Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка
Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"
36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ В СИСТЕМЕ ОСНАВНЫХ ПОЛИТ ИДЕОЛОГИЙ.
Социал-демократическое
37. КУММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
Социолизм-одно из крупных течений 19 – 20 в. По одним источникам, впервые термин «социализм» употребил в 1822 г. англичанин Э. Каупер, по другим — француз П. Л еру, который в опубликованной в 1834 г. статье «Индивидуализм и социализм» пишет, что выдумал этот термин в 1814 г. Учение о социализме развивалось в двух направлениях: коммунистическом.и социал-демократическом.
Марксизм-ленинизм предпринял попытку научно объяснить и обосновать:
Неизбежность и историческую обусловленность смены капитализма социализмом, переход общества к коммунизму.
Историческую неизбежность социалистической революции как условия перехода от капитализма к новому общественному строю. Она может осуществляться как мирным, так и немирным путем и охватывает период от завоевания власти рабочим классом до построения социализма.
Необходимость переходного периода от капитализма к социализму. В этот период в обществе сохраняются, сочетаются принципы, экономические отношения как капитализма (товарно-денежные отношения, многоукладная экономика и др.), так и зарождающегося социализма.
Необходимость нахождения в переходный период политической власти и государства в руках рабочего класса и трудового крестьянства, установления их политического господства — диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата — необходимое условие и средство для построения социализма и перехода к полному коммунизму, при котором данные политические институты отомрут.
Всемирно-историческую роль (миссию) рабочего класса и его коммунистической партии как главной созидательной силой общества в переходный период.
39. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПЛИТ КУЛЬТУРЫ.
Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человечества. Большинство теоретиков рассматривает культуру как создание, распределение и потребление материальнх и духовных ценностей, прежде всего в области искусства, науки и просвещения. По образному выражению известного русского ученого и богослова П. Флоренского, культура есть среда, растящая и питающая личность. Особенность политической культуры состоит в том, что она представляет собой создание, распределение и потребление политических ценностей. Это — комплекс представлений о мире политики, всей политической жизни ,законах и правилах ее функционирования. В настоящее время известно более 40 определений политической культуры. Суть большинства из них сводится к тому, что политическая культура — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, представлений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Политическая культура есть совокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Структура: исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания и культуру политического участия, политическая символика. Язык. Мифы. Этика. Функции: познавательная (усвоение знаний о политике и политической власти, политических системах и режимах, явлениях политической жизни), коммуникативная (передача из поколений в поколения политического опыта и традиций), Интегративная (достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей), нормативна-регулятивная (регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ценностей), воспитательная (целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение граждан со стороны политических институтов). Политическая социализация - непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и политическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это - процесс становления личности. Люди с высоким уровнем политической социализации активно и действенно участвуют в политической жизни общества, обеспечивая развитие общественных отношений.Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориентиров, первоисточников информации); политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); политической активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политики, характера его институционального взаимодействия с властью, направленного или на поддержание и укрепление существующего общественно-политического порядка, или наоборот). Политически социализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.
40. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
В основу типологизации были положены два критерия: 1) политическая осведомленность граждан и их осознанная или неосознанная вовлеченность в политический процесс; 2) взаимоотношения между властью и обществом, правительством и народом.
Отличительной чертой патриархальной
политической культуры является полное
отсутствие у граждан интереса к
политической жизни. Большие группы
людей не имеют представления
о правительстве, не имеют отношения
к управлению государством, у них
нет широких прав. Между населением
и правительством существует почти
полный вакуум. Развитые политические
институты отсутствуют. В обществе
нет специализированных политических
ролей. Власть носит авторитарный характер.
Такой тип политической культуры
характерен для развивающихся стран.
Активистская политическая культура
характеризуется тем, что граждане
хорошо политически осведомлены
и активно вовлечены в
41. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И СТАДИИ ПОЛИТ ПРОГРЕССА.
Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти. Полит процесс раскрывает эволюцию полит явлений – развитии и изменении их их состояний о врмени и пространстве. Структура полит процесса включает субъекты и объекты политики, полит интересы и отношения, ср-ва и методы полит деятельности.
Полит процесс условно разделяют на 5 осн-х стадий:
-1-определ-е полит приоритетов
-2-включение этих приоритетов в «повестку дня» практической политики
-3-изыскани ресурсов для
-4-принятие полит решений
-5-действия суб. пол. по
1. эволюционные (постепенность и
продуктивность трансформации
2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)
3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неуст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)
4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).
44. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Политический конфликт – это
столкновение противоборство политических
субъектов, обусловленное
Способы:1.отрицание или
2.применение репрессивных мер
по отношению к одной или
всем конфликтующим сторонам. 3.Осуществление
реформ, призванных частично устранить
предпосылки конфликта.4.
45. ПОНЯТИЕ НАЦИИ, ЭТНОС.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: племя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи характерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народность, для капитализма и социализма - - нация. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие этносы, проживающие в Беларуси). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличающиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особенностями быта, традиций и т.п.). К этническим группам в Беларуси можно отнести жителей юго-западного Полесья: полешуков, пинчан. Количественно меньшая, чем основная, коренная часть населения, та или иная этническая общность составляет национальное меньшинство данной страны или входящего в ее состав национально-государственного образования. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Миграционные потоки движутся в направлении с Юга на Север, с Востока на Запад. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран, с одной стороны, создает проблему совместного проживания различных народов, а с другой — проблему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третьего» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств (аф-ро-европейцев, афро-американцев и др.) в новой стране образуют национальные диаспоры, конфессиональные общины, часто -- весьма многочисленные. Формируется по сути новый тип транснациональных сообществ. Это также\порождает новые межэтнические проблемы.Быстрый рост народонаселения «третьего мира» и падение рождаемости в развитых странах нарушили демографическое равновесие планеты и породили проблему межэтнического характера. Демографические процессы не только серьезно меняют этническую карту планеты (ожидается, что через 10—12 лет численность населения в Европе и Африке сравняется), но и ведут к глобальным сдвигам социального характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обеспечением необходимых условий существования больших масс людей. Выделились обширные зоны (прежде всего в Африке, Латинской Америке, отчасти - в Азии), над которыми нависла угроза маргинализации. Порождает новые противоречия и ликвидация ошибок, допущенных в области национально-государственного устройства. Нации формировались в разное время и в разных условиях.