Тоталитаризм, как тип политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
Теоритические основы тоталитаризма………………….………….…4
Формирование теории тоталитаризма………...………………..4
Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания…………………………………………………………….9
Психологические истоки тоталитаризма………………………...12

Сущность и условия функционирования тоталитического режима.16
2.1Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства………………………………………………………………..16
2.2 Социальные источники тоталитаризма…………………………20
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма..22
2.4 Тоталитарный человек в тоталитарном государстве………….24
3. Исторически формы тоталитаризма…………………………………26
3.1 Разновидности тоталитарного режима………………………….26
3.2 Тоталитаризм и современность………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

политология полная.docx

— 75.31 Кб (Скачать документ)

 

    • высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;
    • формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;
    • существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций;
    • демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.;
    • в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства;
    • в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются любые средства;
    • власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;
    • власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;
    • государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;
    • политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;
    • государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

 

Тоталитарные системы  относятся не к саморазвивающимся  образованиям, основывающимся на естественно-исторических механизмах эволюции (частный интерес, свободный индивид, частная собственность, неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использования ресурсов страха и принуждения. Они даже могут достигать определенных успехов в решении стратегических задач (например, в проведении индустриализации, структурной перестройки, прорыва в космос и т. д.).

Однако ресурсы страха и принуждения недостаточно долговечны и требуют постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении  конкретных задач. Не случайно несущей  конструкцией тоталитарных режимов  оказываются массовые партии, обладающие монополией на власть. Они становятся элементами государства, сращиваясь с  ним.

Конечно, нельзя ограничивать ресурсы тоталитарных режимов только принуждением и страхом в чистом виде. Кроме того, тоталитарный тип  власти апеллирует и к ценностям (либо классовым, либо национальным), проводит тотальное промывание мозгов. Однако мобилизационные системы должны формировать и собственную социальную базу, на которую могли бы опереться. Поэтому можно выделить и третий ресурс, который используют тоталитарные режимы - вознаграждение индивидов, групп  или целых социальных классов  символическими или статусными знаками  отличия (повышение статуса, предоставление экономических или материальных преимуществ определенным категориям или населению в целом).

 

 

    1. Социальные источники тоталитаризма.

 

Однако объяснить установление тоталитаризма только способностью правящей элиты подчинить все  общественные процессы реализации коллективной цели недостаточно. Оказывается, что  эта способность подпитывается  ментальностью и культурой населения, историческими традициями, социальной и экономической структурой общества.

До XX в. установление тоталитаризма  осложнялось отсутствием условий, которые могли бы обеспечить тотальный  контроль государства за обществом  и личностью. Только с вступлением  человеческого общества в индустриальную фазу развития, ознаменовавшуюся появлением системы массовых коммуникаций, предоставившей возможности для идеологического  контроля за обществом и тиражирования определенных ценностей, государство оказалось в состоянии целиком подчинить себе общество.

Растущее разделение и  специализация индустриального  труда разрушали патриархальные, традиционные коллективистские связи  и ценности, прежние формы социально-культурной идентификации. Усиливалась отчужденность  личности, ее беззащитность перед  безжалостным миром рыночной стихии и конкуренции. Рынок создал иную систему ценностей и предпочтений - индивидуально-достижительную, к которой доиндустриальный или зависящий от государства работник не сразу адаптировался.

В этих условиях у работника, выбитого из прежней системы социальных связей (коллективистско-корпоративных), но пока не вошедшего в индустриально-рыночную систему, возрастает желание найти защиту в лице сильного государства. Более обостренно данную потребность ощущают маргиналы, т. е. промежуточные слои, потерявшие социальные связи со своей прежней средой и группой. Им свойственны повышенная чувствительность, агрессивность, озлобленная завистливость, честолюбие, эгоцентричность. Именно маргиналы и крайняя форма их проявления - люмпены становятся социальной базой тоталитарных режимов. Следовательно, тоталитаризм явился реакцией социального и этнического маргинала на индивидуализм, на возрастающую сложность социальной жизни, жесткую конкуренцию, глобальное отчуждение индивида, бессилие перед окружающим враждебным миром. Маргинальные слои прельщали лозунги массовых партий (социалистических или национал-социалистических), которые обещали гарантировать социальную защищенность, стабильность, повышение жизненного уровня, уравниловку (под видом равенства).

Громадный управленческий аппарат  государства, бюрократия, чиновничество, служит своеобразным «приводным ремнем»  политики правящих кругов. Свою роль в  распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли  и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали  эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую  эти ментальные традиции и придавшую  им дополнительный общественный резонанс и значение.

