Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 79.45 Кб (Скачать документ)

Проблемы соц-полит хар-ра уже  нашли отр-е в трудах мыслителей 12в. и закл-сь в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения христ-ва.В работах мыслителей 15-16вв. много внимания уделяется хар-ке прав. регулир-я полит отн-й. Наиольший интерес в этом плане представляют труды Льва Сапеги и Сымона Будного, а также Статуты ВКЛ. В отличие от правосл-х актов рус гос-ва, которые были напр-ны на укр-е абс-ой власти монархов, в Статутах ВКЛ власть Вел Князя огр-сь ограничивалась представ-ми законодат-х органов. В это же время на полит мысль Б-си оказали влияние идеи Европ-го гуманизма. В отл-и от Западно-евр. мыслителей Бел гуманисты огр-ли идею индив свободы интересами общ-го блага, т.е. личность ориентир-сь на служение общ-ву.В общ-но порлит мысли 17-18вв. важно место занимала проблема оразвития бел государственности.В 19в. в Б-си получили распр-е идеи рев-демократов. Основные их идеи были созвучны с рус рев-ми-демократами.На рубеже 19-20вв. соц-полит мысль Б-си испытывает влияние с одной стороны идей Марксизма, с другой стороны, влияние Зап соц-демократии.

 

10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  И ФУНКЦИИ ПОЛИТ.ВЛАСТИ.

 

Власть – это возможность  заставить или убедить др. чел-ка действовать так, как этого хочется  влавствующему.Любая власть предполагает след. условия:

1.наличие не менее 2-х субъектов

2. необх-ть приказа, без которого  власть немыслима

3. повиновение приказу

4. наличие опр-х правил, в рамках  которых действует повилевающий  и подчинённый.Проблема власти – это осн-я проблема пол-ки. В пол-ке власть необх-ма для того, чтобы согласовать интересы и потребности разных соц. групп и полит институтов и тем самым найти баланс интерсов разл-х субъектов общ-ва.Полит власть реализ-ся для выполнения опр-х целей и задач:

1). согл-е интересов разл-х соц групп

2). поддержание устан-го функц-я  и раз-я соц системы

3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях

4). придание опр-ой направленности  соц отнош-ям в соотв-ии с целями общ-ва и госп-щей группыХар-ми чертами полит власти явл-ся:- суверенитет- воля

- авторитет- принуждение

СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое  от каких-либо сил, абстоят-в и лиц  верховенства данного соц. субъекта. Он предполагает, что полит власть не может быть разделена между  субъектами, занимающими разные полит  позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления. Гос власть имеет особенности:

1).располагает спец-ым аппаратом  упр-я, который распр-ся на тер-ию, обоз-ую гос границей.2).имеет возмож-ть  исп-ть законнозакрепл-ое насилие  через органы безопасности, армию.,полицию и др. А также:

-господство над остальными органам  власти

- исключительное право на нормотворчество

-хар-ся масштабностью ресурсов  и полномочий

 

11. СУБЪЕКТЫ И ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ  ВЛАСТИ

 

Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку  народа. Д. Истон рассматривает в  качестве легитимной такую систему, которая соответствует "собственным  моральным принципам индивида, его  собственному пониманию того, что  является справедливым и правильным в политической сфере".К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: 1) идеологическую легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; 2) структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового и 3) персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (выразительный аспект идеологии), а с другой - несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов. Другим источником легитимности является политический режим. В числе факторов, способствующих развитию привязанностей индивидов к политическому режиму обычно называют: 1) предоставление доступа к политическому процессу и политическим институтам новым социальным группам и слоям; 2) повышение национального престижа политической системы; 3) установление правильных взаимоотношений между гражданской властью и военными, основанных на подчинении последних первым; 4) внедрение и распространение различного рода символов политической власти и режима: государственных гимна и флага, конституции и других важнейших законодательных актов и т.п; 5) способность политической системы обеспечивать социальное благосостояние своих граждан.Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Довольно часто выделяют просто 2 осн группы субъектов полит власти:1.с  оц общности2. полит институты

 

12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.

 

Элита – это опр-ая группа людей, которая выдел-ся среди граждан  в силу образованности и несёт  отв-ть за судьбу отечества.

Теория элит была сформулир-на в  нач. 20в. в трудах итальянск учёных Паретта и МоскаОсн-ые полож-я  их теории:

1. общ-во дел-ся на привелиг-ое влавств-е меньшинство и пассивное большинство (в основе лежит естеств-ое нер-во людей…).

2. элита предст-ет собой сплоченную  орг-ую группу, которая отл-ся  особыми псих и соц-псих кач-вами

3. предназн-е элиты состоит в  том, чтобы прин-ть важные полит  решения 4. отнош-я между элитой  и гражданами носит хар-р подчинения 5. в ходе борьбы за власть  происх-т формиров-е и смена  элит Возн-е элит обусл-но след-ми факторами:

полит власть предпол-т сущ-е особой группы, члены которой занимают ключевые места центр-х орг-ов власти или опр-х общ-х влияний;

в реальной полит практике имеет место отчуждение от принятых гос реш-й, т.е. власть народа и упр-е народа разделены

принятие некотор-х решений иногда ограничивается короткими сроками, что огран-ет возможность консультир-я  полит суб-ов

выработка и принятие многих полит  решений требует спец профес знаний.

