Современные представления о сущности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Банк – это организация, работающая в особой сфере – финансовых услуг. Он является финансовым посредником, привлекая капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и, предоставляя их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.
Таким образом, он стимулируют развитие каждого этапа кругооборота экономических агентов, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.
В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Содержание

Введение.
1. Современные представления о сущности банка.
1.1 Роль банка.
2. Новые виды банковских услуг: проблемы качества и социальной полезности.
2.1 Виды банковских операций.
2.2 Инновации в сфере банковских услуг.
3. Новые операции банков.
3.1 Факторинговое обслуживание.
3.2 Трастовые операции.
3.3 Форфейтинг.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 65.57 Кб (Скачать документ)

План:

Введение.

1. Современные представления  о сущности банка.

1.1 Роль банка.

2. Новые виды банковских  услуг: проблемы качества и  социальной полезности.

2.1 Виды банковских операций.

2.2 Инновации в сфере  банковских услуг.

3. Новые операции банков.

3.1 Факторинговое обслуживание.

3.2 Трастовые операции.

3.3 Форфейтинг.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

Введение.

 

Банк – это организация, работающая в особой сфере – финансовых услуг. Он является финансовым посредником, привлекая капиталы, сбережения населения  и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной  деятельности, и, предоставляя их во временное  пользование другим экономическим  агентам, которые нуждаются в  дополнительном капитале.

Таким образом, он стимулируют  развитие каждого этапа кругооборота экономических агентов, обеспечивая  обществу механизм межотраслевого и  межрегионального перераспределения  денежного капитала.

В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации  прибыли.

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме  этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности  и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации  банков и т.д. В свою очередь, хорошая  репутация известность банка  влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи  банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.

В век стремительно развивающихся  информационных технологий использование  концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимание на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствование уже существующих.

К новым услугам относятся  пластиковые карточки, межбанковские  электронные расчеты, образование  финансового рынка в мировой  сети Интернет и т.д. Необходимость  резкого наращивания капитала заставляла мобилизовывать силы банка на оптимизацию связей с общественностью. Но без организации работы отдела маркетинга оптимизация отношений банков с клиентурой невозможна.

Отдел маркетинга и связей с общественностью должен решать следующие задачи:

- обеспечивать установление  контактов с новой клиентурой;

- способствовать развитию  деловых связей;

- проводить аналитические  исследования, связанные с содействием  внедрению новых операций и  банковских услуг;

- изучать рыночную конъюнктуру;

- оказывать организационную  и консультационную помощь клиентам.

То есть, деятельность маркетинговых  служб включает анализ рынка банковских услуг во всех указанных его аспектах (маркетинговые исследования), разработку рекомендаций для руководства банка по принятию необходимых управленческих решений, разработку плана маркетинга и осуществление мероприятий по продвижению (обеспечению продажи) банковских услуг и другое.  При этом нужно отметить, что результаты продвижения услуг банка на рынке и его борьбы за клиентов будут зависеть от множества условий, рассматриваемых в работе.

Тот факт, что отношения  банков с клиентурой и пути их совершенствования  и развития в перспективе деятельности банков не было предметом специального исследования экономистов в нашей  стране, подчеркивает новизну и актуальность темы моей курсовой работы в условиях перехода к рынку, в задачи которой входит:

1. Раскрыть сущность банка;

2. Узнать роль банка;

3. Рассмотреть виды банковских  услуг, проблемы их качества  и социальной полезности;

4. Рассмотреть инновации  в сфере банковских услуг;

5. Рассмотреть эффективность  использования банковскими услугами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современные  представления о сущности банка.

 

Вопрос о том, что такое  банк, как работает блок банковской системы, не такой простой, как это  кажется на первый взгляд. Банки  воспринимаются населением в основном как хранилища денег. Это житейское  понимание роли банка не поможет  раскрытию его сути и подлинного значения для народного хозяйства. Не специалистам трудно разобраться  в особенностях деятельности банка. В современном обществе банки  выполняют самые разнообразные  операции. Они не только организуют денежное обращение и кредитные  отношения: через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа  ценных бумаг, а в некоторых случаях  – посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают  в качестве консультантов, участвуют  в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, создают  свои подсобные предприятия.

Чаще всего банк определяют как учреждение, как организацию. «Банковские учреждения и организации» - широко распространенное словосочетание, его можно встретить как в  научной, так и в учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и в периодической  печати. Слово «организация» отсылает не к сущности явления, а к определенной совокупности людей. Организация (от франц. organization) – совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой – либо цели, решения какой – либо задачи, совместно реализующих программу или добивающихся достижения цели и действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами.

Часто банк характеризуется  как орган экономического управления. Подобное представление сформировалось в период, когда банки из частных, кооперативных стали превращаться в государственные и установилась монополия государства на банковское дело; банк «сросся» с государством, стал частью государственного аппарата управления, контроля над хозяйственной деятельностью. Функции надзора и необходимость сигнализировать о допущенной предприятиями бесхозяйственности до некоторой степени становились их назначением. Отсюда и представление о банке как об элементе надстройки.

