Тоталитаризм, как тип политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
Теоритические основы тоталитаризма………………….………….…4
Формирование теории тоталитаризма………...………………..4
Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания…………………………………………………………….9
Психологические истоки тоталитаризма………………………...12

Сущность и условия функционирования тоталитического режима.16
2.1Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства………………………………………………………………..16
2.2 Социальные источники тоталитаризма…………………………20
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма..22
2.4 Тоталитарный человек в тоталитарном государстве………….24
3. Исторически формы тоталитаризма…………………………………26
3.1 Разновидности тоталитарного режима………………………….26
3.2 Тоталитаризм и современность………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

политология полная.docx

— 75.31 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по политологии

на тему: «Тоталитаризм, как  тип политического режима»

 

 

 

 

 

 

 

Студента группы 620311

Гараева И.Р.

№ шифра 620048

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……..3

  1. Теоритические основы тоталитаризма………………….………….…4
    1. Формирование теории тоталитаризма………...………………..4
    2. Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания…………………………………………………………….9
    3. Психологические истоки тоталитаризма………………………...12

    

  1. Сущность и условия функционирования тоталитического режима.16

2.1Предпосылки возникновения,  сущность и отличительные свойства………………………………………………………………..16

2.2 Социальные источники  тоталитаризма…………………………20

2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма..22

2.4 Тоталитарный человек  в тоталитарном государстве………….24

     3. Исторически  формы тоталитаризма…………………………………26

         3.1 Разновидности тоталитарного  режима………………………….26

         3.2 Тоталитаризм и современность………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………..29

Литература……………………………………………………………………31

 

 

Введение

 

При рассмотрении политической системы какого-либо государства  или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и  действующими в нём институтами  и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о  себе само государство. Существуют часто  весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства  и реальными процессами, происходящими  за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система  реальных методов властвования в  данном государстве. Под политическим режимом понимается совокупность элементов  идеологического, институционного  и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период. Между  ним и декларируемым государственным  строем, как уже отмечалось, часто  наблюдается несоответствие или  даже прямая противоположность (что  особенно характерно для диктаторских и, прежде всего тоталитарных государств.)

Именно политический режим  определяет политическую атмосферу  общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных  направлениях. Изучая конкретные многообразные  формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических  требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного  благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и  свободам.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а  позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить  на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в  череду кровавых войн.

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно.

Что же представлял собой  тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали  так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных  ответов на эти вопросы современная  политическая наука не дает.

Тема работы представляется мне  актуальной в настоящее время, т.к. эпоха тоталитаризма еще не прошла.

Объект исследования - явление тоталитаризма. Целью работы является рассмотрение истоков и разновидностей тоталитарного  режима. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  сущность политических режимов, изучить  предпосылки и идейные истоки тоталитаризма, а также его черты  и разновидности.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

 

  1. Теоретические основы тоталитаризма

 

    1. Формирование теории тоталитаризма.

 

Необходимо отметить, что  часть политологов считает, что  тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".

Также нет единого мнения среди политологов о том, когда  вообще возник тоталитаризм. Одни считают  его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно  двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные  деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами  прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти  системы в отличие от тоталитарных не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление  политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В  далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы  закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Автократическая традиция в  управлении обществом была свойственна  политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона  и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного  государства главное состоит  не в том, «чтобы лишь кое-кто в  нем был счастлив, но так, чтобы  оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).

Всякий раз, когда в  развитии человеческого общества происходили  заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к  определенной потере управляемости  социальными процессами. Заметно  усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что  вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа  структурных изменений системы  простыми решениями, поиском идеи, способной  объединить все группы общества. Так  происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.

Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как политического режима.

Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в  политическом словаре социалистов. Его широко использовал Бенито Муссолини(1883—1945) - глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...»

В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма  Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.

Однако самые серьезные  теоретические попытки концептуальной интерпретации этого политического  устройства общества были предприняты  уже в послевоенное время и  основывались на описании сложившихся в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики.

В частности, Ханна Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм — новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. В качестве характерных черт тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор.

Причинами возникновения  тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию  на мировую экспансию, превращение  европейского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.

Впоследствии на базе все  более широкого включения в анализ тоталитаризма разнообразных исторических и политических источников в науке  сложилось несколько подходов к  его трактовке. Ряд ученых, занявших наиболее радикальные позиции, не относили тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем пусть и новую, но всего лишь метафору для отображения  диктатур. Иными словами, они рассматривали  тоталитаризм как средство художественного  отражения хорошо известных в  теории явлений. Другие ученые, как, например, Л. Гумилев, разделяя сходные представления, не считают тоталитаризм какой-то особой политической системой, и даже системой вообще, усматривая в нем «антисистемные»  качества или свойства антигомеостатичности, т.е. наличие способности к сохранению своей внутренней целостности только под влиянием систематического насилия.

Информация о работе Тоталитаризм, как тип политического режима