Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:20, контрольная работа
Цель работы – рассмотрение темы современные представления о демократии.
Введение……… ..3
1 Исторические корни и современная база демократического направления политической мысли 4
2 Современные представления о принципах демократии 11
3 Трудности их реализации и основные условия эффективности 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
В системе современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:
1) демократией
называют политическую или
2) форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая демократия;
3) форма
правления, при которой
4) форма
правления, где власть
Существует несколько теорий демократии. Наиболее распространенной из них считается плюралистическая. Демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. Поэтому важно выявить источники и субъекты конфликтов. В плюралистической модели политическая система — слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения. [1, с.156]
Следует упомянуть о разных подходах в анализе демократии. Это — нормативный и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснования ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала. Этот подход исходит из должного и стремится строить в соответствии с ними реальную политическую жизнь.
Второй, описательно-эмпирический подход абстрагируется от идеалов, анализирует демократию в том виде, в каком она существует в действительности.
В плюралистической концепции эти два подхода тесно переплетаются. В концентрированном виде сущность плюралистической концепции выражается в следующем: ни народ, ни личность не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Такой силой является социальная группа. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Представители этой теории: Бентли, Уоллес, Мэдисон и др.
Общие черты плюралистической демократии:
1) признание заинтересованной
2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;
3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
4) забота о формировании
5) поддержка государством
Плюралистическая модель демократии
не единственная в политологии. Учеными
выделена сонсоциативная или согласительная
модель демократии, в наиболее законченной
форме реализованная в
Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:
1) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
2) равноправие граждан.
3) подчинение меньшинства
4) выборность основных органов государства.
Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д. [4, с.133]
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства — суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств — этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.
Принцип большинства осуществляется посредством двух форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непосредственной демократии можно отнести проведение выборов на основе всеобщего избирательного права. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. [4, с.134]
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
Вторая форма —
В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»).
Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Слабости представительной демократии:
1) фактическое отстранение
2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;
3) приоритетное влияние на
4) нарастание в государстве
5) слабая легитимизация власти
вследствие почти полного отчуж
6) широкие возможности
7) основные звенья механизма
представительной демократии: избиратель-парламент-правитель
Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей.
Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти. [1, с.199]
Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция решает проблему: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность правления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем, чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод.
Почти все существующие конституции содержат декларацию об основных органах и ветвях власти, о их взаимосвязи, о том, как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет своего основного закона (конституции), важнейшие институты правления устанавливаются историческими традициями.
Демократическая конституция выполняет три функции: выражение согласие народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксация определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства. Ограничения составляют краеугольный камень конституционализма и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции. Конституции устанавливают пределы прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует. Управляемым предоставляются гарантии против произвола управляющих, люди должны подчиняться только законам.