Развитие и становление института Президентуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Несмотря на то, что главы государств хорошо известны в своих странах, а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире, определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием конкретных воплощений этого институт в различных странах и в разные исторические эпохи.
Если обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие института Президентуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие института президентуры, российская модель президентства….6
1.2 Конституционный статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти………………………………………………………..15
2.2 Отношения Президента РФ с субъектами Федерации и судебной властью………………………………………………………………………….21
2.3 Акты Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсач в пед готовый.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики, особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В обеих странах президенты имеют сходные права.

     Однако  и здесь российская модель обладает рядом принципиальных особенностей. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как во Франции это прерогатива парламента. Согласно ст.50 Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. В таком случае Президент обязан отправить Правительство в отставку, хотя наряду с этим может принять решение о роспуске Национального собрания. По российской же схеме Президент РФ вправе не отправлять Правительство в отставку, но может при известных условиях распустить Государственную Думу.

     В отличие от Конституции Франции Конституция РФ не предусматривает права подписи актов Президента Председателем Правительства, которое выступает средством согласования главой государства своих решений с Правительством. В практике деятельности Президента РФ в отдельных случаях применяется визирование его указов рядом должностных лиц, включая Председателя Правительства. Однако оно не имеет обязательного значения для придания юридической силы акту главы государства.

     Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики6. 

     1.2 Конституционный  статус Президента  России 

     По  Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства7. В прежней Конституции его функция была определен через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти.

     Термин  «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти.

     Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью8.

____________

    6 Конституционное  право России [текст] : учебник / Отв.  ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

    7 Конституция  Российской Федерации. (Принята на  Всенародном референдуме) [текст] (поправки  от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

        8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

          Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей, увидевших в смене конституционной формулы

стремление  наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт пяти десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтвердилось и опытом первого президентства в Российской Федерации.

     Характеризуя  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность  его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе.

     Федеральное Собрание представляет многонациональный  народ России в лице своих избирателей, т.е. население различных регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности некоторых выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим.

     Президент РФ как глава федеративного государства  вправе контролировать президентов  республик и глав администраций других субъектов Федерации. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

     Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью. Это  означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков.

     В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном  кабинете, а дубликат поднимается  над резиденцией Президента как  в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

     Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция  РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках  этот пост иногда существует, а иногда его нет. В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

     В соответствии с Конституцией России Президент РФ является главой государства и в этом качестве осуществляет государственную власть в Российской Федерации, наряду с Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами России. Формально Президент не относится ни к одной из ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Его роль в системе разделения властей определяется тем, что он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Обеспечение такого функционирования и взаимодействия должно основываться на конкретных полномочиях Президента по отношению к федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Федерации, определенных в Конституции РФ и федеральных законах9. 
 

_____________

    9 Конституционное право России [текст] : учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

           В то же время часть полномочий Президента носит исполнительный характер. Это руководство внешней политикой, осуществление функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и некоторые другие.

     Деятельность Президента максимально приближена к исполнительной власти: в соответствии с Конституцией Российской Федерации он решает вопросы формирования и отставки Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях.

     Важным элементом в определении статуса Президента РФ является осуществление им функций гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. То, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод, само по себе не создает каких-то особых конституционных полномочий Президента по обеспечению реализации и защите Конституции, регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина. Данное конституционное положение определяет общую направленность деятельности Президента и руководимых им государственных органов, которая осуществляется в рамках полномочий Президента, установленных Конституцией и федеральными законами. Как гарант Конституции Президент обеспечивает реализацию предусмотренных Конституцией высших форм народовластия – выборов и референдума. Для этого он наделяется правом назначать выборы депутатов Государственной Думы и референдума Российской Федерации10.

     Формы деятельности Президента как гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина различны: подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусмотренных Конституцией, гарантирующих права и свободы, издание собственных

___________

    10 Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 30.06.2004. № 137-д // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 

указов, постановка соответствующих задач  перед федеральными органами

исполнительной власти, создание совещательных консультативных органов. Вместе с тем необходимо отметить, что сама деятельность Президента является объектом конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»11.

     Как глава государства Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и государственной целостности.

     Данные  функции Президента реализуются не только в сфере внешней политики, руководство которой он осуществляет, но также и во внутригосударственной сфере.

     Следует отметить, что деятельность Президента по защите суверенитета Российской Федерации в ее взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации опирается на целый ряд конституционных полномочий Президента Российской Федерации. Они носят как координационный, так и властный характер.

     Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральных законов и соответствующие меры ответственности данных органов установлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»12.

___________

11 Федеральный  конституционный закон РФ от 21.07.1997 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [текст] (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст.1447 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

12 Федеральный закон РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 19.10.1999. № 206 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 

     2. Полномочия президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти 

     2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти 

     Президент России обладает весьма значительным кругом полномочий. Полномочия Президента изложены в ст.83-90, 107, 111 Конституции РФ13. Их можно объединить в несколько групп: полномочия по формированию федеральных органов государственной власти; полномочия в области законодательства; в области внешних отношений и обороны страны. С содержанием перечисленных полномочий можно ознакомиться по тексту Конституции.

     По  вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы по своей юридической силе бывают нормативными, т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера, и ненормативные, т.е. распространяющие условия на конкретных субъектов правоотношений и имеющие одноразовое применение. Президент России обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.

     Для выполнения своих полномочий Президент  РФ формирует Администрацию. Ее задача – создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с парламентом главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также в Конституционном Суде.

__________

13 Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

           В состав Администрации Президента РФ входит полномочный представитель Президента в Федеральном округе, который является должностным лицом, представляющем Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в федеральном округе14.

Информация о работе Развитие и становление института Президентуры в России