Роль политической партии в избирательной системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:57, контрольная работа

Описание

Данная работа показывает значительную роль политических партий в становлении избирательного права.

Содержание

* ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Становление и развитие политических партий в России
1.2. Понятие политической партии и особенности её положения в политической системе России
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Политические партии в избирательном процессе
2.2. Приобретение и прекращение статуса политической партии
2.3. Формы участия политической партии в избирательном процессе
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ
* СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КПР.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

- до дня официального опубликования результатов указанных выборов. 

  • Исключение  составляет случай, когда имеет место создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности!

Региональное  отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы:

- по решению  съезда политической партии,

- в случае, предусмотренном  ее уставом - по решению коллегиального  постоянно действующего руководящего  органа политической партии,

- по решению суда,

- в случае  ликвидации политической партии

  Решение о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации и принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов.

  Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Формы участия  политической партии  в избирательном  процессе 

   Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы такие документы, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством РФ о референдумах.

  Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах:

· за выдвинутый ею (или избирательным блоком, в  состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в  депутаты ГД ФС РФ;

· за выдвинутых ею (или избирательным блоком, в  состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты ГД ФС РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;

· за выдвинутого  ею и зарегистрированного кандидата  на должность Президента РФ;

· за выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ;

· за выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ;

· за выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ;

   К тому же на выборах по мажоритарным округам в последнее время все большую роль стали играть так называемый административный ресурс и различные формы скрытого подкупа избирателей (благотворительные фонды кандидатов и т.п.).  
 

Следует отметить, что, как показывает практика, кандидаты, которые были избраны в одномандатных  избирательных округах в качестве независимых (то есть соответствующим  образом позиционировали себя перед  избирателями), в ходе работы в Государственной Думе в большинстве своем утратили свой независимый статус, войдя в ту или иную фракцию.

   Вместе с тем при применении пропорциональной системы на выборах депутатов Государственной Думы должен быть преодолен главный недостаток этой системы – слабая связь депутатов со своими избирателями в регионах. Для этого предлагается усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть, состав которой сокращается до 3 (или менее) человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов, не может превышать 10 миллионов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать части субъекта Российской Федерации, на территории которого численность зарегистрированных избирателей превышает 3 миллиона, при этом численность зарегистрированных избирателей на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 1,5 миллиона. Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, не допускается. Политическая партия, избирательный блок вправе образовать региональную группу кандидатов для избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

   Соответственно, при неизменности существующего порядка распределения депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов, должна быть изменена методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов. В отличие от процедуры, предусмотренной ныне действующим Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, новая методика для определения числа мандатов, причитающихся региональной группе кандидатов, берет за основу долю голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на соответствующей территории, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Региональные группы федерального списка кандидатов располагаются в порядке убывания указанной доли голосов и депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов в установленной последовательности.  
 

Если после  этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, такие мандаты распределяются между региональными группами кандидатов пропорционально полученному ими числу голосов избирателей с использованием второго избирательного частного.

  Приведенный способ распределения депутатских мандатов, в отличие от методики, применяемой на прошедших выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, позволяет избежать неравномерного распределения депутатских мандатов, когда большинство мандатов получает одна или несколько региональных групп. Практически предлагаемый новый способ распределения депутатских мандатов приводит к представленности в Государственной Думе избирателей всех регионов Российской Федерации.

  При этой модернизированной пропорциональной системе можно оставить неизменным уже установленный Федеральный законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” семипроцентный заградительный пункт при условии, что в Государственной Думе должно быть представлено не менее четырех политических партий, избирательных блоков.

  Также предлагается усилить при использовании данной системы гарантии получения эфирного времени и печатной площади региональными группами кандидатов.

 Кроме того, предлагается скорректировать существующий порядок финансирования предвыборной деятельности политических партий, избирательных блоков, в связи с чем предусмотреть право региональных групп кандидатов, входящих в федеральный список кандидатов, создавать собственные избирательные фонды (если возможность этого будет предусмотрена решением съезда политической партии). В качестве варианта предлагается рассмотреть установление порядка, согласно которому политической партии будет предоставлена возможность открывать субсчета своего специального избирательного счета в регионах.

  Одновременно следует закрепить порядок, предусматривающий, что если кандидат, включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от депутатского мандата без вынуждающих к тому обстоятельств, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие соответствующий федеральный список кандидатов, лишаются этого мандата. Перечень вынуждающих обстоятельств (к каковым может быть отнесено, например, назначение членом Правительства Российской Федерации) должен быть исчерпывающим образом закреплен в законе о выборах.

Введению такой  системы должны корреспондировать  нормы федерального закона, регулирующего  статус депутатов Государственной Думы, предусматривающие обязательную работу депутатов, избранных по региональным группам, с избирателями соответствующего региона 

 Следует также  отметить возможность повышения уровня государственного финансирования политических партий по результатам федеральных выборов, предусмотренного Федеральным законом “О политических партиях”.Вместе с тем с целью усиления гарантий внутрипартийной демократии представляется необходимым внести в этот закон требование о том, что при проведении тайного голосования в связи с выдвижением списка кандидатов каждый делегат съезда политической партии вправе выразить свое мнение по каждой из кандидатур, внесенных в список.

 Кроме того, при применении такой системы можно предусмотреть выдвижение независимых кандидатов, которые могли бы конкурировать в субъектах Российской Федерации с региональными группами кандидатов из списков политических партий. При этом избранным может быть признан независимый кандидат, получивший больше голосов, чем любая из региональных групп на соответствующей территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Партии являются существенным элементом политической  системы  общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с  другом  политических  курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных  социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и  государством.  Задача партий  –  превратить  множество  частных   интересов   отдельных   граждан, социальных  слоев,  заинтересованных  групп  в  их  совокупный  политический интерес.

 Через   партии  и  избирательные   системы  происходит  формализация

участия граждан  в политической жизни. Партии принимают  активное  участие  в функционировании механизма политической  жизни. 

Партии  принимают  активное участие в  функционировании  механизма  политической  власти  или  оказывают опосредованное влияние на  него.  Немаловажной  чертой  деятельности  партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их  роль  в формировании политического сознания и культуры.

    Партия  должна  побуждать  к  движению  вперед.   Ей  необходимо  хорошо осмыслить   и   определить   интересы   социальной   группы,   которую   она представляет, она обязана четко  представлять  формы  и  методы  движения  к осуществлению этих  интересов. 

   Партии  должны  постоянно  обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых  профессий,

воспитывать кадры, которые  хорошо  понимают  и  представляют  требования  и нужды людей,  а  также  самостоятельно  оценивать  изменения  в  политике  и принимать  соответствующие  решения.   Партия   должна   не   только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но  и  активно  действовать,  чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

    Политические партии выиграют, если    будут  развиваться    как

демократические  и  плюралистические  организации,  основанные  на  принципе большинства и ответственности. Деятельность  политических  партий  является реальным   показателем   процесса  становления    гражданского  общества, демократизации  политической  системы,  развития   самоуправления.   И  чем результативнее  становится  их  работа,  тем  зрелее  и  прочнее  становится  гражданское общество. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Законы

1. Федеральный  закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ  “О политических партиях”. –  М., 2001. 

2. Федеральный  закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ  “О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации”. – М., 2003.

  • Монографии
 

1. Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях. // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28 ноября 2000 г. – Казань, 2002. 

Информация о работе Роль политической партии в избирательной системе России