Толерантность как условие формирования гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – разработать рекомендации по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
объяснить сущность толерантности;
выяснить, какую роль играет толерантность в формировании гражданского общества;
изучить современные проблемы толерантности в России;
выявить актуальность формирования толерантности в России;
разработать комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Толерантность и ее роль в формировании гражданского общества…….6
1.1 Сущность понятия «толерантность»……………………………………………...6
1.2 Формирование толерантности, как условие становления гражданского общества……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Формирование толерантности в России……………………...……………15
2.1 Современные проблемы толерантности в России…………………………..…..15
2.1.1 Ксенофобия и мигрантофобия…………………………………………………15
2.1.2 Национализм и расизм………………………………………………………….20
2.2 Актуальность формирования толерантности в России…………………………22
Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе…………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список источников и литературы……………………………………………………41
Приложение 1………………………………………………………………………….43
Приложение 2………………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Текст работы по толерантности.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

В масс-медиа доминирует "язык вражды". Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России (выборка - 586 человек).

И это оказывает воздействие  на общественное мнение: обыватель  начинает верить, что ужесточение  миграционной политики – во благо общества и его лично. Редкие голоса специалистов, предупреждающих, что без труда мигрантов встанут целые отрасли, что сферы их занятости – весьма специфичные, куда россияне не идут, что их дешевый труд делает дешевле и комфортнее нашу жизнь, остаются голосами вопиющего в пустыне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Национализм  и расизм

В последние годы существует большое количество угроз национальной безопасности России – от терроризма до вызывающего тревогу демографического спада. Но согласно данным близких к российским спецслужбам источников, в нынешний период экономического кризиса власти больше всего боятся именно того, что многие россияне считают спасением для своей страны – национализма.

Посреди огромного разнообразия первомайских маршей и демонстраций, на которых были представлены самые  разные организации из всего политического  спектра, главное внимание было приковано к националистам. Они собрались возле станции метро на севере Москвы, а также в других городах по всей стране, призывая к депортации всех иммигрантов и к созданию 'России для русских'. На сей раз митинг в Москве прошел мирно; полиция арестовала несколько демонстрантов за ношение холодного оружия, а остальные разошлись безо всяких инцидентов. Но сегодня, когда в стране проживает огромное количество мигрантов, когда среди местного населения растет бедность и безработица у многих людей возникает ощущение, что скоро придет время российским националистам взять политическую инициативу в свои руки.

Есть у России и  московский ответ Нику Гриффину (Nick Griffin) из БНП (лидер крайне правой Британской национальной партии - прим. перев.) по имени Александр Белов. Он считает, что уже скоро наступит время, когда на сцену под свет прожекторов выйдут националисты.

'То, чего я хочу, очень просто, я не хочу, чтобы московские районы превращались в гетто. В этом городе уже полно мест, где русским не очень рады, а это недопустимо. Это русский город, и он должен остаться им'.

Он возглавил группу скинхедов. Эта известная своими насильственными действиями организация носит название ДПНИ – Движение против нелегальной иммиграции. Она одна из крупнейших в России крайне правых группировок. Одна из главных ее целей – добиться введения в стране визового режима для приезжающих из бывших советских республик, в результате чего домой может быть выслано большинство проживающих здесь гастарбайтеров.

По словам директора Московского бюро по правам человека и одного из ведущих в России борцов с расизмом Александра Брода, за последние пять лет количество нападений на почве расизма выросло в четыре раза, а в связи с углублением экономического кризиса это число может увеличиться еще значительнее.

По данным официальной статистики, в 2010 году было 293 расистских нападения, в результате которых 122 человека погибло. Но как отмечает Брод, те случаи, которые регистрируются и становятся известны, это лишь верхушка айсберга. Поскольку многие рабочие – мигранты находятся в России нелегально, они боятся сообщать о нападениях на них, а многие к тому же считают, что полиция даже страшнее, чем скинхеды.

Недавние попытки властей  утихомирить таких людей, как  Белов, надо было предпринять еще давно. По словам активистов-правозащитников, теперь они вряд ли будут эффективны.

'Расизм как многоголовый  дракон, ты отрубаешь ему одну  голову, а на ее месте тут  же вырастает другая, – говорит Брод, – власти пытаются бороться с ксенофобией карательными мерами, но единственный способ сделать это надлежащим образом состоит в том, чтобы сочетать их с решением проблемы первопричин национализма – бедности и безработицы, а также проблем молодежи, у которой нет перспектив'.

Данная тема затронута, как пример проявления толерантности или интолерантности. Учитывая вышеуказанные события и явления, можно предположить, что наше российское общество,  не обладает такой добродетелью как толерантность, оно еще не готово жить вместе, создавать единую мировую экономику, политику мира, не готово стать единым целым с общими представлениями будущего.

