Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, контрольная работа
В данной работе ставится целью рассмотрение следующих вопросов: элиты как общественное явление, классики элитарской теории, научные школы современной элитологии, структура политических элит, современные системы рекрутирования политических элит, основные типологии современных политических элит, современная политическая элита России, региональные элиты в Российской Федерации.
Введение
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.
2. Классики элитистской теории:
а) В. Парето и теория элит;
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.
3. Научные школы современной элитологии:
а) концепции макиавеллистской школы;
б) ценностные элитарные теории;
в) теории демократического элитизма;
г) концепции плюрализма элит;
д) леволиберальные концепции элит.
4. Структура политических элит.
5. Современные системы рекрутирования политических элит.
6. Основные типологии современных политических элит.
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.
8. Региональные элиты в Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы
Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.
Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.
Система
гильдий также имеет свои плюсы
и минусы. К числу ее сильных
сторон относятся уравновешенность
решений, меньшая степень риска при их
принятии и меньшая вероятность внутренних
конфликтов, большая предсказуемость
политики. Главные ценности этой системы
— консенсус, гармония и преемственность.
В то же время система гильдий склонна
к бюрократизации, организационной рутине,
консерватизму, произволу селектората
и подмене формальных критериев отбора
неформальными.
- политическая
элита осуществляет
- экономическая
элита включает крупных
- военная
элита представлена высшим
- бюрократическая
элита представлена высшим
- культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы - формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.
В зависимости от характера внутриэлитных отношений элита подразделяется на:
- объединенная
элита обладает высокой
- разъединенная
элита обладает низкой
К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.
Одной из достаточно содержательных классификаций политической
элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от
степени развитости и соотношения вертикальных (социальная
представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:
1) стабильной
демократической ("
2) плюралистической - высокая представительность и низкая групповая интеграция;
3) властной - низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной - низкие оба показателя.
С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.
Политическое лидерство понимается в отечественной элитологии, как некий собирательный образ людей, осуществляющий специализированную деятельность в государственных структурах и общественно-политических организациях на основе особого доверия. Политическое лидерство стало объектом пристального внимания в современной России, после того как в результате «перестройки» произошла стремительная смена элит. Гласность и плюрализм стали гарантией успешной деятельности новых политических лидеров.
Проблемы
формирования новой элиты являются
едва ли не наиболее сложной задачей
в процессах социально-
В политической истории России XX – начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс – номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.
Немецкий ученый Э.Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты – выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.
Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.
Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».
«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр.
Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента) или положением в структуре власти. Численность правящей элиты не является постоянной.
Основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.
Постепенно
парламентская и
Исследователи замечают еще одну особенность: если в начале 1990-х гг. доля партийных и комсомольских функционеров падала, то затем их удельный вес среди депутатов обеих палат вырос почти до 40%. По истечении 10 лет постсоветского периода причастность к номенклатуре перестала быть пятном на политической карьере. Ряд исследований (С.А.Грановский, Э.Шнайдер) показывают, что фундамент новой российской правящей элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелонов старой советской номенклатуры, передавая новой политической элите специальные знания и опыт, в которых она нуждается.
В составе новой политической элиты России произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.
Информация о работе Региональные элиты в Российской Федерации