Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка
Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"
1. ПОЛИТ. КАК ОБЩЕСТВ. ЯВЛЕНИИЕ. Политика предст. собой сложн. обществ. явление. Понятие было введено Аристотелем. Пол-ка – цивилиз форма общения. Осн. цель (по Аристотелю):достижение наивысшего блага для каждого человека. Сущ. различн. подходы к понят-ю политики:
Деятел-ть в сфере отнош-й между различ-ми общностями, которые реализую свои коренные интересы с помощью нститутов первичной власти
Наука об упр. гос-вом
Сфера деят-ти и взаимодейст-я опред. общ. институт-в и структур, которые определ-т отнош-я граждан с гос-вом (сер. 20в.)
Инструмент выражен-я сущ-ти чел
природы, важнейший способ коллект.
существ-я людейПОЛИТИКА –
2, СТАНОВЛ-Е И РАЗВ-Е ПОЛИТОЛОГИИ
Роль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:
1. демократиз-я общ. жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интнресы (гражданами).4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.Попытки осмысления полит жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. политика выделяется как предмет самостоят-го исследов-я В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1903г. начала работать Америк-я ассоциация полит. наук. В 1948г. ЮНЕСКО рекомен-ет курс полит-гии во все высш уч. Завед-я в своих странах и нач-ет функ-ть Медунар. Ассоц-я пол наук. В 1988-89гг. Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е её как уч. дисциплины. С 20в. она активно разв-ся странах США ЗЕ.Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей.В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия(исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.)Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология
Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.
3.ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДР НАУКАМИ
Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия(исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.)
Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология
Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.
МЕТОДЫ:
Общелогические (анализ, синтез, индукция/дедукция, обобщение и др.)
Научные м-ды – их делят на 2 группы: 1.методы построения эмпирического знания (набл-е, эксперемент, описание); 2. м-ды построения теор. знания (формализация, от абстрактного к конкретному).
Специальные мет-ды: познания в политологии:
(институциональный – для
2.инструменталистская:овладев знаниями, люди способны самостоятельно оценивать и изменять полит. действительность, к тому же полит-гия также вырабатывает рекомендации, которые исп-ся как инструменты.3. прогностическую: прогнозир-т разв-е и последствия полит. процессов, предвидит перспективы полит систем и отношений.
4. Воспитат-мировозр-ая: способствует приобщению личности и общ-ва к демокр. полит. культуре.5. Идеологическая.
4. ПОЛИТ.МЫСЛЬ ДР.ГРЕЦИИ И ДР.РИМА
Если говорить об Античности, то наибольший
вклад внесли Платон и Аристотель,
хотя и ранее в мифологии
1. темократия – это гос. форма
правления, которая основана
3. Демократия – это власть и правления народа.
4. Тирания – власть в обществе одного человека над всеми.
Все 4 формы он рассм-т как отриц-е и считает, что ни одна из них не является совершенной. В противопол-ть данным формам Платон противопоставляет проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как в олигархии), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом.По мнению Пдлатона, гос-во:
1.должно обладать собств. орг-ей и ср-вами защиты;
2. должно осущ-ть системное и
достаточное обесп-е всех
1.ремесленники и земледельцы (терпимость!)
2. воины или стражи (мужество!).
3. философы (мудрость!)
Во главе гос-ва должны быть философы!
Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в таких работах как «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве.Аристотеля интересуют проблемы:
1. происхождение гос-ва: он пытается
обосновать естеств. происх-е
гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда
стремится к общению и
2. Проблема формы гос.
Прав-ым он считает такой строй, при котором преслед-ся общие блага. А неправильным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства:
- монархия (правл-е одлного в интересах всех)
- аристократия (правл-е немн-х, но в интресах всех)
- полития (правл-е многих, но в инт-ах всех)
К неправ-ым относит:
- тирания- олигархия- демократия
3. Проблема гражданина:
Гражданин – тот, кто может учавст-ть в законодат, судебной власти. В противопол-ть гражданам в гос-ве сущ-ют рабы, причём рабство, по его мнению, устан-но самой природой.
4. Аристотель делает попытку разработать науку о политике. Под политикой он понимает упр-е общ-вом через гос-во и упр-е самим гос-вом.
5. ПОЛИТ. ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Хар-ной особенностью полит мысли Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский.
В раннем средневековьи Аврелий Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного –борьба за матер. блага, в которой притесня.ются праведники.Фома Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных. ВЫВОД:1. В эпоху античности мыслители выд-ют много внимания гос-ву, пытаются обосновать наилучшее устройство госва.2. Дают опред-е и вводят в обиход ряд понятий, которыми впоследствии активно пользуется полит. наука.
3. Формир-ся концепция религ-ой
сущ-ти гос-ва и обосн-е
6.ПОЛИТ,МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
В эпоху Возрождения полит мысль представл-на прежде всего в работах Макиавелли. В своём сочинении «ГОСУДАРЬ» и др. произведения он противопоставляет религ-ой концепции гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние которого связано с потребностью обуздать эгоист-ю натуру чел-ка.Наиболее разумной формой гос. устройства Макиавелли считает монархию. При этом монархия рассм-ся им как господство одного чел-ка, который стремиться конституировать и сохранить гос-во. Аысшей целью политики и гос. деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами укрепить сущств-й строй и жизнь страны, как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда, когда монарх будет заб-ся о благе народа. В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли и др. мыслителей этого периода обосн-ся необх-ть устан-я такого обществ. порядка, который основ-ся на равенстве всех членов общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда всех граждани общ. самоупр-ия.
Идеи утопического социализма явились своеобразной формой протеста против тех отношений, которые возн-ли в обществе в связи с перех-м к капит-му строю. В своём разв-и утопич. социализм проходит 3 осн-х этапа:1. утопич. соц-м: 16-18вв: Мльен, Марели2. критич. утопич. соц-м: Сеньсемон, Фурье, Оуэн3. утопич. соц-м рус-х революционеров-демократов.
Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное явл-е, даётся всесторонняя критика бурж. общ-ва в целоми бурж гос-ва в частности.
Гос власть должна иметь след-е права:
-1- право наказать нарушителей закона
-2-право объявл-я войны и
- право уст-ть законы, касающ-ся собств-ти
-5- запрещать вредные учения, которые ведут к нарушению мира и спокойствия внутри гос-ва.
Гоббс считает, что гос власт должна быть
нераздел-ой и суверенной. Он выд-ет 3 вида
гос власти:- монархия-аристократия-
8. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-
Начало становл-я полит мысли Росси связ-ют с во2зн-ем и раз-ем раннефеод гос-ва Киевской Руси. Основные идеи этого период можно свести к следующим:1. укр-е гос власти
2. размышле- на происх-и гос-ва, правомерность госп-ва правящей династии, пути укр-я княж-й власти
3. Идея роли закона как возм-ти избежать взаимного истребления
4.Идея патернализма: княжац-я власть
рассматривалась как власть
В19в. в России получила широкое расп-е идея либерализма, родоначальником которой был Сперанский.
9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РБ.
На влияние полит мысли в Б оказали влияние соц-эк факторы, а также истор развитие, особенности формир-я нац самосознания.