Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка
Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"
Проблемы соц-полит хар-ра уже нашли отр-е в трудах мыслителей 12в. и закл-сь в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения христ-ва.В работах мыслителей 15-16вв. много внимания уделяется хар-ке прав. регулир-я полит отн-й. Наиольший интерес в этом плане представляют труды Льва Сапеги и Сымона Будного, а также Статуты ВКЛ. В отличие от правосл-х актов рус гос-ва, которые были напр-ны на укр-е абс-ой власти монархов, в Статутах ВКЛ власть Вел Князя огр-сь ограничивалась представ-ми законодат-х органов. В это же время на полит мысль Б-си оказали влияние идеи Европ-го гуманизма. В отл-и от Западно-евр. мыслителей Бел гуманисты огр-ли идею индив свободы интересами общ-го блага, т.е. личность ориентир-сь на служение общ-ву.В общ-но порлит мысли 17-18вв. важно место занимала проблема оразвития бел государственности.В 19в. в Б-си получили распр-е идеи рев-демократов. Основные их идеи были созвучны с рус рев-ми-демократами.На рубеже 19-20вв. соц-полит мысль Б-си испытывает влияние с одной стороны идей Марксизма, с другой стороны, влияние Зап соц-демократии.
10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТ.ВЛАСТИ.
Власть – это возможность заставить или убедить др. чел-ка действовать так, как этого хочется влавствующему.Любая власть предполагает след. условия:
1.наличие не менее 2-х
2. необх-ть приказа, без
3. повиновение приказу
4. наличие опр-х правил, в рамках
которых действует
1). согл-е интересов разл-х соц групп
2). поддержание устан-го функц-я и раз-я соц системы
3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях
4). придание опр-ой
- авторитет- принуждение
СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое от каких-либо сил, абстоят-в и лиц верховенства данного соц. субъекта. Он предполагает, что полит власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные полит позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления. Гос власть имеет особенности:
1).располагает спец-ым
-господство над остальными
- исключительное право на
-хар-ся масштабностью
11. СУБЪЕКТЫ И ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа. Д. Истон рассматривает в качестве легитимной такую систему, которая соответствует "собственным моральным принципам индивида, его собственному пониманию того, что является справедливым и правильным в политической сфере".К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: 1) идеологическую легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; 2) структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового и 3) персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (выразительный аспект идеологии), а с другой - несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов. Другим источником легитимности является политический режим. В числе факторов, способствующих развитию привязанностей индивидов к политическому режиму обычно называют: 1) предоставление доступа к политическому процессу и политическим институтам новым социальным группам и слоям; 2) повышение национального престижа политической системы; 3) установление правильных взаимоотношений между гражданской властью и военными, основанных на подчинении последних первым; 4) внедрение и распространение различного рода символов политической власти и режима: государственных гимна и флага, конституции и других важнейших законодательных актов и т.п; 5) способность политической системы обеспечивать социальное благосостояние своих граждан.Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Довольно часто выделяют просто 2 осн группы субъектов полит власти:1.с оц общности2. полит институты
12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.
Элита – это опр-ая группа людей, которая выдел-ся среди граждан в силу образованности и несёт отв-ть за судьбу отечества.
Теория элит была сформулир-на в нач. 20в. в трудах итальянск учёных Паретта и МоскаОсн-ые полож-я их теории:
1. общ-во дел-ся на привелиг-ое влавств-е меньшинство и пассивное большинство (в основе лежит естеств-ое нер-во людей…).
2. элита предст-ет собой
3. предназн-е элиты состоит в
том, чтобы прин-ть важные
полит власть предпол-т сущ-е особой группы, члены которой занимают ключевые места центр-х орг-ов власти или опр-х общ-х влияний;
в реальной полит практике имеет место отчуждение от принятых гос реш-й, т.е. власть народа и упр-е народа разделены
принятие некотор-х решений
выработка и принятие многих полит решений требует спец профес знаний.
Являясь субъектом власти, полит элита должна быть легитивной. Большинство элиты могут приходить к власти в рез-те таинств-го захвата власти. ФУНКЦИИ полит элиты след-ие:
- актуализ-ия интересов опр-ой соц группы, претворение интересов этой группы в реальную практику
- достж-е общегос целей
- защита интересов, ценностей,
идеалов, которые разд-ют
13. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ПОЛИТ ЛИДЕРСТВА.
Имея огромное значение для определения
успеха и направленности политических
процессов, этот вид политической деятельности
соединяет в себе важнейшие, существенные
черты политики: власть, авторитет,
влияние, руководство, выражение и
представительство интересов. Смысл
этого явления заключается в
осуществлении авторитетного
14. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТ ЛИДЕРСТВА.
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов.По классификации, введенной М. Вебером, власть может быть:- традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм традиции и ритуала. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов;- легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей;
- харизматическая власть и
Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, из дальновидности и решительности, проявленных в критические моменты истории и др. Типология лидерства также нашла отраж-е в трудах Парето, Кагемана…и др.Личность станов-ся полит лидером при наличии не только опр-х условий, но и нравст-но псих черт, хар-ых для человека, а именно:
1).умение общ-ся с гражданами,
убеждать и тем самым
3).сохранение полит имиджа в любой ситуации.Функции полит лидерства:
коммуникат-ая
мобилизац-ая
организац-управ-я
интегративная
В совр условиях набл-ся новые тенденции в разв-и полит лидерства:
1).более выс требов-я к полит культуре, к профес-ым кач-вам лидера;
2). повыш-е отвтст-ти лидеров не только за страны, где они действуют, но и за судьбу мирового сообщ-ва
3).особая концентрация
15. ПОЛИТ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТР-РА, Ф-ЦИИ.
Полит система явл-ся одной из систем общ-ва наряду с соц-эк,. дух, но она имеет свою спцифику, которая опр-ся чел. деятельностью. Через полит сис-у общ-ва осущ-ся власть, прин-ся реш-я, обязат-е для всего общ-ва и каждой системы. Полит система явл-ся надстройкой общ-ва и имеет относ-ю самостоятельтность, которая предопределяется наличием спец механизма взаимодействия структ-х элементов и функций.Полит сис-ма общ-ва – это система полит институтов и орг-й полит идей, взглядов, полит нравств-х и правовых норм, традиций, избир-го права и избир системы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью которых осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё.Функции полит с-мы:1. опр-е целей и задач общ-ва, разработка программ его деят-ти 2.мобилиз-я инф-ых ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц полит целей и задач 3.полит соц-ция общ-ва, формир- полит созн-я граждан
4.полит связь элементов
В стр-ре полит системы выделяют след-щие осн-ые элементы:
1).полит институты и орг-ции
2).полит-правовые нормы
3)полит-правовые отн-я
4)полит созн-е и полит культура
5) избир систеиа.
16. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. СМИ.
Типология политической системы как универсальной, многоуровневой yпpaвляющeй системы общества определяется по целому ряду признаков. Политические системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.Политическая система гарантирует элементарный порядок в стихни человеческого общежития и позволяет индивидам удовлетворять их потребности и интересы.
В политической системе функции информирования выполняют специальные средства, которые называют СМИ. СМИ — сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа.СМИ — важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; корреляции социально-политических отношений; распространения господствующих в обществе политических и культурных ценностей; мобилизации; рекламы; развлечения и др.
Выполнение перечисленных