Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:52, курсовая работа
Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.
Введение………………………………………………………………….……..3
Теоритические основы тоталитаризма………………….………….…4
Формирование теории тоталитаризма………...………………..4
Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания…………………………………………………………….9
Психологические истоки тоталитаризма………………………...12
Сущность и условия функционирования тоталитического режима.16
2.1Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства………………………………………………………………..16
2.2 Социальные источники тоталитаризма…………………………20
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма..22
2.4 Тоталитарный человек в тоталитарном государстве………….24
3. Исторически формы тоталитаризма…………………………………26
3.1 Разновидности тоталитарного режима………………………….26
3.2 Тоталитаризм и современность………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………31
Тоталитарные системы относятся не к саморазвивающимся образованиям, основывающимся на естественно-исторических механизмах эволюции (частный интерес, свободный индивид, частная собственность, неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использования ресурсов страха и принуждения. Они даже могут достигать определенных успехов в решении стратегических задач (например, в проведении индустриализации, структурной перестройки, прорыва в космос и т. д.).
Однако ресурсы страха и принуждения недостаточно долговечны и требуют постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении конкретных задач. Не случайно несущей конструкцией тоталитарных режимов оказываются массовые партии, обладающие монополией на власть. Они становятся элементами государства, сращиваясь с ним.
Конечно, нельзя ограничивать
ресурсы тоталитарных режимов только
принуждением и страхом в чистом
виде. Кроме того, тоталитарный тип
власти апеллирует и к ценностям
(либо классовым, либо национальным), проводит
тотальное промывание мозгов. Однако
мобилизационные системы должны
формировать и собственную
Однако объяснить установление
тоталитаризма только способностью
правящей элиты подчинить все
общественные процессы реализации коллективной
цели недостаточно. Оказывается, что
эта способность подпитывается
ментальностью и культурой
До XX в. установление тоталитаризма
осложнялось отсутствием
Растущее разделение и
специализация индустриального
труда разрушали
В этих условиях у работника,
выбитого из прежней системы социальных
связей (коллективистско-
Громадный управленческий аппарат государства, бюрократия, чиновничество, служит своеобразным «приводным ремнем» политики правящих кругов. Свою роль в распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую эти ментальные традиции и придавшую им дополнительный общественный резонанс и значение.
Дифференциация социальных
ролей и функций, обусловленная
разделением труда в
Объективно благоприятные
предпосылки для формирования тоталитарных
режимов вовсе не означают фатальной
неизбежности их установления - все
зависит от зрелости гражданского общества,
наличия демократической
Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы чаще всего возникают при чрезвычайных обстоятельствах: в условиях нарастающей нестабильности в обществе; системного кризиса, охватывающего все сферы жизни; необходимости решения какой-либо стратегической задачи, чрезвычайно важной для страны. Так, возникновение фашизма в странах Западной Европы было реакцией на кризис либеральных ценностей и институтов парламентаризма, оказавшихся не в состоянии обеспечить стабильность и интеграцию системы в условиях глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование коммунистического тоталитаризма в советском обществе было обусловлено, при всех прочих причинах, необходимостью проведения индустриализации в исторически сжатые сроки, что было возможно при условии концентрации власти в руках лидера и узкого круга его сторонников.
Необходимость сохранения идейной
чистоты и целеустремленности в
построении «нового» общества предполагала
и совершенно особое построение институциональной
и нормативной сферы
Потребность в жесткой идейной ориентации государственной политики, поддержании постоянного идеологического контроля за деятельностью всех органов власти предопределила срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.
Именно на его примере хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически всех государственных структур и органов власти. Закрепленная в конституции страны руководящая роль коммунистической партии означала полный приоритет идеологических подходов при решении любых общезначимых (государственных) экономических, хозяйственных, региональных, международных и прочих проблем.
Полное политическое господство
этого государства-партии проявилось
в безусловном и неоспоримом
господстве централизованного контроля
и планирования в экономической
сфере. Полное господство крупных предприятий,
недопущение частной
Монолитность политической власти предполагала не разделение, а практическое срастание всех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Политическая оппозиция как публичный институт полностью отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы целиком и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя, таким образом, сугубо декоративную функцию.
Для контроля за этим монопольным политическим порядком власти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Германии - отряды СС, в СССР - ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего исключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя. Одновременно это была и наиболее привилегированная область госслужбы, работники которой наиболее высоко оплачивались, а инфраструктура интенсивно развивалась, усваивая и воплощая самые передовые мировые технологии. В сочетании с усилением механизмов административного контроля потребность в постоянном контролировании общества обусловила тенденцию к возрастанию и усилению массовости аппарата власти. Таким образом, в обществе все время присутствовала потребность в увеличении численности служащих. На этой основе в СССР сложился мощный слой номенклатуры, служебно-профессиональной касты, обладавшей колоссальными социальными привилегиями и возможностями.
В силу этих базисных свойств
тоталитаризм функционировал как система,
наиболее ярко противостоявшая плюрализму,
множественности агентов и
Несмотря на постоянно провозглашаемый «народный» характер власти, система принятия решений в тоталитарных системах оказалась абсолютно закрытой для общественного мнения. Формально провозглашенные законы, нормы, конституционные положения не имели никакого значения по сравнению с целями и намерениями властей. Конституция 1936 г. была одной из самых демократических в мире. Но именно она прикрывала массовые репрессии коммунистов против собственного народа. Наиболее же типичным и распространенным основанием реального регулирования общественных отношений служила ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализация их позиций.
Информация о работе Тоталитаризм, как тип политического режима