Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 79.45 Кб (Скачать документ)

1. ПОЛИТ. КАК  ОБЩЕСТВ. ЯВЛЕНИИЕ. Политика предст. собой сложн. обществ. явление. Понятие было введено Аристотелем. Пол-ка – цивилиз форма общения. Осн. цель (по Аристотелю):достижение наивысшего блага для каждого человека. Сущ. различн. подходы к понят-ю политики:

Деятел-ть в сфере отнош-й между  различ-ми общностями, которые реализую свои коренные интересы с помощью  нститутов первичной власти

Наука об упр. гос-вом

Сфера деят-ти и взаимодейст-я опред. общ. институт-в и структур, которые определ-т отнош-я граждан с гос-вом (сер. 20в.)

Инструмент выражен-я сущ-ти чел  природы, важнейший способ коллект. существ-я людейПОЛИТИКА – динамич. и сложная сфера общ. жизни, через  которую вырабат-ся обязат. для всех цели, задачи и правила поведения, а также происходит мобилизация  общих ресурсов для реализ. этих целей в жизни.ПОЛИТОЛОГИЯ – наука о политике(politike–общств-й, logos-учение).Объект пол-гии – полит. жизнь общ-ва или пол-ка в целом.Предмет пол-гии – полит. власть, законность её становл-я, функции и изменения.

 

2, СТАНОВЛ-Е И РАЗВ-Е ПОЛИТОЛОГИИ

 

Роль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:

1. демократиз-я общ. жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интнресы (гражданами).4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.Попытки осмысления полит жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. политика выделяется как предмет самостоят-го исследов-я В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1903г. начала работать Америк-я ассоциация полит. наук. В 1948г. ЮНЕСКО рекомен-ет курс полит-гии во все высш уч. Завед-я в своих странах и нач-ет функ-ть Медунар. Ассоц-я пол наук. В 1988-89гг. Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е её как уч. дисциплины. С 20в. она активно разв-ся странах США ЗЕ.Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей.В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия(исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.)Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология

Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.

 

3.ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С  ДР НАУКАМИ

 

Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной  и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия(исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.)

Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология

Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.

МЕТОДЫ:

Общелогические (анализ, синтез, индукция/дедукция, обобщение и др.)

Научные м-ды – их делят на 2 группы: 1.методы построения эмпирического  знания (набл-е, эксперемент, описание); 2. м-ды построения теор. знания (формализация, от абстрактного к конкретному).

Специальные мет-ды: познания в политологии:

(институциональный – для познания  полит институтов, их стр-ры и  взаимод-я; исторический – для  познания полит отношений, институтов  и процессов в контексте прошл,  наст, буд-го; социологический –  для познания соц. обусловленности  политики и её влияния на  общ-ю жизнь; психологический  – для позн-я псих. механ-ов полит поведения людей; сравнительный – для познания одлнотипных полит систем, партий. Режимов… с целью выявления их общих черт и специфики).ФУНКЦИИ:1. познават-я: исследует и объясняет полит. явления, процессы. Обогащает способы и приёмы познания политики.

2.инструменталистская:овладев знаниями, люди способны самостоятельно оценивать и изменять полит. действительность, к тому же полит-гия также вырабатывает рекомендации, которые исп-ся как инструменты.3. прогностическую: прогнозир-т разв-е и последствия полит. процессов, предвидит перспективы полит систем и отношений.

4. Воспитат-мировозр-ая: способствует  приобщению личности и общ-ва  к демокр. полит. культуре.5. Идеологическая.

 

4. ПОЛИТ.МЫСЛЬ ДР.ГРЕЦИИ И ДР.РИМА

 

Если говорить об Античности, то наибольший вклад внесли Платон и Аристотель, хотя и ранее в мифологии просачивались  разные мысли и взгляды. Полит мысль формируется и разв-ся в рамках фил-го мировоззрения, представляет собой одно из направлений философии. Общественно-полит вопросам Платон посвящает «ГОСУДАРСТВО» и «Законы», также диалоги «Политик», «Критий».В хар-ке госва Платон выделяет 4 осн-х формы:

1. темократия – это гос. форма  правления, которая основана на  господстве честолюбивцев.2. Олигархия  – это госп-во немногих над  большинством.

3. Демократия – это власть  и правления народа.

4. Тирания – власть в обществе  одного человека над всеми.

Все 4 формы он рассм-т как отриц-е  и считает, что ни одна из них не является совершенной. В противопол-ть данным формам Платон противопоставляет  проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как в олигархии), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом.По мнению Пдлатона, гос-во:

 

1.должно обладать собств. орг-ей  и ср-вами защиты;

2. должно осущ-ть системное и  достаточное обесп-е всех граждан  необходимыми благами3. должно руководить  дух. деят-ю общества и творчством.Для разделения граждан в гос-ве по группам Платон берёт нравст. кач-ва человека: мудрость, мужество, терпимость. Таким образом, он выделяет 3 группы людей:

1.ремесленники и земледельцы  (терпимость!)

2. воины или стражи (мужество!).

3. философы (мудрость!)

Во главе гос-ва должны быть философы!

Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в таких работах как «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве.Аристотеля интересуют проблемы:

1. происхождение гос-ва: он пытается  обосновать естеств. происх-е  гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда  стремится к общению и общежитию.  Это приводит к образованию  семьи, как 1-ой ступени обр-я  гос-ва, Со временем этого становится  маловато…образуются селения из  нескольких семей…а затем и государства из нескольких селений. Но в отл-и от семей и селений, которые основаны прежде всего на стремл-и продолжительности рода и на отц-ой власти, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы.

2. Проблема формы гос. устройства: в завис-ти от цели, которую ставят правители, Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств.

Прав-ым он считает такой строй, при котором преслед-ся общие блага. А неправильным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства:

- монархия (правл-е одлного в  интересах всех)

- аристократия (правл-е немн-х, но  в интресах всех)

- полития (правл-е многих, но  в инт-ах всех)

К неправ-ым относит:

- тирания- олигархия- демократия

3. Проблема гражданина:

Гражданин – тот, кто может учавст-ть в законодат, судебной власти. В противопол-ть гражданам в гос-ве сущ-ют рабы, причём рабство, по его мнению, устан-но самой  природой.

4. Аристотель делает попытку  разработать науку о политике. Под политикой он понимает  упр-е общ-вом через гос-во и  упр-е самим гос-вом.

 

5. ПОЛИТ. ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Хар-ной особенностью полит мысли  Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский.

В раннем средневековьи Аврелий  Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного –борьба за матер. блага, в которой притесня.ются праведники.Фома Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных. ВЫВОД:1. В эпоху античности мыслители выд-ют много внимания гос-ву, пытаются обосновать наилучшее устройство госва.2. Дают опред-е и вводят в обиход ряд понятий, которыми впоследствии активно пользуется полит. наука.

3. Формир-ся концепция религ-ой  сущ-ти гос-ва и обосн-е верхов-ва  церкви над светской властью  (Средневековье).

 

6.ПОЛИТ,МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

В эпоху Возрождения полит мысль  представл-на прежде всего в работах Макиавелли. В своём сочинении «ГОСУДАРЬ» и др. произведения он противопоставляет религ-ой концепции гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние которого связано с потребностью обуздать эгоист-ю натуру чел-ка.Наиболее разумной формой гос. устройства Макиавелли считает монархию. При этом монархия рассм-ся им как господство одного чел-ка, который стремиться конституировать и сохранить гос-во. Аысшей целью политики и гос. деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами укрепить сущств-й строй и жизнь страны, как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда, когда монарх будет заб-ся о благе народа. В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли и др. мыслителей этого периода обосн-ся необх-ть устан-я такого обществ. порядка, который основ-ся на равенстве всех членов общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда всех граждани общ. самоупр-ия.

Идеи утопического социализма явились  своеобразной формой протеста против тех отношений, которые возн-ли в  обществе в связи с перех-м  к капит-му строю. В своём разв-и  утопич. социализм проходит 3 осн-х  этапа:1. утопич. соц-м: 16-18вв: Мльен, Марели2. критич. утопич. соц-м: Сеньсемон, Фурье, Оуэн3. утопич. соц-м рус-х революционеров-демократов.

Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное явл-е, даётся всесторонняя критика бурж. общ-ва в целоми бурж гос-ва в частности.

Гос власть должна иметь след-е права:

-1- право наказать нарушителей  закона

-2-право объявл-я войны и закл-я  мира-3- право суда

- право уст-ть законы, касающ-ся  собств-ти

-5- запрещать вредные учения, которые  ведут к нарушению мира и  спокойствия внутри гос-ва.

Гоббс считает, что гос власт должна быть нераздел-ой и суверенной. Он выд-ет 3 вида гос власти:- монархия-аристократия-демократия

 

8. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ РОССИИ В 19-20В.

 

Начало становл-я полит мысли  Росси связ-ют с во2зн-ем и раз-ем раннефеод гос-ва Киевской Руси. Основные идеи этого период можно свести к следующим:1. укр-е гос власти

2. размышле- на происх-и гос-ва, правомерность госп-ва правящей династии, пути укр-я княж-й власти

3. Идея роли закона как возм-ти  избежать взаимного истребления

4.Идея патернализма: княжац-я власть  рассматривалась как власть праведная. традиц-я, отцовская. В 14-16вв. в России идёт процесс ликвидации феод. раздробленности, а центром объед-я рус. земель становится Московское княжество.Особое значение приобретает идея обосно-го централиз гос-ва.В 17в. наиболее важной полит проблемой становится проблема власти. Отношение к монархии многоие мыслители этого периода связывают с Просвещением. Важным этапом в развитии Рос-и являлась идея демокр-го преобраз-я общества, сторонниками которой в 19 в. выступили:Добролюбов, Герцен, Чернышевский и т.д Особенностью соц. идей русских революц-в-демократов заключалась в том, что они видели возможность перехода к соц общ-ву через революцией. Основой движущей силой которой должно было бы стать крестьянство! Прообраз соц общ-ва некоторые из революц-ов видели в сельск-й общине, которая в России сохр-сь вплоть до 19в.

В19в. в России получила широкое расп-е идея либерализма, родоначальником которой был Сперанский.

 

9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РБ.

 

На влияние полит мысли в Б оказали влияние соц-эк факторы, а также истор развитие, особенности формир-я нац самосознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"