Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, шпаргалка
Основные вопросы по предмету политология, в основном связанно с Беларусью.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура и функции политической системы.
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и теории происхождения государства.
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как разновидность полит. сил. Признаки полит. партии.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная система. Разновидности партийных систем.
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура и функции политической идеологии.
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура и виды международных отношений.
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
Вопросы:
1.Политика как
сфера общественной
2.Структура и функции политики.
3.Политика и мораль.
4. Структура, методы и функции политологии.
5.Античная политическая мысль.
6.Средневековая политическая мысль.
7.Политическая мысль эпохи Возрождения.
8.Политическая мысль Нового времени.
9.Политическая мысль XX века.
10.Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти.
11.Ресурсы власти.
12.Функционирование власти.
13. Легитимность политической власти.
14.Теория политической системы.
15.Политическая система как механизм власти.
16.Структура
и функции политической
17.Типы политической системы.
18.Понятие и типы политических режимов.
19.Понятие и
теории происхождения
20.Признаки и функции государства.
21.Форма государства.
22.Типы государства.
23.Правовое государство и гражданское общество.
24.Президентская власть в Республике Беларусь.
25.Законодательная власть в Республике Беларусь.
26.Исполнительная власть в Республике Беларусь.
27.Судебная власть в Республике Беларусь.
28.Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.
29.Классические теории элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
30.Современная политическая элита: концепции и подходы.
31.Сущность и природа лидерства.
32.Типы лидеров и их функции.
33. Партии как
разновидность полит. сил.
34.Типы и функции политических партии.
35.Партийная
система. Разновидности
36.Непартийные политические силы.
37.Беларусские политические партии и общественные организации.
38.Политический процесс и модернизация.
39.Политическая модернизация в Беларуси: общее и особенное.
40.Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
41.Типы избирательных систем.
42.Выборы как часть политического процесса.
43.Избирательная система РБ.
44.Политическое сознание: понятие, уровни, типы.
45.Понятие, структура
и функции политической
46.Типы политических идеологий.
47.Современные идеологические течения.
48.Политическая культура: сущность, структура, функции.
49.Типы политической культуры.
50.Политическая социализация.
51.Понятие международных отношений и их специфика.
52.Структура
и виды международных
53.Международные организации в структуре ООН.
54.Европейские международные организации.
55.ешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ.
56.Геополитика.
1.Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания. Выделяют наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или целостности общественного организма. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Акцент на борьбе как основной форме политических отношений особенно был усилен в марксизме, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одной личности над массой и т.п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Полит. власть есть реальная способность социальных сил реализовывать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Т.о., политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть полит. отношений, важнейшее конституирующее качество политики. «…Кто занимается политикой, тот стремится к власти», - говорил немец. социолог М.Вебер. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н.Макиавелли, В.Парето, К.Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характ-ся как силовой, директивный. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение. В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе. Обладая такими свойствами, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основными признаками политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранение стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и др. представители системного анализа.
Политика выступает
как организационная и
Политика есть
сфера деятельности, связанная с
отношениями между классами, нациями,
другими социальными группами, имеющая
целью завоевания, организацию и использование
государственной власти, управление социальными
процессами.
2.Структура и функции политики.
Функции политики:
1-ф-ция обеспечения целостности и стабильности общества- политика
осущ. эту ф-цию
благодаря способности
2- управленческая и регулятивная - политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
3- ф. политической жизни - политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
4- ф. мобилизации и эффективности общей деятельности- политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
5- ф. рационализации Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
6-
гуманитарная функция - выражается
в создании гарантий прав и свобод личности,
обеспечении общественного порядка, гражданского
мира и организованности. Успешное выполнение
политикой функций гарантирует преемственность
и поступательность в развитии общества.
3.Политика и мораль.
Спор о нравственности и безнравственности политики имеет долгую историю. Практический смысл проблемы сводится к тому как должны соотноситься цели, средства и результаты полит. д-ти. Можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами? Следует ли во имя. достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь хотя бы одного" ч-ка. Сегодня для него подобные вопросы концентрируются в одном: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?
Политика как сознательная д-ть по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью госуд. власти может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы (класса, элиты) или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали лишь очень редко строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, — такой вариант можно было бы считать идеальным.
Опасность развращения человека властью давно отмечена в истории политической мысли. Сдержать разрушающие и деструктивные начала в политической деятельности человека пытались с помощью морали. Мораль — один из наиболее ранних институтов регуляции взаимоотношений людей. Обязательность моральных норм основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в их истинности. Мораль согласовывает свободу и необходимость, снимает противоречие между личностью и обществом.
Подходы в трактовке соотношения морали и политики:
1 подход - сторонники подчеркивают нерасторжимую связь политики и морали, заложил Аристотель, писавший, что «без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом». Он рассм. политику как социальную этику, нравственную философию, имеющую дело с обязанностями властных структур перед гражданами. На основе ценностей справедливости, красоты, общего блага осуществляется интеграция частных интересов граждан с общей целью всего общества. Совпадение целей и средств осуществляется благодаря таланту правителей. На это указывал и Платон, подчеркивавший, что «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей».
Однако верховенство моральных ценностей, полное подчинение им политики лишают ее возможности оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни, выражать насущные интересы населения. Отрыв политики от реальности может обернуться социальными потрясениями, революциями.
2 подход (новое время Н. Макиавелли) В основе лежала идея разделения политики и морали и признание того, что в каждой из этих сфер действуют свои законы. По мнению Н. Макиавелли, мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил. В своих взаимоотношениях люди руководствуются собственными представлениями о добре и зле, нравственными заповедями, идеалами, считая, что требования идеала универсальны, верны для любых ситуаций.
В политике же, утверждал Н.Макиавелли, господствует целесообразность. Оправдывал применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей в политике. Он — автор основного правила такой безнравственной политики: «Цель оправдывает средства»
Платон отмечал, что «правителям потребуется... нередко прибегать ко лжи и обману — ради пользы тех, кто им подвластен. ... Подобные веши полезны в виде лечебного средства». Однако полезность таких средств в политике, да и не только в ней, весьма сомнительна, поскольку их использование быстро переходит в привычку.
Т. Джефферсон (1743—1826), утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не так-то просто. Ведь власть открывает перед человеком широкие возможности реализации собственного «Я» путем подчинения миллионов других «Я».
М.
Вебер полагал, что особенностью политики
является опора на силу, он «примирял»
мораль и насилие путем разделения сфер
их действия: до принятия политического
решения политик может следовать своим
идейным убеждениям и моральным принципам,
но при принятии решения он должен думать
о его последствиях и результатах, учитывая
реальные обстоятельства.
4. Структура, методы и функции политологии.
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:
1.теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и сод-е политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;