Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 79.45 Кб (Скачать документ)

 

36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ В СИСТЕМЕ  ОСНАВНЫХ ПОЛИТ ИДЕОЛОГИЙ.

 

Социал-демократическое движение зародилось во 2-й половине XIX в., развивалось лараллельно с марксизмом, имеет с ним одни и те же исторические причины и теоретические источники возникновения, как и достижение единой цели - построение социализма.. Составной частью концепции демократического социализма является политическая демократия. Она включает в себя наличие многопартий­ности, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяе­мость у руля государства в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, гласность, демократический контроль над государственным аппаратом, привлечение граждан к участию в управлении, основные права человека, независимость судов и судей, свободу печати, постоянный диалог власти и оппозиции, создание условий для изменения решений, принятых большинством, если они оказались ошибочными. Социал-демократы - сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социаль­ной жизни в интересах всего общества. Государственное вмешательство в экономику имеет своей целью нейтрализацию негативных последствий капитализма

 

 

37. КУММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

 

Социолизм-одно из крупных течений 19 – 20 в. По одним источникам, впервые  термин «социализм» употребил в 1822 г. англичанин Э. Каупер, по другим —  француз П. Л еру, который в  опуб­ликованной в 1834 г. статье «Индивидуализм и социализм» пишет, что выдумал  этот термин в 1814 г. Учение о социализме развивалось в двух направлениях: коммунистическом.и социал-демократическом.

Марксизм-ленинизм предпринял попытку  научно объяснить и обосновать:

Неизбежность и историческую обусловленность  смены капитализ­ма социализмом, переход общества к коммунизму.

Историческую неизбежность социалистической революции как условия перехода от капитализма к новому общественному  строю. Она может осуществляться как мирным, так и немирным путем  и охватывает период от завоевания власти рабочим классом до построения социализма.

Необходимость переходного периода  от капитализма к социализму. В  этот период в обществе сохраняются, сочетаются принципы, экономические  отношения как капитализма (товарно-денежные отношения, многоукладная экономика  и др.), так и зарождающегося социализма.

Необходимость нахождения в переходный период политической власти и государства  в руках рабочего класса и трудового  крестьянства, установления их политического  господства — диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата — необходимое  условие и средство для построения социализма и перехода к полному  коммунизму, при котором данные политические институты отомрут.

Всемирно-историческую роль (миссию) рабочего класса и его коммунистической партии как главной созидательной  силой общества в переходный период.

 

39. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПЛИТ  КУЛЬТУРЫ.

 

Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человечества. Большинство теоретиков рассматривает  культуру как создание, распределение  и потребление материальнх и  духовных ценностей, прежде всего в  области искусства, науки и просвещения. По образному выражению известного русского ученого и богослова  П. Флоренского, культура есть среда, растящая и питающая личность. Особенность  политической культуры состоит в том, что она представляет собой создание, распределение и потребление политических ценностей. Это — комплекс представлений о мире политики, всей политической жизни ,законах и правилах ее функционирования. В настоящее время известно более 40 определений политической культуры. Суть большинства из них сводится к тому, что политическая культура — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, представлений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Политическая культура есть совокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Структура: исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания и культуру политического участия, политическая символика. Язык. Мифы. Этика. Функции: познавательная (усвоение знаний о политике и политической власти, политических системах и режимах, явлениях политической жизни), коммуникативная (передача из поколений в поколения политического опыта и традиций), Интегративная (достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей), нормативна-регулятивная (регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ценностей), воспитательная (целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение граждан со стороны политических институтов). Политическая социализация - непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и политическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это - процесс становления личности. Люди с высоким уровнем политической социализации активно и действенно участвуют в политической жизни общества, обеспечивая развитие общественных отношений.Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориентиров, первоисточников информации); политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); политической активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политики, характера его институционального взаимодействия с влас­тью, направленного или на поддержание и укрепление существующего общественно-политического порядка, или наоборот). Политически социализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.

 

40. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

В основу типологизации были положены два критерия: 1) политическая осведомленность  граждан и их осознанная или неосознанная вовлеченность в политический процесс; 2) взаимоотношения между властью  и обществом, правительством и народом.

 

Отличительной чертой патриархальной политической культуры является полное отсутствие у граждан интереса к  политической жизни. Большие группы людей не имеют представления  о правительстве, не имеют отношения  к управлению государством, у них  нет широких прав. Между населением и правительством существует почти  полный вакуум. Развитые политические институты отсутствуют. В обществе нет специализированных политических ролей. Власть носит авторитарный характер. Такой тип политической культуры характерен для развивающихся стран.Подданническая политическая культура отличается высокой политической осведомленностью граждан, их сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности. Они знают довольно много о своем правительстве и возлагают на него определенные надежды. Но сами ведут себя как пассивные наблюдатели, как подданные, это — культура подчинения. Между правительством и народом существует связь, но она односторонняя, исходящая от правительства. Граждане верят власти, верят в то, что она неспособна ни на какие необдуманные «перестройки» и «реформы», которые могли бы отрицательно сказаться на их социальном статусе. Вот почему сами граждане активного участия в политических действиях не принимают.

