Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка

Описание

Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук

Работа состоит из  1 файл

все вопросы.docx

— 182.43 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Вопрос 42. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.   
В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним  из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает  политика.  Поэтому прогнозирование  в области политики выступает  в двух видах: внутриполитическое и  внешнеполитическое.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в  различных областях политической жизни  и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

важнейшей задачей прогнозирования  считается выявление перспективных  политических проблем и наилучших  путей их решения в интересах  оптимизации управления политическими  процессами, а также предвидение  тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типология политических прогнозов  - в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают  прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который  рассчитан прогноз – различают  оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

 Принципы:

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при  разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления  развития объекта, разные варианты превращения  имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

методы– экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Экстраполяция – это  ведущий метод прогнозирования  будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это  метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. . Понятие «модель» обычно используется в двух смыслах:

? в широком смысле под моделью понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме;

? в узком смысле понятие «модель» применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощью другой, более привычной, когда хотят непонятное свести к понятному.

Способность так или иначе отображать действительность является общим свойством всех моделей. Кроме того, модель всегда проще тех явлений, которые она отображает и объясняет. Именно в этом и заключается суть моделирования – представлять сложные для анализа объекты в простом, схематичном виде, облегчая тем самым задачу понимания особенностей их строения и функционирования.Основанием для классификации моделей может быть вид языка, на котором они формулируются. Тогда выделяются следующие виды моделей:

 

? содержательные – формулируются на естественном языке;

? формальные – создаются с помощью формальных языков (математических, языков программирования).

Естествознание  и технические науки чаще используют формальные (математические) модели, гуманитарные науки – содержательные. Математическое моделирование хорошо подходит и  для исследования политических процессов.

Любая политологическая модель является моделью объекта, фрагмента  политической реальности.

Когнитивная модель – мысленный образ политического объекта, возникающий в сознании познающего субъекта.

Содержательная  модель – вербализованная копия когнитивной модели.

По функциональному  признаку содержательные модели делятся  на описательные, объяснительные и прогностические. Описательная модель – любое описание политического объекта с использованием естественного языка. Объяснительные модели отвечают на вопрос – почему что-либо происходит? Прогностические модели описывают будущее состояние (поведение) объекта.

Концептуальные  модели – содержательные модели, базирующиеся на определенной концепции, методологической установке к изучению явления. Широко применяются в политологии: либеральная модель демократии, коллективистская модель демократии и т. д.

Выделяют три  вида концептуальных моделей:

1) логико-семантические – их элементами являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта;

2) структурно-функциональные – отражают объект как систему, в которой выделяются отдельные части, связанные между собой: самые крупные (подсистемы), промежуточные (компоненты), самые мелкие (элементы). Структурные связи могут быть представлены в виде схем, чертежей и т. д. (модели политических систем, форм правления и пр.);

3) причинно-следственные – часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объектов.

 

 

Вопрос 43. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Международная политика направлена на решение вопросов выживания  и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой  политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка  в мире.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства  с другими государствами и  народами в соответствии с его  принципами и целями, достигаемыми применением различных средств  и методов. Важнейшее средство внешней  политики — дипломатия.    

В современной мировой политике действует  огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Национальный интерес - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства  в данную эпоху, культурно-историческими  традициями, необходимостью обеспечения  безопасности, защитой населения  от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Международные организации — объединения  межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация  имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации —  объединения государств или государственных  институций, созданные на основе международного договора между государствами или  их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации  — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических  сферах) являются субъекты из разных стран  и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет  иностранным физическим или юридическим  лицам создавать общественные организации  и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Тенденции Глобализации приводят к эрозии государственного суверенитета гос-во перестает существовать игрокам на международной арене

Вопрос 44. Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

 политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

политический процесс  раскрывает как поверхностные, так  и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход  от одного состояния к другому. При  этом важнейшим значением для  политического процесса обладает продолжительность  или краткосрочность временных  периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения  сил, способах принятия решений и  т.д.

он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени  и пространстве. Политический процесс  представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Применительно к обществу показывает, как общество формирует  свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего  содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления  власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных  взаимодействий субъектов, структур и  институтов, связанных теми или иными  специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы  правления.

политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру  осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. явный (открытый) - интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным  внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

в деятельности институтов государства  все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государственных  институтов зависит степень централизации  власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке  целей политического развития. три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления. Второй режим- режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. третий-режим упадка, распада политической целостности.  В данном случае политические изменения  имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы.  В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"