Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы – разработать рекомендации по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
объяснить сущность толерантности;
выяснить, какую роль играет толерантность в формировании гражданского общества;
изучить современные проблемы толерантности в России;
выявить актуальность формирования толерантности в России;
разработать комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Толерантность и ее роль в формировании гражданского общества…….6
1.1 Сущность понятия «толерантность»……………………………………………...6
1.2 Формирование толерантности, как условие становления гражданского общества……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Формирование толерантности в России……………………...……………15
2.1 Современные проблемы толерантности в России…………………………..…..15
2.1.1 Ксенофобия и мигрантофобия…………………………………………………15
2.1.2 Национализм и расизм………………………………………………………….20
2.2 Актуальность формирования толерантности в России…………………………22
Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе…………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список источников и литературы……………………………………………………41
Приложение 1………………………………………………………………………….43
Приложение 2………………………………………………………………………….44
В масс-медиа доминирует "язык вражды". Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России (выборка - 586 человек).
И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики – во благо общества и его лично. Редкие голоса специалистов, предупреждающих, что без труда мигрантов встанут целые отрасли, что сферы их занятости – весьма специфичные, куда россияне не идут, что их дешевый труд делает дешевле и комфортнее нашу жизнь, остаются голосами вопиющего в пустыне.
2.1.2 Национализм и расизм
В последние годы существует большое количество угроз национальной безопасности России – от терроризма до вызывающего тревогу демографического спада. Но согласно данным близких к российским спецслужбам источников, в нынешний период экономического кризиса власти больше всего боятся именно того, что многие россияне считают спасением для своей страны – национализма.
Посреди огромного разнообразия первомайских маршей и демонстраций, на которых были представлены самые разные организации из всего политического спектра, главное внимание было приковано к националистам. Они собрались возле станции метро на севере Москвы, а также в других городах по всей стране, призывая к депортации всех иммигрантов и к созданию 'России для русских'. На сей раз митинг в Москве прошел мирно; полиция арестовала несколько демонстрантов за ношение холодного оружия, а остальные разошлись безо всяких инцидентов. Но сегодня, когда в стране проживает огромное количество мигрантов, когда среди местного населения растет бедность и безработица у многих людей возникает ощущение, что скоро придет время российским националистам взять политическую инициативу в свои руки.
Есть у России и московский ответ Нику Гриффину (Nick Griffin) из БНП (лидер крайне правой Британской национальной партии - прим. перев.) по имени Александр Белов. Он считает, что уже скоро наступит время, когда на сцену под свет прожекторов выйдут националисты.
'То, чего я хочу, очень просто, я не хочу, чтобы московские районы превращались в гетто. В этом городе уже полно мест, где русским не очень рады, а это недопустимо. Это русский город, и он должен остаться им'.
Он возглавил группу скинхедов. Эта известная своими насильственными действиями организация носит название ДПНИ – Движение против нелегальной иммиграции. Она одна из крупнейших в России крайне правых группировок. Одна из главных ее целей – добиться введения в стране визового режима для приезжающих из бывших советских республик, в результате чего домой может быть выслано большинство проживающих здесь гастарбайтеров.
По словам директора Московского бюро по правам человека и одного из ведущих в России борцов с расизмом Александра Брода, за последние пять лет количество нападений на почве расизма выросло в четыре раза, а в связи с углублением экономического кризиса это число может увеличиться еще значительнее.
По данным официальной статистики, в 2010 году было 293 расистских нападения, в результате которых 122 человека погибло. Но как отмечает Брод, те случаи, которые регистрируются и становятся известны, это лишь верхушка айсберга. Поскольку многие рабочие – мигранты находятся в России нелегально, они боятся сообщать о нападениях на них, а многие к тому же считают, что полиция даже страшнее, чем скинхеды.
Недавние попытки властей утихомирить таких людей, как Белов, надо было предпринять еще давно. По словам активистов-правозащитников, теперь они вряд ли будут эффективны.
'Расизм как многоголовый дракон, ты отрубаешь ему одну голову, а на ее месте тут же вырастает другая, – говорит Брод, – власти пытаются бороться с ксенофобией карательными мерами, но единственный способ сделать это надлежащим образом состоит в том, чтобы сочетать их с решением проблемы первопричин национализма – бедности и безработицы, а также проблем молодежи, у которой нет перспектив'.
