Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка
Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"
17. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
П.р. – совокупность наиболее приёмов, способов и методов осуществления политической власти, создающий в целом определённый устойчивый климат, определяющий возможности функционирования всех политических институтов и субъектов политики.Тоталитаризм – полит режим, характеризующийся всеобщим вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Черты: 1) абсолютная концентрация власти, кот. реализуется через гос механизм и предтавляет собой этатизм (вмешательство гос-ва в эк, полит и дух жизнь граждан) 2) однопартийная система, недопуск в полит жизнь каких-либо других полит и общественных организаций
3) наличие общественно-
4) наличие гос организационного
террора, основанного на
18. ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ , ПРИНЦИПЫ.
Термин «демократия» переводится буквально «власть народа». По словам американского президента А. Линкольна, демократия - «правление народа, избранное народом и для народа». В современной научной литературе данный термин чаще всего употребляется в двух значениях -как форма правления и как политический режим. Демократия-политический режим, при котором установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа в управлении государством. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гражданина, приоритет правовых методов отправления и смены власти. Демократический политический режим характеризуется следующими принципами', признанием народа первоисточником и перво-носителем власти; реализацией власти в интересах народа; обеспечением равных прав всех граждан перед законом на участие в управлении делами общества и государства; систематической выборностью, подотчетностью, сменяемостью органов государственной власти; наличием механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютным приоритетом правовых методов отправления и смены власти; соблюдением принципа разделения властей в системе государственной власти; наличием у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; верховенством закона во всех сферах жизни общества; наличием политического плюрализма и конкуренции мнений. Откуда проистекают недостатки демократии? Отрицать их существование было бы неверно. К ним относятся возможная тирания большинства и конфронтация, непрофессионализм власти и ее способность на непродуманные и резкие социальные перемены. Растущая социальная, идейно-политическая дифференциация общества может привести к такому плюрализму, при котором весьма трудно определить то большинство, чью волю должна воплощать власть. Однако каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы осуществления власти в распоряжении человечества пока нет. Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладал способностью к самоограничению. Все это приобретается в результате длительного исторического опыта. Речь идет о совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии. Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, многоукладная рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. В то же время, отдавая предпочтение конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Соц. предпосылки демократии тесно связаны с экон-кими и явл-ся как бы их следствием.
19. РОЛЬ ВЫБОРОВ В ПОЛИТ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Одним из элементов формирования и
функционирования политической системы
государства являются политические
выборы, т.е. способ формирования органов
государственной власти и управления
обществом с помощью выражения
политической воли граждан в соответствии
с действующей избирательной
системой. Избирательное право-
20. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИХ ТИПЫ
Избир. система – это порядок
организации и проведения выборов,
закрепленный в юридических нормах,
способы определения
21. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РБ.
Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики устанавливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.
22.ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТ. СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Гос-во - продукт внутренней эволюции об-ва, это орг-ция публичной власти, кот обладает суверенитетом, дейст-вует на опред тер-рии и подчиняет себе все нас-ние, прожи-вающее на этой тер-рии. Оно появилось в рез-те разложе-ния родоплеменного строя, постепенного обособления от об-ва слоя вождей, их приближенных и сосредоточения у них управленческих ф-ций, рес-сов власти и соц привилегий. Патриархальная теория рассматривает гос власть как институт опеки, появившейся в рез-те естест и органич сое-динения родов в племена, племен — в более крупные общ-сти. Теократическая концепция связывает возникновение гос-ва с божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, сущ-щие власти от Бога установлены». Известный философ и богослов Ф. Аквинский считал, что процесс создания гос-ва похож на сотворение мира Богом. Договорная концепция выводит гос-во из добровольного соглашения м/у правителями и подданными, заключенного в целях орг-ции общ жизни. Основными признаками любого гос-ва явл суверенитет, тер-рия, нас-ние, а также наличие публичной власти, отделенной от об-ва и осущ-емой профессионалами-управленцами, монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание зако-нов, рег-щих жизнь общ-ва, легитимное физиическое наси-лие. Ф-ции гос-ва -это основные направления его деят-сти по выполнению им своего предназначения. В ф-циях гос-ва и проявляются его сущ-сть, взаимодействие с об-вом. Ф-ции гос-ва разделяются на внутренние и внешние.К внутр относятся: полит, правовая, организаторская, экон, соц, образовательная, культ-воспитательная, экол, инфо, идеологическая.Полит ф-ция связана с орг-цией и осущ-нием гос власти, реализацией осн направлений внутр и внеш политики, выработкой программно-стратегических целей и задач развития об-ва. Правовая ф-ция заключается в установ-лении правовых законов и норм, обеспечении прав и свобод гр-н в осущ-нии независимого и эффективного правосудия. Организаторская функция состоит в преемственности и взаимодействии органов гос власти, осущ-нии контроля за испол-нием принятых решений.Экон ф-ция проявляется в упр-нии гос сектором эк-ки, опре-делении круга и правового статуса собственников, рег-нии хоз отношений, выработке и осущ-нии налоговой политики, выделении кредитов, создании наиболее благоприятных условий для развития отеч пр-ва, обеспечении соц-экон стабильности. Соц ф-ция предполагает рег-ние соц отношений, заботу об удовлетворении потребностей людей в работе, пище, жилье, образовании, здоровье, поддержку престарелых, инвалидов, безработных и т.д.Образователь-ная ф-ция предусматривает обеспечение права гр-н на образование. Культурно-воспитательная ф-ция направле-на на обеспечение права гр-н на участие в культ жизни. Экол ф-ия состоит в природоохранении и рац испол-нии прир рес-сов. Инфо ф-ция связана с деят-стью по обеспечению права гр-ан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевре-менной инфо. Идеолог ф-ция проявляется в пропаганде нац ценностей, достижении единства и согласия об-ва.Внеш ф-ции гос-ва включают в себя: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защиту интересов гос-ва на междунар арене; развитие взаимовы-годного сотрудничества с др странами; участие в решении глоб проблем чел-ва и др.
23 ФОРМЫ ГОСУД-ГО ПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАК-КА
Форма правления-организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограниченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и достаточно широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и такой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской монархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы государства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только представительскими функциями. В реальной жизни конституционные монархии мало чем отличаются от республик.В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга разным распределением функций и полномочий между президентом и парламентом.В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представительный и законодательный орган государства - избирается гражданами страны.
24. ФОРМЫ АДМИН.-ТЕРРИТ. УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
Гос-территориальное устройство -
это национально-
26. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И
Правовое государство - это такое государство, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового государства известны. К ним относятся: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разделения властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, их законностью.Гражданское общество - сов-сть самодеятельных, негосударственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, экономически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.Гражданское общество -модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самостоятельных самодеятельных структур. Структуру гражданского общества составляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь (там, где она отделена от государства), органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступающая посредником между человеком и государством.