Развитие и становление института Президентуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Несмотря на то, что главы государств хорошо известны в своих странах, а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире, определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием конкретных воплощений этого институт в различных странах и в разные исторические эпохи.
Если обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие института Президентуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие института президентуры, российская модель президентства….6
1.2 Конституционный статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти………………………………………………………..15
2.2 Отношения Президента РФ с субъектами Федерации и судебной властью………………………………………………………………………….21
2.3 Акты Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсач в пед готовый.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе.

     Комиссии  по рассмотрению просьб о помиловании  созданы при главах администраций во всех субъектах Федерации. Однако их работа носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

     Многогранная  деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

     Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность.

     Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

     Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).

     Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

     Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

     Такой порядок установлен Указом Президента РФ. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента)18. 
 

__________

18 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

 

      Заключение

 

     Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

     Глава государства призван цементировать  государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

     При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы  государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия: например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

     Конкретно положение главы государства  и его фактическая роль в жизни  страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.).

     Но  если государство избирает тип президентской (Соединенные Штаты) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее или, находясь как бы вне ее, фактически ее контролировать.

     Когда говорят о положении главы  государства в системе органов  государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной.

     Функции главы государства соприкасаются  со всеми тремя властями (в области  законодательства он, например, имеет  право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя полностью отнести ни к законодательной, ни к судебной.

     Другое  дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе в конституции вообще не говорится (Германия), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять высшее представительство.

     Институт  президентства в Российской Федерации  претерпел серьезную эволюцию, которую  можно определить как развитие от менее сильного к более сильному президенту. Ранее действовавшая  Конституция еще советского периода  предоставляла ему полномочия, которые  блокировались рядом ее статей.

     Исполнительная  власть, главой которой провозглашался президент, должна была увязывать свои действия с принципами полновластия Съезда народных депутатов и его  органа - Верховного Совета. По Конституции  Съезд мог принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, входящий в компетенцию Российской Федерации.

     По  тексту Конституции важнейшие вопросы, имеющие значение для всей Федерации, должны были решаться Съездом народных депутатов, и его Верховным Советом. То, что по Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, было откровенной декларацией. Президент не имел реальных конституционных полномочий для сдерживания полновластия законодательной власти, а, следовательно, принцип разделения властей не действовал. В конечном итоге такое положение завершилось конфликтом исполнительной и законодательной властей и роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

 

      Глоссарий 

     
Новое понятие      Содержание
1 Государство - политическая  форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти
2 Демократия - форма государственно-политического  устройства общества, основанная  на признании народа в качестве  источника власти
3 Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственны волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные тенденции
4 Законодательная техника - система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию
5 Конституция РФ - главный источник  конституционного права, Основной закон государства
6 Легитимация - признание  или подтверждение законности  государственной власти
 
7
Основы законодательства - акт федерального  законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету  совместного ведения Федерации и ее субъектов
8 Пересмотр Конституции - изменение  содержания глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ, в которых устанавливаются  основы конституционного строя.  регулируются права и свободы  человека и гражданина, процедура  внесения конституционных поправок  и пересмотра
9 Распоряжение  Президента РФ - акт индивидуального  организационного характера
10 Референдум - процесс непосредственного  участия граждан в принятии  коллективного решения
11 Указ Президента РФ - это правовой  акт, относящийся к неопределенному  кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и действующий в долговременном плане
 

 

      Литература 

  1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном  референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  2. Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 30.06.2004. № 137-д // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [текст] (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 23.12.1997. № 245 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.04.2009.
  4. Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1997 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст.1447 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  5. Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  6. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 19.10.1999. № 206 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  7. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Российская газета. 16.01.2003. № 6 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  8. Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР» [текст] (утратил силу) // Свод законов СССР. 1990. Т.1. Ст.130-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
  9. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права [текст]. – М.: ПолиграфОпт, 2004. – 336 с.
  10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст] : учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 552 с.
  11. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: правовые возможности и практика [текст] // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1.
  12. Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
  13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
  14. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
  15. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России [текст]. – М.: Юристъ, 2006. – 237 с.
  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
  17. Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  18. Конституционное право России [текст] : учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
  19. Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости [текст]. – М.: изд-во МГУ, 1976. – 384 с.
  20. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. пособие [текст] / В.В.Никулин. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. – 92 с.
  21. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) [текст] // Журнал российского права. 2001. № 2.
  22. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст] : учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.

Информация о работе Развитие и становление института Президентуры в России