Региональные элиты в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, контрольная работа

Описание

В данной работе ставится целью рассмотрение следующих вопросов: элиты как общественное явление, классики элитарской теории, научные школы современной элитологии, структура политических элит, современные системы рекрутирования политических элит, основные типологии современных политических элит, современная политическая элита России, региональные элиты в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.
2. Классики элитистской теории:
а) В. Парето и теория элит;
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”.
3. Научные школы современной элитологии:
а) концепции макиавеллистской школы;
б) ценностные элитарные теории;
в) теории демократического элитизма;
г) концепции плюрализма элит;
д) леволиберальные концепции элит.
4. Структура политических элит.
5. Современные системы рекрутирования политических элит.
6. Основные типологии современных политических элит.
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития.
8. Региональные элиты в Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контр политология.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

     Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности  для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

     Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

     Система гильдий также имеет свои плюсы  и минусы. К числу ее сильных  сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными.  

6. Основные типологии  современных политических  элит

     Сложность типологизации политических элит объясняется их неоднородностью и внутренней дифференцированностью. Дело осложняет и тот факт, что элиты существенно различаются между собой, находясь на разных этапах исторического развития и в различных странах. Свой вклад в усложнение проблемы классификации элит вносит и специфика применяемых для этого исследовательских подходов. Так, в зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: наследственные (аристократия); ценностные (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции); властные (непосредственные обладатели власти); функциональные (профессиональные управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию).     

     Среди элит различают не только правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), но открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды.

     В зависимости от рода деятельности выделяют:

- политическая  элита осуществляет руководство  в сфере разработки и реализации  политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений;

- экономическая  элита включает крупных собственников,  банкиров, глав промышленно-финансовых  групп, владельцев крупных капиталов.      Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты;

- военная  элита представлена высшим генералитетом  страны, она осуществляет профессиональное  руководство сферой обороны;

- бюрократическая  элита представлена высшим слоем  государственных служащих. Осуществляет  руководство организацией выполнения  в масштабах страны принятых  политических решений;

- культурно-информационная  элита представлена крупными  деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы - формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

     В зависимости от характера внутриэлитных отношений элита подразделяется на:

- объединенная  элита обладает высокой степенью  интеграции, в достаточной степени  сплочена. В ней существует низкая  степень межгрупповой конкуренции,  конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции.

- разъединенная  элита обладает низкой степенью  интеграции. В ней существует  острая борьба между различными  группировками за овладение стратегическими  позициями, за сферы контроля  и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников.

         К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

     Одной из достаточно содержательных классификаций политической

элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от

степени развитости и соотношения вертикальных (социальная

представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:

1) стабильной  демократической ("этаблированной") элиты - высокая представительность и высокая групповая интеграция;

2) плюралистической  - высокая представительность и низкая групповая интеграция;

3) властной  - низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной - низкие оба показателя.

     С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

 

7. Современная политическая  элита России: особенности  формирования и  динамика развития

       Политическое лидерство понимается в отечественной элитологии, как некий собирательный образ людей, осуществляющий специализированную деятельность в государственных структурах и общественно-политических организациях на основе особого доверия. Политическое лидерство стало объектом пристального внимания в современной России, после того как в результате «перестройки» произошла стремительная смена элит. Гласность и плюрализм стали гарантией успешной деятельности новых политических лидеров.

     Проблемы  формирования новой элиты являются едва ли не наиболее сложной задачей  в процессах социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в современной России. Противоречивый характер политического развития страны обусловил формирование раздробленности, противостояния разных отрядов элит, движимых групповыми и личными интересами, внутригрупповой политической и экономической борьбой разных его слоев.

     В политической истории России XX –  начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского  «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс – номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

     Немецкий  ученый Э.Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид  контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС.      Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты – выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

     Важным  фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской  власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

        Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».

     «Путинский» этап характеризуется устранением  причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр.

     Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской  многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

     Высшая  политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей  и тех, кто занимает высокие посты  в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента) или положением в структуре власти. Численность правящей элиты не является постоянной.

     Основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные  руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

     Постепенно  парламентская и правительственная  карьеры стали двумя различными путями канализации наверх, что было не характерно для советской элиты, для которой парламентский мандат был соответствующим атрибутом номенклатурного статуса. Теперь же появилась новая  профессиональная группа внутри элиты – избираемые чиновники.

     Исследователи замечают еще одну особенность: если в начале 1990-х гг. доля партийных  и комсомольских функционеров падала, то затем их удельный вес среди  депутатов обеих палат вырос  почти до 40%. По истечении 10 лет постсоветского периода причастность к номенклатуре перестала быть пятном на политической карьере. Ряд исследований (С.А.Грановский, Э.Шнайдер) показывают, что фундамент новой российской правящей элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелонов старой советской номенклатуры, передавая новой политической элите специальные знания и опыт, в которых она нуждается.

     В составе новой политической элиты России произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.

Информация о работе Региональные элиты в Российской Федерации