Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы – разработать рекомендации по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
объяснить сущность толерантности;
выяснить, какую роль играет толерантность в формировании гражданского общества;
изучить современные проблемы толерантности в России;
выявить актуальность формирования толерантности в России;
разработать комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Толерантность и ее роль в формировании гражданского общества…….6
1.1 Сущность понятия «толерантность»……………………………………………...6
1.2 Формирование толерантности, как условие становления гражданского общества……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Формирование толерантности в России……………………...……………15
2.1 Современные проблемы толерантности в России…………………………..…..15
2.1.1 Ксенофобия и мигрантофобия…………………………………………………15
2.1.2 Национализм и расизм………………………………………………………….20
2.2 Актуальность формирования толерантности в России…………………………22
Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе…………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список источников и литературы……………………………………………………41
Приложение 1………………………………………………………………………….43
Приложение 2………………………………………………………………………….44
В то же время в настоящее
время наблюдается ряд
Оптимизация информационного обеспечения социальных коммуникаций – одно из основных направлений работы специалистов в различных сферах деятельности. Важно обратить внимание на широкие аспекты: на освещение процессов этнокультурного развития народов и регионов, на конструирование толерантных образов этнических групп, отдельных регионов, на распространение интеграционных ценностей и символов в регионах и в стране в целом, на формы и методы идеологического формирования с помощью СМИ не только этнической, но и общегражданской идентичности, на формы и методы созидательного, мирного взаимодействия этнических групп и гражданских общностей.
Если говорить о мерах,
которые может предпринять
Однако если рассматривать проявление толерантности как непроявление неуважения к человеку, его как природным, так и приобретенным "особенностям", можно констатировать, что законодательство РФ располагает некоторыми нормами, так или иначе обеспечивающими необходимость соблюдать права человека и гражданина. Статья 19 Конституции РФ в п.1 определяет, что "все равны перед законом и судом", под местоимением "все", редко упоминающемся в законодательстве, понимаются, вероятно, как граждане РФ, для которых Конституция является основным законом, так и иные лица вне зависимости от гражданства. Пункт 2 той же 19 статьи Конституции РФ расшифровывает заявленное равенство прав и свобод человека и гражданина, каковое не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако закон за нарушение этого запрета не предусматривает ответственности
Конституционные нормы косвенно определяют необходимость с должным уровнем понимания и уважения относиться к представителям иных национальностей. Статья 26 Конституции РФ, например, предусматривает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Из этой формулировки следует, что обнародование информации о национальной принадлежности человека является добровольным, следовательно, ее разглашение может послужить созданию положительного или отрицательного отношения к человеку, что может в свою очередь привести к несоблюдению равноправия. Равенство гарантировано Конституцией и представителям различных религий: статья 28 Конституции РФ предусматривает свободу совести и вероисповедания. В то же время законодатель в ст. 14 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", указывая на то, что "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", в преамбуле недвусмысленно заявляет об особой роли православия в истории России, что, вероятно, дает большие права (в условиях равноправия!) лицам, исповедующим православие.
Кроме того, в российском законодательстве есть нормы, содержащие запрет на разжигание межнациональной, религиозной и социальной розни (ст. 29 Конституции РФ), на унижение чести и достоинства человека (ст.21 Конституции РФ). Эти нормы, в отличие от приведенных выше, являются уже не настолько декларативными, ибо, кроме Конституции РФ, прописаны и в Уголовном Кодексе РФ, а значит, предполагают наказание за нарушение установленных правил. Вероятно, еще одним (косвенным) указанием на необходимость соблюдения принципов толерантности можно считать и то, что в ст. 105 УК РФ ("Убийство") преступлением с отягчающим обстоятельством признается убийство, совершенное по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.
Запрет на разжигание национальной и религиозной ненависти и вражды был также установлен для средств массовой информации в статье 4 Закона "О средствах массовой информации", предусматривающей ответственность за распространение информации, содержащей указанные признаки, как за злоупотребление свободой массовой информации, вплоть до прекращения деятельности СМИ. В связи с вступлением в силу еще одного нормативного акта, так или иначе направленного на укрепление установок толерантности в обществе, а именно ФЗ "О противодействии экстремисткой деятельности", появились новые ограничения. Так, кроме возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, появился запрет на унижение национального достоинства, за нарушение указанных норм также предусмотрена ответственность, как для СМИ, так и для граждан.
В трудовом законодательстве (ст.3 Трудового Кодекса РФ) введен запрет на дискриминацию в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, возраста, места жительства и пр. Целесообразно отметить, что ответственность за дискриминацию (как в сфере трудовых, так и иных отношений) не предусмотрена, ибо право подвергшегося дискриминации работника обратиться в суд или трудовую инспекцию с заявлением о восстановлении нарушенных прав и компенсации морального вреда не является соответствующим видом ответственности за нарушение прав человека и гражданина.
