странах Латинской Америки, Европе, Азии, Африке.
В настоящее время около 70% существующих на Земле стран имеют в качестве главы государства президентов2.
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что, несмотря на большую или меньшую универсальность статуса главы государства в современном мире, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных форм правления. В то же время такой вывод может быть отнесен не только к президентам, а вообще к главам государств вне зависимости от того, каким способом замещается данная должность, и от того, является глава государства единоличным или коллегиальным. При том прослеживается очевидная взаимосвязь между формой государства и действительным местом главы государства в конституционном механизме.
В президентских республиках и дуалистических монархиях возможности главы государства гораздо шире. Еще значительнее прерогативы и реальные возможности главы государства в республиках со
_________
2 Автономов
А.С. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран [текст] : учебник.
– М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 552
с.
смешанной формой правления. Аккумулируя в своих руках полномочия, характерные для главы государства парламентарной и президентской республик, президент превратился в один из ключевых институтов государственного механизма страны.
Цель курсовой работы - проанализировать возникновение и развитие института Президентуры в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность президента как главы государства;
- описать российскую модель президентства;
- исследовать место Президента в системе федеральных органов государственной власти: взаимодействие с различными ветвями власти.
Объектом исследования является институт президентуры РФ.
Предмет исследования – возникновение и развитие института президентуры.
Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, решения Конституционного суда, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
Практике государственного строительства в советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов3. Введение этой должности обосновывалось необходимостью обеспечить единство власти и ускорить принятие решений, которые требовались в тех сложных социально-экономических условиях, в которых оказалось союзное государство в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века4.
Термин «президент» в переводе с латинского буквально означает «сидящий впереди». Сегодня президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают Соединенные Штаты, чья Конституция 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства.
В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17.03.1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР.
__________
3 Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» [текст] (утратил силу) // Свод законов СССР. 1990. Т.1. Ст.130-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
4 Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания
прекращения полномочий Президента РФ регулируются главой 4 Конституции 1993 г. Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте. Однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем, основную роль в регулировании организации и деятельности института президентства играют акты самого Президента РФ. Данное обстоятельство вряд ли оправданно, поскольку основным регулятором в названной сфере должен быть закон.
Учреждение поста Президента в России определялось рядом объективных и субъективных факторов, задачами усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста позволило покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что явно противоречило принципу разделения властей.
Известное влияние на появление института президентства в России оказало и учреждение этой должности в Советском Союзе в 1990 г. В свою очередь учреждение поста Президента РФ повлекло за собой появление этого института власти в большинстве республики в составе Федерации.
Правовой статус Президента РФ основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента.
Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции РФ процедура импичмента – отрешения Президента от должности, институт обращения с посланием к парламенту. Вместе с тем, устойчивость президентской власти отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.
Важнейшие
особенности организации
Наука государственного права выделяет три формы института президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (Мексика, Коста-Рика); парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, Германия, Индия, Италия); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия).
По ряду главных позиций российская модель тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта – контроль за формированием и деятельностью правительства, руководство им. Конституция Соединенных Штатов не предусматривает правительство как отдельный орган исполнительной власти. Его функции исполняет президентская Администрация. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч.1 ст.80)5 , он определяет структуру Правительств, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об его отставке.
___________
5 Конституция
Российской Федерации. (Принята на Всенародном
референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008)
// Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». [Электронный ресурс].
Послед. обновл. 14.05.2009.
Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь решающее слово остается за Президентом.
Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республики было бы не вполне обоснованно. В России глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства.
Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России – наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.
Информация о работе Развитие и становление института Президентуры в России