Развитие и становление института Президентуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Несмотря на то, что главы государств хорошо известны в своих странах, а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире, определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием конкретных воплощений этого институт в различных странах и в разные исторические эпохи.
Если обобщить опыт многих стран в разные периоды истории, можно дать следующее определение рассматриваемого института. Глава государства – это институт, представляющий государство. Разнообразие функций главы государства в разных странах вызывает трудности для более точного определения данного института.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие института Президентуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие института президентуры, российская модель президентства….6
1.2 Конституционный статус Президента России……………………………..10
2. Полномочия Президента России: место Президента в системе федеральных органов государственной власти………………………………………………15
2.1 Полномочия Президента РФ по формированию федеральных органов государственной власти………………………………………………………..15
2.2 Отношения Президента РФ с субъектами Федерации и судебной властью………………………………………………………………………….21
2.3 Акты Президента РФ: вопросы гражданства, помилование……………22
Заключение
Глоссарий
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсач в пед готовый.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Полномочия  Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей.

     В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

     Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном

________

14 Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. пособие [текст] / В.В.Никулин. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. – 92 с. 
 

обсуждении  большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.

     Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22.04.1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

     Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписание) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ.

     Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом15, другие органы принимать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

     Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право

_________

15 Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. 30.06.2004. № 137-д // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009. 

распускать  Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного

отклонения  ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст.117)16 и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117 Конституции РФ) . В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

     Государственная Дума не может быть распущена Президентом: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

     Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение  прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное. Этим объясняется, например, тот факт, что возникший в июне 1995 г. кризис, связанный с вынесением недоверия Правительству, завершился взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.

     Конституционно  значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не полностью прекращает свою работу и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.

__________

16 Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.

        Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти».

     Каждодневное  сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

     Отношения Президента и Правительства основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.

     Пока  еще неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции.

     Однако  Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

     Взаимодействие  Президента и Правительства регламентируется Указом, в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие обязательного предварительного согласования с Администрацией Президента РФ.

     К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента. 

     2.2 Отношения Президента  РФ с субъектами  Федерации и судебной властью

     Полномочия  Президента как главы федеративного  государства прописаны в Конституции  РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

     Президент представляет законодательному собранию субъекта Федерации кандидатуру на должность высшего должностного лица, он вправе отрешать от должности это лицо, в определенных случаях распускать законодательное собрание субъекта Федерации. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.

     В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ.

     Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.

     С этими полномочиями тесно связано  и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

     В случае отклонения Советом Федерации  кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела17.

     2.3 Акты Президента  РФ: вопросы гражданства,  помилование

     К числу полномочий Президента относится  решение вопросов гражданства и  предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в Российскую Федерацию, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством Российской Федерации, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

_____________

17  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст] : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

               Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

     Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование  не следует путать с амнистией, право  на которую принадлежит Государственной Думе.

     Конституционный Суд РФ в определении от 11.01.2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке.

Информация о работе Развитие и становление института Президентуры в России