Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка
Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопрос 36. Понятие политической культуры возникло в рамках западной научной традиции. Формально словосочетание «политическая культура» впервые встречается в труде немецкого просветителя И. Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества». Однако он не дал этому понятию научного определения, тем самым не ввел его в научный оборот. Поэтому понятие «политическая культура» как научная категория возникла лишь в современной политической мысли.
В настоящее время существуют
десятки определений
Современная политология к классическому определению политической культуры, предложенному Алмондом и его последователями, добавила новый компонент — политическое поведение. Политическое поведение есть часть культуры. современное понятие политической культуры объединяет в себе политическое сознание и политическое поведение.
К сфере политического
сознания относятся следующие
степень интереса субъекта к политике;
отношение к политическим институтам;
отношение к другим участникам политического процесса;
готовность принять личное участие в политике;
представление о «правилах политической игры»;
характер политической самоидентификации;
политический язык.
К сфере политического поведения относятся следующие характеристики:
формы и степень участия в политической жизни;
формы и уровень взаимодействия с политическими институтами;
формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества;
тип электорального поведения.
А. И. Соловьев, обобщая различные подходы к понятию политической культуры, определяет ее как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смыслах и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества (68)
функции Политической культуры:
нормативная, задающая субъектам определенные нормыи стандарты политического мышления и поведения;
идентификации, раскрывающая потребность в пониманиисвоей групповой принадлежности;
ориентации, характеризующая стремление субъекта к смысловому отображению политических явлений, своих возможностейпри реализации прав и свобод;
адаптации, выражающая потребность субъекта в приспособлении к существующей политической среде и ее изменениям;
интеграции, обеспечивающая субъекту возможность существования в рамках политической общности, сохранения целостности политической системы;
социализации, характеризующая приобретение субъектом определенных политических знаний и навыков политического поведения;
репродукции, способствующая воспроизводству данной системы политических отношений, преемственности и непрерывности политического процесса;
коммуникации, обеспечивающая саму возможность взаимодействия субъектов и институтов власти на основе общепринятыхтерминов, символов и стереотипов.
Вопрос 38. Традиционно при обращении к теме «политическая культура России» большое внимание отводится особенностям российской цивилизации. Почти все исследователи сходятся в том, что Россия представляет собой особый случай цивилизации, не сводящийся к типичным чертам Запада и Востока, что она является их связующим мостом – «Евразией».
Естественно, что при таком видении возникает вопрос цивилизацонной специфики этого своеобразного континента. В качестве таких особенных черт выделим следующие: само евразийское пространство, занимающее шестую часть суши земного шара; полиэтнический состав населения с многообразием религиозных верований; главенство общины как хозяйственного и социального уклада; православный идеал «Москвы – Третьего Рима»; ведущая миссия государства по цивилизационному оформлению гигантского пространства Евразии; наличие постоянного цивилизационного «вызова» России со стороны экономически более развитого Запада; неизбежные функциональные и духовно-культурные разрывы при решении задач модернизации. Последнее обстоятельство определяет проблемный характер российской цивилизации, что находит, собственно, прямое отражение в ее политической культуре. Ведь именно потому, что Россия вынуждена была догонять Запад вне обычного порядка, заимствуя главным образом технико-организационные формы, раскол между верхами и низами, внутри верхов – приобретал, помимо прочего, политико-культурный, идеологический характер. Отсюда и маятниковый характер российского цивилизационного консенсуса: авторитарно-мобилизационный – авторитарно-охранительный. Верх берут то западники, то традиционалисты.
В самом деле, мобилизационные
реформы ломали вековые устои, выступали
по отношению к народной культуре
как чуждая сила. Более того, реформы,
как правило, вели еще к большему
«тяглу», закрепощению, перенапряжению
народных сил, к еще большей гипертрофии
государства. Поэтому в среде
интеллигенции с неизбежностью
возникли идеологии протеста против
подобного алгоритма: со стороны
славянофилов-почвенников и
Безусловно, самую большую
специфику дала советская форма
российской цивилизации. Казалось, что
именно в рамках социалистического
строя была «снята» указанная
выше проблематичность развития: при
сохранении внутренней социокультурной
специфики страна успешно решала
задачи промышленного роста, первого
этапа научно-технической
Обозначившееся отставание СССР на рубеже 70-80-х годов включило в работу мобилизационный «ген» российской цивилизации. Инициируемая М.С.Горбачевым перестройка по замыслу должна была развязать в рамках социализма творческую инициативу масс, мобилизовать внутренние источники для ускорения экономического роста на базе эффективных технологий. Но реальные шаги перестройки не только не привели к намеченным целям, а обострили ситуацию, послужили детонатором самого глубокого социально-политического сдвига. С 1990-1991 годов начались радикальные экономические и политические реформы. Такой резкий переход привел к социальным конфликтам в социально-культурном поле российской федерации. На глазах разрушались привычная попечительная миссия государства, коллективизм, сложившаяся система профессиональных предпочтений и другие традиционные элементы. К тому же радикальные экономические реформы обнаружили собственную логику избыточности экономических лишений, гипертрофии финансового капитала, резкого социального расслоения. Для многих граждан возник эффект социально-культурной аномии (напряжения), когда они не желают или не могут принять рыночную систему регуляции. В силу этого в российском обществе существует высокий потенциал конфликтности, баррикадного сознания, общего недоверия к новой государственности. Плохое экономическое положение, помноженное на низкую политическую компетентность, подвижность политических установок, правовой нигилизм, заидеологизированность мышления – все это служит реальным препятствием на пути становления демократической политической культуры.
С другой стороны, мобильные слои российского общества демонстрируют образцы экономического успеха, приобщения к продуктивным информационным технологиям, а также модели постмодернистского образа жизни, в особенности в мегаполисах и крупных городах. В ходе общественно-политических изменений большинство в
России приняло в ценностном
аспекте такие важнейшие
Вопрос 39. В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:
1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни;
2) В 70-90-е гг. связь между
модернизацией и развитием
Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие
цели политической модернизации: создание
новых политических институтов для
решения постоянно
Анализ опыта процессов модернизации показал, что они сопряжены с рядом острых кризисов: кризисом идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения и конфликтов.
Кризис легитимности может возникнуть из-за отсутствия признания правомочности правительства принимать и осуществлять наиболее важные решения, притязания отдельных конкурирующих элитных группировок на власть, острых разногласий и конфликтов внутри элиты, а также между элитой и обществом, оспаривания итогов выборов и самих механизмов легитимации власти со стороны оппозиционно настроенных групп.
Кризис участия возникает тогда, когда усиливается массовый протест, не «умещающийся» в традиционные институциональные формы и потому вызывающий радикализацию масс и способствующий применению насилия и его использованию для решения политических проблем.
Кризис проникновения может быть порожден трудностями организации вертикали власти, несрабатыванием механизма исполнения решений на низшем уровне, конфликтом между региональными и политическими элитами.
Кризис разрешения конфликтов базируется на обострении конфликтов переходного общества. В условиях отсутствия эффективных институтов мирного урегулирования и разрешения конфликтов конфликты способны выйти из-под контроля и привести к насильственным столкновениям различных социальных групп.
Очевидно, что эти кризисы в действительности тесно взаимосвязаны друг с другом, кризис распределения способен спровоцировать кризис конфликтов и подорвать легитимность существующих политических институтов. Кризис идентичности может способствовать нарастанию кризиса разрешения конфликтов, а кризис управляемости может подорвать легитимность власти и т. д.
Вопрос 40. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.
Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.