 

 

 

 

2.2 Актуальность формирования  толерантности в России

Можно выделить две основные причины, по которым толерантность  – это одно из важнейших условий  развития гражданского общества в России, формирования единого государства.

Этнокультурный облик нашей  страны отличается большим разнообразием. Оно обусловлено обширностью  территории, природными различиями, характером формирования государства и его  политикой в отношении культурно разнородного населения. Этническая пестрота Поволжья и Северного Кавказа, а также Сибири и Севера существует уже веками. Поэтому многокультурность как демографический факт была присуща российскому государству с момента его возникновения, однако не всегда осознавалась.

Вместе с тем Россия не является уникальным регионом с точки зрения этнокультурного многообразия, как  это нам представляется в силу нашего незнания остального мира. Другое дело, что в России существует своя особенность, связанная с чрезмерной значимостью этнокультурного фактора. В нашей стране этнокультурному фактору придавалось особое значение – от паспортной записи до государственно-административного устройства.

Поэтому, во избежание неприязни  на почве принадлежности к той  или иной культуре или религии, чтобы этнокультурное и конфессиональное разнообразие, а также прибытие новых этносов из стран ближнего и дальнего зарубежья превратилось из причины конфликтов в  преимущество, мы должны научиться воспринимать это многообразие, а не пытаться выявить титульную нацию, язык или культуру. Это первая причина.

Причина вторая связана с положением России на международной арене, ее стремлением  стать на один уровень с развитыми  государствами, где человек, его  права и свободы являются высшей ценностью, и где общество положительно воспринимает свою этническую или религиозную неоднородность. Также в высказываниях президента, ведущих государственных деятелей неоднократно можно услышать о претензиях России быть сверхдержавой, влиять на мировую политику и экономику, создать гражданское общество, сделать сто шагов вперед для достижения определенного уровня жизни, о претензиях иметь свое место «под солнцем» и еще очень много тенденциозных и популистских лозунгов.

Но рассматривая перспективы интеграции России в мировое сообщество, не стоит забывать о той культурной, политической и экономической дистанции, которая отделяет нашу страну от стран Европы или Америки, о различии в базовых ценностях, жизненных установках. Статистика показывает, что Россия занимает 159-е место в мире по уровню политических прав и свобод; 175-е место по уровню физической безопасности граждан; 2-е место в мире по числу убийств на душу населения (после Колумбии); 2-е место в мире (после Сербии) по количеству людей, ищущих убежища в развитых странах Запада; 2-е место в мире по уровню бюрократии, - этот рейтинг можно продолжать, указывая на наше «почетное место», но вывод один: Россия – небезопасная страна, непригодная для иммиграции или убежища, с еще несформировавшимися представлениями о культуре коммуникации, как в своей стране, так и за ее пределами.

И если мы хотим добиться взаимоуважения и признания, государство должно подготовить свое общество к этому диалогу, воспитать те необходимые качества, которые позволят нам мирно воспринимать внутреннее и международное культурное и конфессиональное многообразие.

 

 

 

Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе

В связи с актуальностью  комплексного исследования проблем толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые институты для решения данной проблемы. Среди таковых можно выделить следующие: политические партии; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья.

Немаловажное значение в деле практического осуществления  правозащитных мероприятий и  установления толерантных отношений  в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений.

Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются  основы нравственности человека, формируются  установки на взаимоотношения с  окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.

Родители являются первыми  и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность  у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

  • выявление и учет интересов, потребностей ребенка при организации совместной деятельности и общения;
  • опору на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие ребенка и родителей;
  • подход с оптимистической гипотезой к решению возникающих проблем;
  • принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи;
  • обеспечение свободы совести ребенка;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций  семьи, связанных с рождением  и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью  выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.

Организация и совершенствование  работы с семьей – важное направление  повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками  в образовательном учреждении.

С помощью институтов социализации и, в первую очередь семьи, общество стремится передать подрастающему поколению все необходимое для его успешного развития. Важную роль при этом играет школа.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести  к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Образованию отводится  ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются  в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная  школа должна стать важнейшим  фактором, обеспечивающим  социокультурную  модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к  школе как единственному социальному  институту, через который проходят все граждане России, является  индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Основой, фундаментом  толерантности в самом широком  понимании является индивидуальный подход, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все  прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

Толерантность представляет собой новую основу педагогического  общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам  обучения, которые создают оптимальные  условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Информация о работе Толерантность как условие формирования гражданского общества