Нередко банк считают посреднической организацией. Основанием для этого  служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих  применения у других. Особенность  ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих  гарантиях, на конкретный срок, под  процент отдать ее другому контрагенту  – заемщику. Интересы кредитора  должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может  находиться в данном регионе. В современном  денежном хозяйстве такое совпадение интересов случайно. Консолидирующим  звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления  сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального  кредитора ресурсы в «кармане»  банка теряют свое первоначальное «лицо». Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности  самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любые  сроки, под обеспечение, ссудный  процент. Образно говоря, банк выступает  в данном случае в роли удачливой  сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов – кредитора и заемщика.

Важен и другой момент. Если считать, что банк – это посредник  между кредитором и заемщиком, то как объяснить, что в своей повседневной деятельности он одновременно и кредитор, и заемщик, поскольку ежедневно и отдает свои ресурсы, и получает чужие. Если следовать логике «посреднической интерпретации» банка, его можно было бы считать в одном случае кредитором, в другом – заемщиком. Таким образом, отражалась бы специфика его деятельности в отличие от деятельности других объектов хозяйствования.

Парадокс состоит в  том, что банк, выступая как кредитор, заемщик, посредник между ними, тем  не менее, с точки зрения его сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Быть кредитором, заемщиком, посредником  – лишь «фрагменты» деятельности банка, частица его сущности, которая  не показывает всей специфики его  положения и особенностей деятельности. Любое предприятие, любое частное  лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере  налично-денежных и безналичных  платежей, но от этого они не превращаются в банки. Скорее всего, банк – это  и кредитор, и заемщик, и посредник  между ними, и посредник в денежных расчетах; тем не менее, и эти качества не позволяют в полной мере раскрыть его суть. Банк – это особое явление  в хозяйственной жизни.

Деятельность банка в  сфере обращения порождала представление  о нем как об агенте биржи еще  в 20-е годы ХХ века. Поводом для  этого послужило то, что банки  являются непременными участниками  биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять  операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически  это не превращает банк в часть  биржевой организации. Частные банки (банкирские дома) появились задолго  до биржи, до возникновения процесса купли-продажи ценных бумаг. Существенно  при этом и то, что торговля ценными  бумагами – часть банковских операций, причем далеко не главная. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственно банковского дела, она позволила  бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальными аппаратом  и задачами.

Постепенно банк все более  становился кредитным центром, что  позволило определять его как  кредитное предприятие. Однако «банк» и «кредит» - это не синонимы.

Кредит – это отношение  между кредитором и заемщиком  по поводу возвратного движения ссуженной  стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон является кредитором и кто-то – заемщиком. В каждой кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в определенный момент, всегда есть две стороны, причем кредит выражает особое отношение между ними. В  отличие от кредита банк – это  одна из сторон отношений, которая, хотя и может одновременно выступать  и в качестве кредитора, и в  качестве заемщика, в каждый момент в отдельно взятой, опять-таки сфотографированной, сделке выступает или в качестве кредитора, или в качестве заемщика. Следовательно, банк – это не само отношение, а один из субъектов отношений, становящийся в кредитной сделке одной из противостоящих друг другу  сторон. Кроме того, различие между  банком и кредитом состоит в том, что кредит – это отношение, осуществляемое как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и через него проходят только денежные потоки. При сопоставлении банка  и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда появились деньги, кредит функционировал и до появления денег  во всех их проявлениях. Банк возник в  результате развития кредита, являющегося  фундаментом банка.

Приведенные здесь и другие определения банка, принятые в экономической  литературе и деловом обиходе, имеют  один общий недостаток: они не вскрывают  сущность такого явления, как банк, а лишь показывают, чем занимаются банки или чем они могут  заниматься.

 

1.1 Роль банка.

 

Сущность и функции  банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он создается, существует и развивается. Как и функция, роль банка специфична, ее нужно рассматривать в рамках экономики в целом и она не зависит от того, к какому типу принадлежит банк (эмиссионный он или коммерческий, сберегательный или инвестиционный и т.п.).

Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику  необходимо рассматривать, прежде всего, с этой точки зрения.

Назначения банка состоит  в том, что он обеспечивает:

      • Концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
      • Упорядочение и рационализацию денежного оборота.

Как это следует из функции  аккумуляции временно свободных  ресурсов, банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления  тем хозяйствующим субъектам, которые  нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Мелкие ручейки собранных по крупицам временно свободных денежных средств превращаются банками в огромные потоки денежных ресурсов. Концентрация и направление денежных потоков на удовлетворение потребностей производства и обращения сверх имеющихся в их распоряжении источников составляет важнейший аспект взаимодействия банков с экономической средой. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.

Банки, возникающие на базе товарного и денежного обращения, как никто другой, обладают свойством  упорядочения и рационализации денежного  оборота. Уже на ранних стадиях банковской деятельности банкиры обеспечивали хранение денежных средств, их перевод в соответствии с торговыми операциями как внутри страны, так и во внешнеэкономическом обороте, выступали в роли менял денежных знаков одной страны на валюту других стран. С тех пор технология и масштабы банковского дела существенно изменились.

Переход от примитивных форм расчетов, используемых древними банкирскими  домами, к организации расчетов на базе современных электронных сетей  дает возможность ускорить время  оборота, расширить хозяйственные  связи между товаропроизводителями. Банки стали неотъемлемой частью современной экономической жизни. Невозможно представить себе деятельность предприятий и граждан без  содействия банков.

Информация о работе Современные представления о сущности банка