Активистская политическая культура характеризуется тем, что граждане хорошо политически осведомлены  и активно вовлечены в определение  государственной политики, активно  участвуют в управлении государством, пытаются влиять на политику. Одни граждане верят власти и убеждены в эффективности  полит с-мы, стремятся сами играть в ней активную роль. Другие, наоборот, не верят власти, находятся к ней в непримиримой оппозиции и стремятся заменить правящий режим. Отдельные из них сознательно не участвуют в политической жизни, например, байкотируют выборы (протестный электорат). Сущ-ют также 1-2, 2-3, 1-3. В качестве оптимальной в цивилизационном плане выделили гражданскую культуру (вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям гос политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно применить и гармонизировать). На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общ жизни в Беларуси складывается патриархально-авторитарный тип полит кул-ры. В условиях доминирования данного типа полит кул-ры сформировалась личность, для которой была характерна соц апатия, покорность, привычка повиноваться, желание жить под «твердой рукой».

 

41. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И СТАДИИ ПОЛИТ ПРОГРЕССА.

 

Полит процесс – это полит  жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов  политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти. Полит процесс раскрывает эволюцию полит явлений – развитии и изменении их их состояний о врмени и пространстве. Структура полит процесса включает субъекты и объекты политики, полит интересы и отношения, ср-ва и методы полит деятельности.

Полит процесс условно разделяют на 5 осн-х стадий:

-1-определ-е полит приоритетов

-2-включение этих приоритетов  в «повестку дня» практической  политики

 

-3-изыскани ресурсов для удовлетворения  насущных и перспект-х интересов  общ-ва

-4-принятие полит решений

-5-действия суб. пол. по реализацииполит  воли гос-ва и интересов общ-ва, оценка их соц эф-ти.Полит процессы могут быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и  продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены  происх-ми переменами) и революционные  (радик-е изменения в общ-ве  с использованием преимущ-но насильств-х  методов и ср-в).

2. открытые (полит курс и проблемы  свободно обсужд-ся общ-ю) и  скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неуст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют изм-я  в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).

 

44. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

 

Политический конфликт – это  столкновение противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей взглядов и ценностей. Чтобы иметь возможность  предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий как типология конфликтов.1. по зонам  и масштабам : внутриполитические (конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, что связано с различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти. Кадровой политики, занятию гос должностей) и межсистемный конфликт (между различными со-политическими системами, что обусловлено различными идеологиями и политикой групп государств «холодная война»).2. по временным характеристикам (долго- и кратковременные).3. по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся).4. по уровню конфликтных отношений, т. е. по степени вовлеченности людей в разрешение противоречий (глубокие и неглубокие (в сознании людей) с нулевой суммой – когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной означает полное поражение другой, с ненулевой суммой – в которых есть хотя бы один способ нахождения взаимного согласия).5. по уровню публичности (в открытой (гласной) форме конфронтации сторон (митинги, забастовки, манифестации) и закрытой, когда властные полномочия оспариваются теневыми способами).6. вертикальные – между различными уровнями власти (органами центрального и местного управления) и горизонтальные – внутри правящей элиты и между ветвями власти (война законов, конституционный кризис, вооруженный конфликт).7. ложный – не имеет реальных причин, вымышлен, надуман.

Способы:1.отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов.

2.применение репрессивных мер  по отношению к одной или  всем конфликтующим сторонам. 3.Осуществление  реформ, призванных частично устранить  предпосылки конфликта.4.попытка  коренного разрешения конфликта  путем устранения его непосредственных  причин.5.достижение компромисса  между конфликтующими сторонами  на основе взаимных уступок.

 

45. ПОНЯТИЕ НАЦИИ, ЭТНОС. 

 

Этнос - исторически сложившаяся  устойчивая совокупность людей, объединенных длитель­ным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: племя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи характерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народность, для капитализма и социализма - - нация. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие этносы, проживающие в Беларуси). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличающиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особенностями быта, традиций и т.п.). К этническим группам в Беларуси можно отнести жителей юго-западного Полесья: полешуков, пинчан. Количественно меньшая, чем основная, коренная часть населения, та или иная этническая общность составляет национальное меньшинство данной страны или входящего в ее состав национально-государственного образования. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Миграционные потоки движутся в направлении с Юга на Север, с Востока на Запад. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран, с одной стороны, создает про­блему совместного проживания различных народов, а с другой — проблему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третьего» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств (аф-ро-европейцев, афро-американцев и др.) в новой стране образуют национальные диаспоры, конфессиональные общины, часто -- весьма многочисленные. Формируется по сути новый тип транснациональных сообществ. Это также\порождает новые межэтнические проблемы.Быстрый рост народонаселения «третьего мира» и падение рождаемости в развитых странах нарушили демографическое равновесие планеты и породили проблему межэтнического характера. Демографические процессы не только серьезно меняют этническую карту планеты (ожидается, что через 10—12 лет численность населения в Европе и Африке сравняется), но и ведут к глобальным сдвигам социального характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обеспечением необходимых условий существования больших масс людей. Выделились обширные зоны (прежде всего в Африке, Латинской Америке, отчасти - в Азии), над которыми нависла угроза маргинализации. Порождает новые противоречия и ликвидация ошибок, допущенных в области национально-государственного устройства. Нации формировались в разное время и в разных условиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"