Данная тема затронута, как пример проявления толерантности или интолерантности. Учитывая вышеуказанные события и явления, можно предположить, что наше российское общество, не обладает такой добродетелью как толерантность, оно еще не готово жить вместе, создавать единую мировую экономику, политику мира, не готово стать единым целым с общими представлениями будущего.
2.2 Актуальность формирования толерантности в России
Можно выделить две основные причины, по которым толерантность – это одно из важнейших условий развития гражданского общества в России, формирования единого государства.
Этнокультурный облик нашей
страны отличается большим разнообразием.
Оно обусловлено обширностью
территории, природными различиями, характером
формирования государства и его
политикой в отношении
Вместе с тем Россия не является
уникальным регионом с точки зрения
этнокультурного многообразия, как
это нам представляется в силу
нашего незнания остального мира. Другое
дело, что в России существует своя
особенность, связанная с чрезмерной
значимостью этнокультурного фактора.
В нашей стране этнокультурному фактору
придавалось особое значение – от паспортной
записи до государственно-
Поэтому, во избежание неприязни на почве принадлежности к той или иной культуре или религии, чтобы этнокультурное и конфессиональное разнообразие, а также прибытие новых этносов из стран ближнего и дальнего зарубежья превратилось из причины конфликтов в преимущество, мы должны научиться воспринимать это многообразие, а не пытаться выявить титульную нацию, язык или культуру. Это первая причина.
Причина вторая связана с положением России на международной арене, ее стремлением стать на один уровень с развитыми государствами, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и где общество положительно воспринимает свою этническую или религиозную неоднородность. Также в высказываниях президента, ведущих государственных деятелей неоднократно можно услышать о претензиях России быть сверхдержавой, влиять на мировую политику и экономику, создать гражданское общество, сделать сто шагов вперед для достижения определенного уровня жизни, о претензиях иметь свое место «под солнцем» и еще очень много тенденциозных и популистских лозунгов.
Но рассматривая перспективы интеграции России в мировое сообщество, не стоит забывать о той культурной, политической и экономической дистанции, которая отделяет нашу страну от стран Европы или Америки, о различии в базовых ценностях, жизненных установках. Статистика показывает, что Россия занимает 159-е место в мире по уровню политических прав и свобод; 175-е место по уровню физической безопасности граждан; 2-е место в мире по числу убийств на душу населения (после Колумбии); 2-е место в мире (после Сербии) по количеству людей, ищущих убежища в развитых странах Запада; 2-е место в мире по уровню бюрократии, - этот рейтинг можно продолжать, указывая на наше «почетное место», но вывод один: Россия – небезопасная страна, непригодная для иммиграции или убежища, с еще несформировавшимися представлениями о культуре коммуникации, как в своей стране, так и за ее пределами.
И если мы хотим добиться взаимоуважения и признания, государство должно подготовить свое общество к этому диалогу, воспитать те необходимые качества, которые позволят нам мирно воспринимать внутреннее и международное культурное и конфессиональное многообразие.
Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе
В связи с актуальностью комплексного исследования проблем толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые институты для решения данной проблемы. Среди таковых можно выделить следующие: политические партии; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья.
Немаловажное значение в деле практического осуществления правозащитных мероприятий и установления толерантных отношений в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений.
Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
Родители являются первыми
и основными воспитателями
В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
В настоящее время, наряду
с исполнением традиционных функций
семьи, связанных с рождением
и воспитанием ребенка и
Организация и совершенствование
работы с семьей – важное направление
повышения эффективности
С помощью институтов социализации и, в первую очередь семьи, общество стремится передать подрастающему поколению все необходимое для его успешного развития. Важную роль при этом играет школа.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются
в семье, неформальных сообществах,
трудовых, армейских и других коллективах,
в сфере массовой информации, искусства,
отдыха и т. д. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна
быть сосредоточена не только интеллектуальная,
но и гражданская, духовная и культурная
жизнь школьника. Отношение к
школе как единственному
Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный подход, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Информация о работе Толерантность как условие формирования гражданского общества