Все приведенные выше нормы или констатация их отсутствия свидетельствуют о достаточно прочно укоренившейся в российском законодательстве тенденции преобладания запретительных и обязывающих норм права над управомочивающими, а императивных над диспозитивными. Это свидетельствует о желании законодателя не столько узаконить "хорошее" поведение, сколько создать подчас декларативные, т.е. не имеющие правовых механизмов контроля и применения мер ответственности, запреты на поведение "плохое". Отсутствие эффективных методов применения наказания за "плохое" поведение сводит к нулю действие запретительных норм, так или иначе регулирующих толерантное поведение в обществе. Это свидетельствует о необходимости создания и развития нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих права и свободы человека и становление принципа толерантности; разработки действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со СМИ; использования в полной мере отечественной системы образования при решении задач выработки установок толерантного поведения у молодежи, профилактики экстремизма и национализма, уменьшения риска социальных взрывов; совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества.
Заключение
В России проблема справедливости стала актуальной в контексте межкультурных отношений, в рамках которых важнейшей ценностью в настоящее время выступает толерантность. Именно поэтому в современном мире складывается новая форма понимания справедливости. Толерантность называют единственной добродетелью современного общества, но при этом смысл толерантности меняется и она становится образом жизни.
Учитывая взятый правительством курс на демократию, мы в первую очередь говорим о гражданском обществе, как элементе, без которого немыслимо ни одно демократическое государство. В свою очередь, гражданское общество должно быть основано на принципах толерантности, особенно в России – стране полиэтничной, поликонфессиональной, мультикультурной. Для этого необходимо снизить уровень антимигрантских, ксенофобных настроений, привить российскому обществу толерантность, как условие дальнейшего развития демократии в нашей стране, где человек, его права и свободы будут представлять высшую ценность.
Этому может способствовать работа с такими общественными институтами, как семья, школа, церковь, СМИ. Их роль в воспитании и становлении личности должна быть большей в сравнении с сегодняшним днем. И тогда у нас появится возможность сделать многообразие этносов, культур, конфессий богатством и достоянием России.
Таким образом, исследование показало, что воспитание в обществе толерантности возможно только при комплексной работе с каждым членом этого общества. И основными институтами, способными повлиять на становление личности, гражданина являются семья, школа, церковь, СМИ, ставшие мощным регулятором настроений и отношений в обществе. Отдельно хотелось бы отметить роль нормативно-правовых актов в регулировании вопросов взаимоотношений с «другими», основанных на уважении и толерантности.
Результаты данного исследования имеют теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут послужить опорным материалом при изучении проблем толерантности в России, при рассмотрении данного явления в рамках темы «Гражданское общество», при поиске решений таких проблем, как национализм, ксенофобия, расизм. Практическая значимость состоит в новизне решений проблем толерантности с точки зрения комплексного подхода, в основе которого идея о формировании толерантности через общественные институты гражданского общества.
Список источников и литературы
1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.
2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.
3. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.
6. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.
7. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.
8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.
10. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. 1996. №3. С. 23-27.
11. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.
14. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 48-60.
15. Карлген Ф. Воспитание к свободе/Пер. с нем.М., 1992.
17. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.
18. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95-97.
19. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.
20. Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11,1997.
23. Нетерпимость в России./ Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М.: Моск. центр Карнеги, 1999.
25. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М., 1983.-С. 707.
28. Права человека, толерантность, культура мира // Док-ты. М., 2002.
29. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.
31. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
33. Россия: 10 лет реформ. М., 2002. С. 94.
34. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь.№3.1997.
41. Солдатова Г.У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл, 1998.
42. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.
45. Толковый словарь русского языка. В 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.
47. Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001. С.66.
49. Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2002г.
51. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимности в современном мире// Философские науки. №12.1991.
52. Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность.-1994.-№4.
53. World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 17-18.
Приложение 1
Типы толерантности
Типы общественного сознания |
Типы толерантности |
Признаки толерантности |
Мифологическое |
«скрытая» толерантность |
«Толерантность ещё не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно ещё не ведёт к разрушению образов мифического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…» «В структуре абсолютной веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность, но религиозные войны, основой которых являлась религиозная нетерпимость, в конечном счёте, и подготовили легимитизацию толерантности…» |
Секулярное |
«культурная» толерантность |
«В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, раздичий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь – следствие высокой духовной и нравственной культуры…» |
Научно - общественное |
Терпимость в сфере научной ментальности |
«Терпимость к чужим мнениям в сфере науки имеет значение лишь там, где вопрос ещё не выявлен окончательно; теоретическая истина, построенная на неопровержимых доказательствах, требует признания. В тех случаях, когда в известном вопросе могут быть представлены доводы pro et contra терпимость имеет место при оценке доводов противника». |
Информация о работе Толерантность как условие формирования гражданского общества