Являясь субъектом власти, полит элита должна быть легитивной. Большинство элиты могут приходить к власти в рез-те таинств-го захвата власти. ФУНКЦИИ полит элиты след-ие:

- актуализ-ия интересов опр-ой  соц группы, претворение интересов этой группы в реальную практику

- достж-е общегос целей

- защита интересов, ценностей,  идеалов, которые разд-ют гражд-кое  общ-во

 

13. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ПОЛИТ ЛИДЕРСТВА.

 

Имея огромное значение для определения  успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и  представительство интересов. Смысл  этого явления заключается в  осуществлении авторитетного руководства  в сфере политики. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между  людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих  последователей и в силу этого  обладают престижем и влиянием, а  другие - отдают им добровольно часть  своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного  представительства и реализации.В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, основанная на доверии.Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству - противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет.

 

 

14. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТ ЛИДЕРСТВА.

 

Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства  предполагают и многообразие его  типов.По классификации, введенной М. Вебером, власть может быть:- традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм традиции и ритуала. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов;- легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей;

- харизматическая власть и лидерство  - специфический тип руководства,  смысл которого - в особой связи  между лидером и его последователями,  когда он чувствует себя призванным  для осуществления определенной  цели, а они убеждены в наличии  у него особых исключительных  качеств, способности преодолеть  любые трудности, предвидеть на  много лет вперед.

Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, из дальновидности и решительности, проявленных в  критические моменты истории  и др. Типология лидерства также  нашла отраж-е в трудах Парето, Кагемана…и др.Личность станов-ся полит лидером при наличии не только опр-х условий, но и нравст-но псих черт, хар-ых для человека, а именно:

1).умение общ-ся с гражданами, убеждать и тем самым завоёвывать  себе сторонников;2).наличие программы  действий;

3).сохранение полит имиджа в  любой ситуации.Функции полит лидерства:

коммуникат-ая

мобилизац-ая

организац-управ-я

интегративная

В совр условиях набл-ся новые тенденции  в разв-и полит лидерства:

1).более выс требов-я к полит культуре, к профес-ым кач-вам лидера;

2). повыш-е отвтст-ти лидеров не только за страны, где они действуют, но и за судьбу мирового сообщ-ва

3).особая концентрация внимания  на пол, соц-эк, дух проблемах, от которых зависит реализ-ия прав и свобод человека.

 

15. ПОЛИТ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТР-РА, Ф-ЦИИ.

 

Полит система явл-ся одной из систем общ-ва наряду с соц-эк,. дух, но она  имеет свою спцифику, которая опр-ся чел. деятельностью. Через полит сис-у общ-ва осущ-ся власть, прин-ся реш-я, обязат-е для всего общ-ва и каждой системы. Полит система явл-ся надстройкой общ-ва и имеет относ-ю самостоятельтность, которая предопределяется наличием спец механизма взаимодействия структ-х элементов и функций.Полит сис-ма общ-ва – это система полит институтов и орг-й полит идей, взглядов, полит нравств-х и правовых норм, традиций, избир-го права и избир системы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью которых осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё.Функции полит с-мы:1. опр-е целей и задач общ-ва, разработка программ его деят-ти 2.мобилиз-я инф-ых ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц полит целей и задач 3.полит соц-ция общ-ва, формир- полит созн-я граждан

4.полит связь элементов системы  5.укрепл-е общ-полит строя, обесп-е  его безопасн-ти 6. нормотворчество7.легитивность полит системы.

В стр-ре полит системы выделяют след-щие осн-ые элементы:

1).полит институты и орг-ции

2).полит-правовые нормы

3)полит-правовые отн-я

4)полит созн-е и полит культура

5) избир систеиа.

 

16. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. СМИ.

 

Типология политической системы как  универсальной, многоуровневой yпpaвляющeй системы общества определяется по целому ряду признаков. Политические системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); по­литическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.Политическая система гарантирует элементарный порядок в стихни человеческого общежития и позволяет индивидам удовлетворять их потребности и интересы.

В политической системе функции  информи­рования выполняют специальные средства, которые называют СМИ. СМИ — сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа.СМИ — важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; корреляции социально-политических отношений; распространения господствующих в обществе политических и культурных ценностей; мобилизации; рекламы; развлечения и др.

Выполнение перечисленных функций  позволяет СМИ оказывать влияние  почти на все сферы и институты  общества, сконцентрировать в своих  руках значительную политическую, так  называемую «четвертую», власть. По своим  возможностям СМИ - это орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия  на человека, общество и государ­ство.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"