Дифференциация социальных ролей и функций, обусловленная  разделением труда в индустриальных обществах, усиливала взаимозависимость  индивидов и групп в рамках социума. Потребность в преодолении  этого многообразия и обеспечении  целостности социально-дифференцированного  общества заметно повышала интегративную  роль государства и сокращала  объемы индивидуальной свободы.

Объективно благоприятные  предпосылки для формирования тоталитарных режимов вовсе не означают фатальной  неизбежности их установления - все  зависит от зрелости гражданского общества, наличия демократической политической культуры, развитых демократических  традиций. Названные факторы позволили  большинству индустриально развитых стран преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты демократии.

Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы чаще всего  возникают при чрезвычайных обстоятельствах: в условиях нарастающей нестабильности в обществе; системного кризиса, охватывающего  все сферы жизни; необходимости  решения какой-либо стратегической задачи, чрезвычайно важной для страны. Так, возникновение фашизма в странах Западной Европы было реакцией на кризис либеральных ценностей и институтов парламентаризма, оказавшихся не в состоянии обеспечить стабильность и интеграцию системы в условиях глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование коммунистического тоталитаризма в советском обществе было обусловлено, при всех прочих причинах, необходимостью проведения индустриализации в исторически сжатые сроки, что было возможно при условии концентрации власти в руках лидера и узкого круга его сторонников.

 

 

    1. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма

 

Необходимость сохранения идейной  чистоты и целеустремленности в  построении «нового» общества предполагала и совершенно особое построение институциональной  и нормативной сферы тоталитарной системы.

Потребность в жесткой  идейной ориентации государственной  политики, поддержании постоянного  идеологического контроля за деятельностью всех органов власти предопределила срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.

Именно на его примере  хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически  всех государственных структур и  органов власти. Закрепленная в конституции  страны руководящая роль коммунистической партии означала полный приоритет идеологических подходов при решении любых общезначимых (государственных) экономических, хозяйственных, региональных, международных и прочих проблем.

Полное политическое господство этого государства-партии проявилось в безусловном и неоспоримом  господстве централизованного контроля и планирования в экономической  сфере. Полное господство крупных предприятий, недопущение частной собственности  ставило государство в положение  единственного работодателя, самостоятельно определявшего и условия труда, и критерии оценки его результатов, и потребности населения. Хозяйственная  инициатива отдельных работников признавалась лишь в рамках укрепления этих отношений, а все виды индивидуального предпринимательства («спекуляции») причислялись к криминально наказуемым.

Монолитность политической власти предполагала не разделение, а  практическое срастание всех ветвей власти — исполнительной, законодательной  и судебной. Политическая оппозиция  как публичный институт полностью  отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и  политической активности. Выборы целиком  и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя, таким образом, сугубо декоративную функцию.

Для контроля за этим монопольным политическим порядком власти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Германии - отряды СС, в СССР - ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего исключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя. Одновременно это была и наиболее привилегированная область госслужбы, работники которой наиболее высоко оплачивались, а инфраструктура интенсивно развивалась, усваивая и воплощая самые передовые мировые технологии. В сочетании с усилением механизмов административного контроля потребность в постоянном контролировании общества обусловила тенденцию к возрастанию и усилению массовости аппарата власти. Таким образом, в обществе все время присутствовала потребность в увеличении численности служащих. На этой основе в СССР сложился мощный слой номенклатуры, служебно-профессиональной касты, обладавшей колоссальными социальными привилегиями и возможностями.

В силу этих базисных свойств  тоталитаризм функционировал как система, наиболее ярко противостоявшая плюрализму, множественности агентов и структур политической жизни, разнообразию их мнений и позиций. Самый страшный враг тоталитаризма  — конкуренция, ориентированная  на свободный выбор людьми своих  идейных и политических позиций. Боязнь не только политического протеста, но и социального разнообразия, стремление к унификации всех социальных форм поведения не ограничивали только формы  выражения поддержки властей, где, напротив, поощряли разнообразие и  инициативу. Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тоталитаризме  границу и между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого  методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа.

Несмотря на постоянно  провозглашаемый «народный» характер власти, система принятия решений  в тоталитарных системах оказалась  абсолютно закрытой для общественного  мнения. Формально провозглашенные  законы, нормы, конституционные положения  не имели никакого значения по сравнению  с целями и намерениями властей. Конституция 1936 г. была одной из самых  демократических в мире. Но именно она прикрывала массовые репрессии  коммунистов против собственного народа. Наиболее же типичным и распространенным основанием реального регулирования  общественных отношений служила  ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализация их позиций.

Информация о работе Тоталитаризм, как тип политического режима