Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка
Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук
Вопрос 42. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.
Прогнозирование обычно понимают
в широком и узком значении.
В широком – это выработка вероятного
суждения о состоянии какого-либо явления
в будущем.
В узком – это специальное научное исследование
перспектив развития какого-либо явления,
преимущественно с количественными оценками
и с указанием более или менее определенных
сроков изменения данного явления. По
выражению Б.И.Краснова «в самом общем
виде прогнозирование – это опережающее
отражение действительности».
Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.
Политические прогнозы
разрабатываются с целью
важнейшей задачей прогнозирования
считается выявление
Типология политических прогнозов - в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
Принципы:
Принцип альтернативности
в данном случае означает, что при
разработке прогноза должны быть предусмотрены,
обоснованы все вероятные направления
развития объекта, разные варианты превращения
имеющейся возможности в
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.
методы– экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.
Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.
Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. . Понятие «модель» обычно используется в двух смыслах:
? в широком смысле под моделью понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме;
? в узком смысле понятие «модель» применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощью другой, более привычной, когда хотят непонятное свести к понятному.
Способность так или иначе отображать действительность является общим свойством всех моделей. Кроме того, модель всегда проще тех явлений, которые она отображает и объясняет. Именно в этом и заключается суть моделирования – представлять сложные для анализа объекты в простом, схематичном виде, облегчая тем самым задачу понимания особенностей их строения и функционирования.Основанием для классификации моделей может быть вид языка, на котором они формулируются. Тогда выделяются следующие виды моделей:
? содержательные – формулируются на естественном языке;
? формальные – создаются с помощью формальных языков (математических, языков программирования).
Естествознание и технические науки чаще используют формальные (математические) модели, гуманитарные науки – содержательные. Математическое моделирование хорошо подходит и для исследования политических процессов.
Любая политологическая модель является моделью объекта, фрагмента политической реальности.
Когнитивная модель – мысленный образ политического объекта, возникающий в сознании познающего субъекта.
Содержательная модель – вербализованная копия когнитивной модели.
По функциональному признаку содержательные модели делятся на описательные, объяснительные и прогностические. Описательная модель – любое описание политического объекта с использованием естественного языка. Объяснительные модели отвечают на вопрос – почему что-либо происходит? Прогностические модели описывают будущее состояние (поведение) объекта.
Концептуальные модели – содержательные модели, базирующиеся на определенной концепции, методологической установке к изучению явления. Широко применяются в политологии: либеральная модель демократии, коллективистская модель демократии и т. д.
Выделяют три вида концептуальных моделей:
1) логико-семантические – их элементами являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта;
2) структурно-функциональные – отражают объект как систему, в которой выделяются отдельные части, связанные между собой: самые крупные (подсистемы), промежуточные (компоненты), самые мелкие (элементы). Структурные связи могут быть представлены в виде схем, чертежей и т. д. (модели политических систем, форм правления и пр.);
3) причинно-следственные – часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объектов.
Вопрос 43. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Международная политика
направлена на решение вопросов выживания
и прогресса человеческого
Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Национальный интерес
- это осознанные потребности государства,
определяемые экономическими и геополитическими
отношениями данного
Международные организации — объединения
межгосударственного или
Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.
Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.
Тенденции Глобализации приводят к эрозии государственного суверенитета гос-во перестает существовать игрокам на международной арене
Вопрос 44. Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).
политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.
политический процесс
раскрывает как поверхностные, так
и глубинные изменения
он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Применительно к обществу показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. явный (открытый) - интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.
в деятельности институтов государства все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государственных институтов зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления. Второй режим- режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. третий-режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.